Авторы контента

Раксана Самохвалова: «Блогеры – это новая энергия»

12 апреля 2023
11 мин. чтения
Раксана Самохвалова: «Блогеры – это новая энергия»

Раксана Самохвалова, блогер ОК, «Женщина года – 2020» по версии читателей Glamour, дважды лучший блогер в сфере красоты премии «Невские Берега», телеведущая, рассказала, как продвигаться начинающим блогерам в 2023 году, на какие тренды обратить внимание и почему первое собственное шоу о путешествиях она опубликовала именно в ОК.

– Рокси, расскажи о своем пути: как ты стала блогером с миллионной аудиторией?

Мой блог появился лет шесть назад, когда я оборвала все связи из «прошлой жизни», переехала из Курска в Питер и завела новые страницы в соцсетях. Сначала был контент про косметику. Чуть позже я начала экспериментировать с необычными фотографиями и липартом – мини-рисунками на губах. Благодаря этому меня стали замечать бренды, а после начали приходить и просить разрешения на использование моих постов как UGC (от англ. user generated content – «контент, созданный пользователями»).

За первый год я набрала 10 тысяч подписчиков и начала делать рекламные публикации за бартер. Следующая реперная точка – 50 тысяч подписчиков, а к бартеру добавились гонорары за публикацию. Затем мой блог вырос до 100 тысяч подписчиков – это уже принесло публичность: люди начали узнавать меня на мероприятиях и подходить с просьбой сфотографироваться. Бренды стали приглашать в пресс-туры, и в мою жизнь вошли путешествия.

Когда у меня было 200 тысяч подписчиков, я зарабатывала на блоге столько, что смогла уйти с работы. При аудитории в 500 тысяч подписчиков я уже постоянно ездила в столицу на различные мероприятия, съемки, в пресс-туры. В 2020 году меня пригласили в «Школу Первого канала», и я переехала в Москву, потому что захотела развиваться в сфере телевидения и быть ведущей. Это было следующей ступенью развития – чуть-чуть выходить за рамки блога. Затем я пошла в Высшую школу «Останкино», и, пока там училась, аудитория достигла 1,5 миллиона человек. Сейчас моя совокупная аудитория с разных площадок – около 3 миллионов.

– Ты недавно начала активно вести блог в ОК. Каково это – расти с нуля на новой площадке?

–  У меня не вызывают страха новый старт и необходимость завоевать доверие аудитории. Все грабли уже собраны, и появилось понимание, как обеспечить блогу более быстрый, качественный, крутой рост. Главное правило, по которому я всегда работаю: ты создаешь и делаешь контент для одного человека так, будто тебя уже смотрят миллионы.

Обычно молодые блогеры смотрят на больших авторов и думают: мы так не сможем. Все вы сможете, дайте себе время! Сейчас очень много профессионалов по продвижению, которые все расскажут, все покажут. Не нужно все взваливать на свои плечи. Это была моя ошибка – я думала, что могу быть и видеографом, и фотографом, и блогером, и всем остальным. Каждый должен заниматься своим делом.

Блогеры про Одноклассники 20230404

– Рокси, расскажи о своем пути: как ты стала блогером с миллионной аудиторией?

– Мой блог появился лет шесть назад, когда я оборвала все связи из «прошлой жизни», переехала из Курска в Питер и завела новые страницы в соцсетях. Сначала был контент про косметику. Чуть позже я начала экспериментировать с необычными фотографиями и липартом – мини-рисунками на губах. Благодаря этому меня стали замечать бренды, а после начали приходить и просить разрешения на использование моих постов как UGC (от англ. user generated content – «контент, созданный пользователями»).

За первый год я набрала 10 тысяч подписчиков и начала делать рекламные публикации за бартер. Следующая реперная точка – 50 тысяч подписчиков, а к бартеру добавились гонорары за публикацию. Затем мой блог вырос до 100 тысяч подписчиков – это уже принесло публичность: люди начали узнавать меня на мероприятиях и подходить с просьбой сфотографироваться. Бренды стали приглашать в пресс-туры, и в мою жизнь вошли путешествия.

Когда у меня было 200 тысяч подписчиков, я зарабатывала на блоге столько, что смогла уйти с работы. При аудитории в 500 тысяч подписчиков я уже постоянно ездила в столицу на различные мероприятия, съемки, в пресс-туры. В 2020 году меня пригласили в «Школу Первого канала», и я переехала в Москву, потому что захотела развиваться в сфере телевидения и быть ведущей. Это было следующей ступенью развития – чуть-чуть выходить за рамки блога. Затем я пошла в Высшую школу «Останкино», и, пока там училась, аудитория достигла 1,5 миллиона человек. Сейчас моя совокупная аудитория с разных площадок – около 3 миллионов.

– Ты недавно начала активно вести блог в ОК. Каково это – расти с нуля на новой площадке?

