Кузя – бот-помощник фонда
В 2020 году благотворительный фонд «Помоги.Орг» разработал чат-бота для мессенджеров Telegram, WhatsApp и Viber, который стал основой программы под названием «Не одни». Задача бота — поддерживать связь с людьми преклонного возраста и одинокими родителями детей, имеющих особенности здоровья, чтобы в тревожной ситуации вызвать помощь. Отправляя контрольные сообщения, Кузя помогает фонду понять, что с его подопечными все в порядке.
Бот появился в ответ на трагедию, когда внезапная смерть взрослого привела к гибели подростка-инвалида, не способного позаботиться о себе. 6 декабря 2019 года в удмуртском городе Можга при вскрытии квартиры специалисты обнаружили тела 51-летней женщины и ее тринадцатилетнего сына. После смерти матери подросток неделю находился один в квартире и умер от истощения.
Бота-помощника зовут Кузя. Каждый день он отправляет своим подопечным сообщения, чтобы проверить, все ли у них хорошо. Когда никто не отвечает, сотрудник фонда сам звонит абонентам. Если оператор не может дозвониться, он звонит доверенному лицу подопечного — это может быть неравнодушный сосед, родственник или просто знакомый, живущий рядом. Контакты доверенного лица оставляет сам подопечный при подключении к системе. В кризисной ситуации оператор свяжется с экстренными службами — полицией, МЧС, вызовет скорую, передаст информацию центру социальной защиты населения, в котором обслуживаются подопечные.
Кузя всегда на связи. И сейчас он может не только позвать на помощь, но и связать своего подопечного с психологом, пригласить к ребенку няню, чтобы родитель отдохнул, оказать консультативную медицинскую помощь.