–  У меня не вызывают страха новый старт и необходимость завоевать доверие аудитории. Все грабли уже собраны, и появилось понимание, как обеспечить блогу более быстрый, качественный, крутой рост. Главное правило, по которому я всегда работаю: ты создаешь и делаешь контент для одного человека так, будто тебя уже смотрят миллионы.

 

Обычно молодые блогеры смотрят на больших авторов и думают: мы так не сможем. Все вы сможете, дайте себе время! Сейчас очень много профессионалов по продвижению, которые все расскажут, все покажут. Не нужно все взваливать на свои плечи. Это была моя ошибка – я думала, что могу быть и видеографом, и фотографом, и блогером, и всем остальным. Каждый должен заниматься своим делом.

Раксана Самохвалова про Одноклассники 20230404

– Ты недавно опубликовала в ОК «пилот» собственного тревел-шоу. Чем продиктовано это решение?

– Я действительно эксклюзивно опубликовала свое первое тревел-шоу в Одноклассниках, только там! Я так тряслась за это тревел-видео и, выбирая между разными соцсетями, выбрала ОК. Почему? В 2022 году я увидела, что соцсеть резко изменила свой вектор развития. Вникла, посмотрела, как тут все работает, и мне понравилось. Раньше я заливала туда контент через системы репостинга и особо не отслеживала активность аудитории, а сейчас сама все веду вручную.

В ОК много органического трафика. Ни для кого не секрет, что в других соцсетях процент органического охвата минимальный. ОК – та соцсеть, где реально «залетают» публикации, как нигде больше, причем даже из новых групп, если правильно их оформить. Как пример, видео группы с десятью участниками может собрать 50 тысяч охвата – это реальный кейс. У моего видео было примерно в два раза больше, хотя в группе пока не очень много участников.

Я даже мужа своего пригласила сюда. Более того, после знакомства с командой по работе с авторами я начала активно вписываться в проекты ОК: уже были прямой эфир с «Золотого граммофона», съемка для NEWS.ru, впереди другие интеграции.

– Что тебя заставило задуматься о том, чтобы попробовать еще одну соцсеть?

Я как эксперт по построению личного бренда знаю, что нужно быть в каждой соцсети. Команда по работе с авторами в ОК максимально вкладывается в то, чтобы на площадке появлялся классный контент. Я вижу, как ОК поддерживают новых авторов, которые делают клевый контент с помощью своих алгоритмов и спецпроектов. При этом в соцсети нет пула избранных авторов-любимчиков, здесь именно акцент на контент. Это прямо топово!

– Какие советы ты бы дала новичкам?

– Ведение блога – это работа, которая приносит не только удовольствие от самовыражения, но и деньги. Блогеры – новая энергия, все хотят быть причастны к инфлюенсерам.

В 2023 году контент из серии «я покушала, я погуляла, я поспала» может заходить только у очень крутых звезд. Людям все еще интересно, как поспала Рианна и как она с утра выглядит. Но если вы не достигли уровня мировой звезды, вам нужно все-таки нацелиться на определенную нишу.

Первое и основное в работе по продвижению – нужно делать «распаковку» личности, которая позволяет глубже понять человека: в чем он уже эксперт, где пока еще растет, что ему интересно.

  • Сфера деятельности обычно берется за одну рубрику для контента. Это могут быть профессиональные инсайты, вопросы, задачи.
  • Вторая ветка – показывать аудитории свои слабые стороны и расти вместе с ней. Например, моя больная тема – английский язык, и это отзывается многим подписчикам, а в блоге это повод сблизиться с аудиторией и разделить общую проблему. Всем хочется посмотреть, как человек падает, но поднимается.
  • Третья ветка – зона интересов. В 2023 году актуален тренд на личный бренд. Салонов красоты много, клиник много. Почему должны прийти именно к вам? Идут на людей, на владельцев бизнеса, которые рассказывают и показывают себя реальных. Например, человек может быть классным медиком, но что он еще из себя представляет? Может быть, он любит на лошадях кататься или на байке гонять?

 

Чтобы все это «упаковать» в единую логику, нужно прописать стратегический план: кто ты, что ты, как проявляешься. Затем нужен контент-план и план съемок – дни недели, образы, что под какой контент снимать. Параллельно нужно продумать продвижение за пределами соцсети, поэтому добавляется пиар-стратегия.

– Можно ли начать вести блог в 2023-м и набрать миллионную аудиторию?

– Количество подписчиков не гарантирует достижения поставленных целей. Надо самому себе честно ответить на вопрос: что я хочу от блога – поделиться с миром своим завтраком, заработать денег, создать личный бренд или просто выплескивать какие-то эмоции?

Придется вкладывать энергию и деньги. Когда я завела блог, тратила на продвижение гораздо больше, чем зарабатывала на нем, – весь доход от блога, плюс зарплату, полученную на двух работах. Если вы тоже хотите быстро набирать аудиторию, подумайте, сколько готовы потратить: 10 тысяч, 50 тысяч, 100 тысяч, миллион? С любым бюджетом можно начать продвигаться, важно – начать.

Но если у вас не определены цели ведения блога, результата не будет. Есть примеры того, как блогеры набрали миллионную аудиторию на каком-то простом классном контенте, но не смогли ее монетизировать.

– Какие цели ты ставила перед собой, когда заводила блог?

Мой выбор пал на блог про косметику, потому что я люблю краситься, создавать новые образы и хорошо разбираюсь в «баночках». В 2019 году я поняла, что из блога можно сделать бизнес, потому что подписчики – это социальный капитал. После этого я начала ставить себе четкие цели: 10 миллионов подписчиков, определенный уровень дохода, награды, своя передача, свобода и независимость от «боссов».

– Ты упомянула, что относишься к блогу как к бизнесу. Как ты строишь свой бизнес: сколько времени ему уделяешь, какая у тебя команда и сколько денег он приносит?

– У меня есть команда: менеджеры по продаже рекламы, юристы, пиар-менеджер, пиар-директор, фотографы в разных городах. Я не раскрываю свои доходы, но могу сказать так: если вы хотите заработать миллионы – да, это можно сделать на блоге. Мне пришлось открыть ИП. Люди, которые разбираются в разнице доходов ИП и самозанятого, могут понять, о чем я говорю.

В бизнесе мне помогает твердое убеждение: контент в блоге должен быть всегда. Блог – это не про вдохновение. Если мы будем ждать вдохновения, не будем делать ровным счетом ничего. А вот стратегия, контент-план и заранее записанные видео помогают в момент любого творческого кризиса. В период выгорания, когда у тебя нет вдохновения, ты просто открываешь контент-план и идешь по схеме, чтобы не было просадок в работе.

Блог стал частью жизни, и для меня любое событие – одновременно и отдых, и работа. Я постоянно снимаю, но делаю это с удовольствием. Когда провожу время с друзьями и близкими, бывает, не беру телефон и не отвечаю на комментарии и сообщения, но надолго из медиапространства не пропадаю.

Для меня блог измеряется не только деньгами, которые можно заработать, а моей пользой для мира. Благодаря блогу я приняла участие в социальном проекте и сняла документальный фильм о буллинге. Когда я начала рассказывать свою историю жизни и открыто говорить о травле учителей, мне писали сотни девочек о том, что они тоже переживают подобное. Мне потребовалось набрать миллионную аудиторию и лояльность читателей, чтобы мой голос услышали. Мир устроен таким образом, что слышат только сильных и смелых.

– Какие негативные стороны блогинга ты можешь назвать?

Думаю, я не буду оригинальна, если скажу, что обратная сторона – это периодическое выгорание. Типичная ситуация для каждого блогера. Причины могут быть разные: либо не хватает отклика от аудитории, либо твою работу принижают, либо нет ожидаемого дохода. Если мы что-то создаем как авторы контента и отдаем свое время и энергию, мы что-то должны получить в ответ. Поэтому не надо бояться ставить цены за свои услуги.

Еще одна обратная сторона – родственники будут вашими главными хейтерами. Абсолютно все люди боятся начать блог, потому что ожидают осуждения от близких. Мой бывший молодой человек обесценивал мою работу. Моя мама – главный хейтер. Ей не нравятся мои проекты, мой контент, в ОК она везде мне пишет комментарии. Когда я делала большие социальные проекты, мама мне сказала: «Зачем ты это рассказала? Сор из избы не выносят». Непонимание близких – это очень сложно, и в какой-то момент ты должен сделать выбор. Я свой выбор сделала и иду по своему пути. Если кому-то это не нравится, это их мнение. Вообще, хейт – хороший признак успеха. Не осуждают только тех, кто ничего не делает.

– Что бы ты пожелала тем, кто хочет стать таким блогером, как ты?

Следите за трендами. Сейчас, в 2023 году, пришло время показывать себя через ценности, хобби, увлечения. И если вы достаточно внимательны, то должны были заметить, что одна соцсеть сделала этот тренд своим ключевым посылом и организовала все технические возможности для того, чтобы авторы контента могли проявляться. Дерзайте!

1
1
2
1
3

Материалы по теме

Как защитить авторские права на контент в соцсетях: разъяснения юриста

Благодаря соцсетям мы можем делиться с другими людьми своими мыслями, идеями и творчеством. С ростом популярности платформ для обмена контентом увеличивается и риск неправомерного использования чужих работ. 

В этой статье юрист по авторским правам кинокомпании «Арна Медиа» Николай Бычков разобрал основные методы защиты контента в соцсетях от недобросовестного использования, а также поделился рекомендациями, как избежать нарушений и эффективно реагировать на них.

Говоря о контенте, мы подразумеваем посты в социальных сетях, фильмы, клипы, книги, музыку. Всё это — результаты интеллектуальной деятельности. Права на эти и другие результаты интеллектуальной деятельности закреплены в Гражданском кодексе РФ.

Согласно главе 70 ГК РФ, которая называется «Авторское право», охраняются права на различные виды контента: тексты, изображения, иллюстрации, фотографии, видео и аудиозаписи. Важно, чтобы контент был результатом творческого труда человека.

Чтобы использовать чужой контент, нужно получить разрешение от его автора или правообладателя. Это значит, что нельзя брать чужое изображение и использовать его для создания мемов или одежды, применять для разработки товарного знака, включать в коллажи или создавать на его основе новые произведения в виде изображений или в другой форме. Также обычно нельзя выкладывать результаты интеллектуальной деятельности на других сайтах без разрешения автора или правообладателя.

Если вы сняли видеоролик о том, как здорово вести блог в ОК, а кто-то другой создал почти такой же ролик в другой платформе, используя те же слова и сюжет — это будет нарушением авторских прав на ваш ролик. С таким выводом соглашается и свежая судебная практика.

Однако защитить права на короткие аудиовизуальные произведения может быть непросто. Короткие видео часто содержат мало уникальных особенностей, поэтому другие недобросовестные авторы могут утверждать, что не копировали контент, а просто использовали похожую идею.

Идеи сами по себе не охраняются авторским правом. Если вы просто расскажете, о чём ваше видео или текст, это не будет охраняться законом. Но если вы создадите сценарий ролика или же драфт текста, то такие труды будут охраняться авторским правом.

Например, если вы кратко опишете сюжет: «герой заходит в кафе, заказывает кофе, пьёт его и проливает на себя», это вряд ли будет считаться результатом интеллектуальной деятельности. Но если вы детально разработаете сценарий, описав обстановку, диалоги, шутки и то, как достигается юмористический эффект, вам будет легче доказать нарушение ваших прав, если кто-то создаст похожее видео.

Есть два способа использовать чужой контент без нарушения авторских прав:

Есть два способа использовать чужой контент без нарушения авторских прав:

Чтобы подтвердить получение разрешения от правообладателя, нужны доказательства. Это может быть лицензионное соглашение или уведомление, подписанное правообладателем лично или отправленное по электронной почте. Важно, чтобы имелись доказательства того, что адрес электронной почты действительно принадлежит правообладателю и письмо отправил он сам или его представитель.

Случаи свободного использования произведений закреплены в статьях 1273–1279 Гражданского кодекса РФ. В них сказано, что третьи лица могут использовать чужие произведения без предварительного согласия автора или правообладателя и без выплаты компенсации. Но обязательно нужно указать автора и источник заимствования.

На практике редко когда можно свободно использовать чужие произведения из-за строгих требований закона к условиям для такого использования. Но в большинстве случаев, когда это возможно, свободное использование происходит на основании статьи 1274 Гражданского кодекса РФ. Она позволяет свободно использовать произведения в информационных, научных, полемических, критических, информационных и учебных целях, а также для цитирования — в объёме, оправданном целью цитирования.

Кроме того, статья 1274 ГК РФ разрешает использовать чужое произведение для создания пародий или карикатур на основе оригинального правомерно обнародованного произведения. Важно помнить, что во всех случаях свободного использования объём такого использования должен быть оправдан целями. Например, нельзя целиком опубликовать недавно вышедший блокбастер для критики и полемики.

Если вы используете материалы из открытых источников на основе права свободного использования, обязательно указывайте ссылку на ресурс, откуда взяли информацию, и указывайте имя автора. Если таких данных нет, указывайте имя пользователя, опубликовавшего произведение. 

Если вы хотите создать похожее произведение, это можно сделать только в одном случае — если вы создаёте пародию. Но пародия должна быть оправдана, как и объём использования исходного материала.

Например, правообладатель изображения Ждуна строго запрещает всем третьим лицам использовать его без разрешения. В России было много судебных разбирательств, связанных с использованием этого изображения. Правообладатель требовал компенсации за случаи незаконной продажи товаров с изображением Ждуна, размещения Ждуна на сайтах и использование его в другом контенте.

Правообладатели популярных мемов и другого подобного контента, как правило, не против того, чтобы другие люди их использовали. Но бывают и исключения.

Чтобы подтвердить своё авторство, можно использовать текстовые и визуальные материалы, а также переписку. Важно сохранять как окончательную версию, так и черновики. Это поможет, если кто-то скажет, что первоначальный сценарий ролика или поста сильно отличается от того, что вы опубликовали. Вы сможете показать, что сценарий изменился в процессе работы над публикацией.

В качестве доказательства можно использовать переписку в мессенджерах, где сообщения нельзя удалить или изменить после отправки или спустя некоторое время. Также подойдёт электронная почта: отправьте текст вашего произведения, а также видео, фото, аудиофайлы и сам видеоролик на свой e-mail и почтовые адреса тех людей, которым вы доверяете. Лучше выбирать разные почтовые сервисы — на случай технических неполадок и недоступности данных. Так вы докажете, что произведение существовало в объективной форме до того, как его опубликовал оппонент.

Какие материалы важно сохранить:

Чтобы подтвердить своё авторство, можно использовать текстовые и визуальные материалы, а также переписку. Важно сохранять как окончательную версию, так и черновики. Это поможет, если кто-то скажет, что первоначальный сценарий ролика или поста сильно отличается от того, что вы опубликовали. Вы сможете показать, что сценарий изменился в процессе работы над публикацией.

В качестве доказательства можно использовать переписку в мессенджерах, где сообщения нельзя удалить или изменить после отправки или спустя некоторое время. Также подойдёт электронная почта: отправьте текст вашего произведения, а также видео, фото, аудиофайлы и сам видеоролик на свой e-mail и почтовые адреса тех людей, которым вы доверяете. Лучше выбирать разные почтовые сервисы — на случай технических неполадок и недоступности данных. Так вы докажете, что произведение существовало в объективной форме до того, как его опубликовал оппонент.

Какие материалы важно сохранить:

Нужно сохранить исходные материалы, которые были созданы на физических носителях или в цифровом формате, в первозданном виде. Если вы будете хранить эти файлы в облачном хранилище, это будет менее убедительным доказательством авторства — вам будет сложнее подтвердить, что в файлы не вносили изменений. Дело в том, что при загрузке файла в облачное хранилище может произойти перезапись метаданных файла, из-за чего информация о дате и времени создания будет искажена.

В случае неправомерного использования важно правильно собрать доказательства и заверить их перед обращением к нарушителю. Что нужно предпринять, если кто-то скопировал вашу работу:

Соберите доказательства работы над контентом. Если вы собираетесь что-то опубликовать — фотографию, изображение, текст, видео — соберите все материалы и конечный продукт в одном сообщении или архиве и отправьте себе и надёжным людям по электронной почте. Отправьте как итоговые версии объектов, так и рабочие версии. Это подтвердит, что на момент отправки результаты вашей интеллектуальной деятельности уже существовали. Это также будет дополнительным подтверждением вашего авторства.

Составьте протокол осмотра. Если вы обнаружите, что кто-то скопировал вашу работу, вы можете обратиться к нотариусу для составления протокола. Это нужно сделать до того, как вы обратитесь к человеку, который, по вашему мнению, нарушает ваши права. Если сначала написать ему, он может удалить контент.

При составлении нотариального протокола осмотра или при осмотре доказательств, размещённых в интернете, важно показать, что вы смотрите именно на нужную страницу, а не на подделку. Необходимо записать все действия, которые вы выполняете, чтобы открыть страницу или найти доказательство, чтобы исключить возможность обмана или нарушения.

Оформление нотариальных протоколов осмотра стоит дорого: если речь идёт о больших текстовых файлах, то нужно заверить не меньше 5–7 страниц. Если это окажется слишком затратно или нецелесообразно, можно использовать сервис WebJustice для подтверждения ваших доказательств — материалов, отправленных вами ранее, или тех, что размещены в социальных сетях. Это, как правило, дешевле.

Также можно попробовать обойтись и вовсе без нотариального протокола осмотра и WebJustice — просто зафиксировать факт нарушения самостоятельно. Однако это более сложно и требует тщательной текстовой и фотофиксации буквально каждого шага, начиная с момента включения устройства, с помощью которого производится осмотр.

В судах общей юрисдикции и арбитражных судах нет единого подхода к тому, как предоставлять доказательства нарушений прав на ваш контент в сети. Поэтому лучше всего придерживаться нотариального протокола осмотра, чтобы обеспечить максимальную безопасность и надёжность доказательств.

Направить требования нарушителю. После того как вы зафиксировали нарушение, вы можете обратиться к нарушителю с требованием удалить контент и выплатить вам компенсацию в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей. Размер компенсации зависит от конкретного случая, но обычно суды ориентируются на минимальные суммы.

Обратиться в суд в случае отказа устранить нарушение. Если нарушитель не выполняет какое-либо ваше требование, вы можете обратиться в суд. Это возможно даже в том случае, если нарушитель удалил контент по вашему требованию, но, например, отказался выплатить компенсацию или выплатил её в меньшем размере.

В случае неправомерного использования важно правильно собрать доказательства и заверить их перед обращением к нарушителю. Что нужно предпринять, если кто-то скопировал вашу работу:

Соберите доказательства работы над контентом. Если вы собираетесь что-то опубликовать — фотографию, изображение, текст, видео — соберите все материалы и конечный продукт в одном сообщении или архиве и отправьте себе и надёжным людям по электронной почте. Отправьте как итоговые версии объектов, так и рабочие версии. Это подтвердит, что на момент отправки результаты вашей интеллектуальной деятельности уже существовали. Это также будет дополнительным подтверждением вашего авторства.

Составьте протокол осмотра. Если вы обнаружите, что кто-то скопировал вашу работу, вы можете обратиться к нотариусу для составления протокола. Это нужно сделать до того, как вы обратитесь к человеку, который, по вашему мнению, нарушает ваши права. Если сначала написать ему, он может удалить контент.

При составлении нотариального протокола осмотра или при осмотре доказательств, размещённых в интернете, важно показать, что вы смотрите именно на нужную страницу, а не на подделку. Необходимо записать все действия, которые вы выполняете, чтобы открыть страницу или найти доказательство, чтобы исключить возможность обмана или нарушения.

Оформление нотариальных протоколов осмотра стоит дорого: если речь идёт о больших текстовых файлах, то нужно заверить не меньше 5–7 страниц. Если это окажется слишком затратно или нецелесообразно, можно использовать сервис WebJustice для подтверждения ваших доказательств — материалов, отправленных вами ранее, или тех, что размещены в социальных сетях. Это, как правило, дешевле.

Также можно попробовать обойтись и вовсе без нотариального протокола осмотра и WebJustice — просто зафиксировать факт нарушения самостоятельно. Однако это более сложно и требует тщательной текстовой и фотофиксации буквально каждого шага, начиная с момента включения устройства, с помощью которого производится осмотр.

В судах общей юрисдикции и арбитражных судах нет единого подхода к тому, как предоставлять доказательства нарушений прав на ваш контент в сети. Поэтому лучше всего придерживаться нотариального протокола осмотра, чтобы обеспечить максимальную безопасность и надёжность доказательств.

Направить требования нарушителю. После того как вы зафиксировали нарушение, вы можете обратиться к нарушителю с требованием удалить контент и выплатить вам компенсацию в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей. Размер компенсации зависит от конкретного случая, но обычно суды ориентируются на минимальные суммы.

Обратиться в суд в случае отказа устранить нарушение. Если нарушитель не выполняет какое-либо ваше требование, вы можете обратиться в суд. Это возможно даже в том случае, если нарушитель удалил контент по вашему требованию, но, например, отказался выплатить компенсацию или выплатил её в меньшем размере.

Кроме обращения в суд, можно решить проблему внутри самой платформы. Если вы обнаружили, что ваш контент опубликовали в другом аккаунте или группе, можно: 

Кроме обращения в суд, можно решить проблему внутри самой платформы. Если вы обнаружили, что ваш контент опубликовали в другом аккаунте или группе, можно: 

Нужно заполнить все обязательные поля в обращении: контактные данные, подтверждающие файлы и документы, информацию о нарушителе и как именно он  нарушил авторские права. Если каких-то данных не хватает — заявление вернут на доработку. 

Если кто-то захочет предоставить ложную информацию о вашем контенте или контенте других лиц, он может быть привлечён к ответственности. В таком случае ему придётся возместить расходы ОК на урегулирование спорных вопросов.

Нужно заполнить все обязательные поля в обращении: контактные данные, подтверждающие файлы и документы, информацию о нарушителе и как именно он  нарушил авторские права. Если каких-то данных не хватает — заявление вернут на доработку. 

Если кто-то захочет предоставить ложную информацию о вашем контенте или контенте других лиц, он может быть привлечён к ответственности. В таком случае ему придётся возместить расходы ОК на урегулирование спорных вопросов.

Контент в интернете, например, посты в соцсетях, фильмы, клипы, книги или музыка, созданные человеком и охраняется авторским правом. В Гражданском кодексе РФ есть глава 70 под названием «Авторское право», которая охраняет права на разные виды такого контента: тексты, изображения, иллюстрации, фотографии, видео и аудиозаписи.

Кейс «Мама готовит»: как с нуля создать успешный блог в ОК

При выборе той или иной соцсети в качестве основной площадки для блога авторам-новичкам важно понимать: опытные блогеры сталкивались со схожими трудностями на старте, ошибались и часто действовали наугад. И их опыт может быть полезен тем, кто только планирует создать свою группу или страницу. 

Создательница группы «Мама готовит» Алёна Коваленко рассказала, как начала свой путь в ОК — и как ей удалось пройти путь с нуля до победителя проекта «ТопБЛОГ» и успешного автора, получающего основной доход от своего контента.

Прежде чем стать блогером, я пять лет работала в банке — и за это время успела столкнуться с сильным эмоциональным выгоранием. В 2017 году декретный отпуск стал для меня облегчением, потому что больше не нужно было ходить в офис. Но я стала много времени проводить дома и заметила, что готовлю для семьи всё менее разнообразные блюда. Хотелось найти новые идеи — а где получать вдохновение, как не в интернете?

Я завела группу в ОК как «кулинарную книгу», в которой можно собирать интересные рецепты. Также там я иногда сохраняла посты с полезными советами для женщин. О блогинге в то время я не думала — и даже не знала, что это такое.

Постепенно у меня становилось всё больше подписчиков. Они ставили «классы», делились публикациями или писали комментарии. Мне нравилось такое «тёплое» отношение пользователей к контенту — им было интересно вообще всё, что я делаю. Но тогда я всё ещё не писала для группы собственные посты и никак не продвигала её.

В 2018 году я поняла, что на авторском контенте можно зарабатывать. В декрете доход от монетизации был бы для меня важным подспорьем. Поэтому я решила попробовать создавать авторский фото- и видеоконтент. Но несмотря на группу в ОК, которая существовала уже несколько лет, сначала я завела блог с собственными постами и видео на другой платформе. 

Привычную тему группы я решила не менять — о кулинарии можно писать и говорить бесконечно. Тем более, многим девушкам и женщинам знакома моя проблема. Они часто ломают голову, что приготовить на ужин или как удивить близких во время застолья, — а я даю ответ на эти вопросы. 

Впервые я подала заявку на участие в проекте «ТопБЛОГ» в 2022 году, во втором сезоне. Тогда при регистрации нужно было решить, в какой соцсети ты хочешь развивать группу или страницу. Я участвовала с другой платформой — но так получилось, что именно в это время я решила присмотреться внимательнее к возможностям ОК для блогеров. 

Например, я узнала, что ОК дополнительно поддерживают авторов качественного контента и приглашают поучаствовать в разных проектах. Я написала в сообщения в группу «Авторы в ОК». Менеджер ответил — и мы начали сотрудничать. Мне рассказали, как улучшить контент в группе и привлечь ещё больше подписчиков.

В 2022 году я стала финалистом проекта «ТопБЛОГ» и поехала в Москву, где выбирали победителей. Так я лично познакомилась с менеджерами по работе с авторами ОК. Они поддержали меня — и это сильно вдохновило меня дальше развивать группу.

Например, мне посоветовали снимать больше видео, где я сама появляюсь в кадре. Это помогло ближе познакомиться с аудиторией — подписчики увидели, кто ведёт блог. А вокруг группы сложилось комьюнити активных и увлечённых людей, которым нравлюсь именно я как кулинарный автор. 

Также менеджеры команды по работе с авторами начали приглашать меня поучаствовать в различных проектах для блогеров платформы. После второго сезона «ТопБЛОГа» я выбрала ОК как основную платформу для своего блога. И вот почему: 

  • Меня подкупила душевность аудитории ОК. Это фантастические люди — открытые, общительные и очень отзывчивые. 
  • На платформе удобно публиковать контент. Например, я могу писать статьи с иллюстрациями или загружать видео разных форматов — короткие и длинные ролики. 

Мне понравилось вести группу в ОК. Поэтому я решила, что через год попробую с новой основной платформой подать заявку на участие в «ТопБЛОГе». 

В 2023 году я подала заявку на участие в ОК в третьем сезоне проекта «ТопБЛОГ» в категории «ТопБЛОГеры» для авторов, у которых более трёх тысяч подписчиков. За полгода мне нужно было достичь нескольких целей — опубликовать определённое количество постов, увеличить охваты и привлечь много новых подписчиков. 

Чтобы пройти в финал, нужно было выполнять обязательные требования организаторов для участников проекта — например, увеличить количество подписчиков и вовлечённость аудитории. Было сложно, но я справилась. Думаю, когда я начала делать больше уникального контента, пользователи оценили мои старания и заметили, что я стала больше времени уделять общению с аудиторией. В 2023 году количество подписчиков сильно выросло — от 42 тысяч в апреле до 86 тысяч в ноябре. А к Новому году в моей группе было уже более 100 тысяч пользователей. 

Мне удалось стать победителем третьего сезона проекта, а ещё получить специальную награду в специальной номинации от LiveDune для блога с самой высокой вовлечённостью аудитории — engagement rate. И ещё после победы я стала амбассадором «ТопБЛОГа» и резидентом Ресурсного центра Новых Медиа.

В 2023 году я подала заявку на участие в ОК в третьем сезоне проекта «ТопБЛОГ» в категории «ТопБЛОГеры» для авторов, у которых более трёх тысяч подписчиков. За полгода мне нужно было достичь нескольких целей — опубликовать определённое количество постов, увеличить охваты и привлечь много новых подписчиков. 

Чтобы пройти в финал, нужно было выполнять обязательные требования организаторов для участников проекта — например, увеличить количество подписчиков и вовлечённость аудитории. Было сложно, но я справилась. Думаю, когда я начала делать уникальный контент, пользователи оценили мои старания и заметили, что я стала больше времени уделять общению с аудиторией. В 2023 году количество подписчиков сильно выросло — от 42 тысяч в апреле до 86 тысяч в ноябре. А к Новому году в моей группе было уже более 100 тысяч пользователей. 

Мне удалось стать победителем третьего сезона проекта, а ещё получить специальную награду в специальной номинации от LiveDune для блога с самой высокой вовлечённостью аудитории — engagement rate. И ещё после победы я стала амбассадором «ТопБЛОГа» и резидентом Ресурсного центра Новых Медиа.

Благодаря сотрудничеству с командой по работе с авторами ОК мне также удалось ещё ярче проявить себя и поучаствовать в интересных проектах. Я стала экспертом сервиса «Увлечения» и получила специальную плашку рядом с названием группы. Меня стали приглашать на проекты от медиа в ОК: например, я писала пост о питании и рисовала со старшим сыном рисунок для телеканала «Ключ», а ещё выпустила короткий ролик о приготовлении десертов для проекта «Здравствуй, сладкий!» от телеканала «Суббота!» — его потом показали в эфире. 

Также ОК пригласили меня также сняться в фильме об успехах блогеров в 2023 году и рассказать о том, чего мне удалось добиться. Это было очень интересно и необычно. Съёмки дома на смартфон — это одно, а в студии с профессиональной техникой — совсем другое.

Благодаря сотрудничеству с командой по работе с авторами ОК мне также удалось ещё ярче проявить себя и поучаствовать в интересных проектах. Я стала экспертом сервиса «Увлечения» и получила специальную плашку рядом с названием группы. Меня стали приглашать на проекты от медиа в ОК: например, я писала пост о питании и рисовала со старшим сыном рисунок для телеканала «Ключ», а ещё выпустила короткий ролик о приготовлении десертов для проекта «Здравствуй, сладкий!» от телеканала «Суббота!» — его потом показали в эфире. 

Также ОК пригласили меня также сняться в фильме об успехах блогеров в 2023 году и рассказать о том, чего мне удалось добиться. Это было очень интересно и необычно. Съёмки дома на смартфон — это одно, а в студии с профессиональной техникой — совсем другое.

С момента как я начала активно развивать блог, что-то осталось неизменным, как общая тематика контента. Но были и важные перемены — я узнавала больше о ведении групп в соцсетях, тестировала разные форматы контента и обновляла технику для съёмок.

С момента как я начала активно развивать блог, что-то осталось неизменным, как общая тематика контента. Но были и важные перемены — я узнавала больше о ведении групп в соцсетях, тестировала разные форматы контента и обновляла технику для съёмок.

Чтобы готовить интересный контент о кулинарии, важно учитывать сезонность — то есть рассказывать о рецептах, которые подходят для определённого времени года. Например, летом я делюсь тем, как готовить блюда с овощами, еду для пикников или освежающие напитки. Осенью будут актуальны пироги, закрутки или малосольные огурцы, а зимой — салаты с майонезом.

Чтобы готовить интересный контент о кулинарии, важно учитывать сезонность — то есть рассказывать о рецептах, которые подходят для определённого времени года. Например, летом я делюсь тем, как готовить блюда с овощами, еду для пикников или освежающие напитки. Осенью будут актуальны пироги, закрутки или малосольные огурцы, а зимой — блюда к праздничному столу.

Сервис «Увлечения» в ОК помогает привлечь аудиторию в группу. Здесь пользователи смотрят контент о любимом хобби, оставляют реакции на публикации и, если автор заинтересовал, подписываются на блог. Например, кто-то может искать, что приготовить утром, в тематическом подразделе «Завтраки» — и увидеть мой видеорецепт.

Статус эксперта «Увлечений» показывает пользователям, что моему контенту можно доверять. А ещё я как эксперт могу публиковать полезные материалы в раздел «База знаний» — и это тоже помогает найти новую аудиторию в «Увлечениях». 

Сервис «Увлечения» в ОК помогает привлечь аудиторию в группу. Здесь пользователи смотрят контент о любимом хобби, оставляют реакции на публикации и, если автор заинтересовал, подписываются на блог. Например, кто-то может искать, что приготовить утром, в тематическом подразделе «Завтраки» — и увидеть мой видеорецепт.

Статус эксперта «Увлечений» показывает пользователям, что моему контенту можно доверять. А ещё я как эксперт могу публиковать полезные материалы в раздел «База знаний» — и это тоже помогает найти новую аудиторию в «Увлечениях». 

Я прошла много курсов по ведению групп в соцсетях, чтобы понять, как лучше развивать блог. И там подробно объясняли, как и зачем составлять контент-план. Но я привыкла работать без расписания выхода постов — оно мне не нужно. 

Я прошла много курсов по ведению групп в соцсетях, чтобы понять, как лучше развивать блог. И там подробно объясняли, как и зачем составлять контент-план. Но я привыкла работать без расписания выхода постов — оно мне не нужно. 

Сложно сказать однозначно, нужен или не нужен контент-план для авторов. Мне кажется, что каждый блогер должен сам выбирать комфортный режим работы. Я держу в голове, какие публикации я хочу сделать в ближайшее время и что опубликовать завтра. Кому-то удобнее делать не так, а чётко планировать каждый пост, заранее писать тексты и снимать материалы, чтобы быть свободными от блога большую часть времени. 

Начинающим авторам я бы посоветовала всё-таки создавать контент-план. Будет намного комфортнее, если у вас заранее подготовлен нужный материал, ты знаешь свои рубрики и когда должен быть опубликован материал.

Сложно сказать однозначно, нужен или не нужен контент-план для авторов. Мне кажется, что каждый блогер должен сам выбирать комфортный режим работы. Я держу в голове, какие публикации я хочу сделать в ближайшее время и что опубликовать завтра. Кому-то удобнее делать не так, а чётко планировать каждый пост, заранее писать тексты и снимать материалы, чтобы быть свободными от блога большую часть времени. 

Начинающим авторам я бы посоветовала всё-таки создавать контент-план. Будет намного комфортнее, если у вас заранее подготовлен нужный материал, ты знаешь свои рубрики и когда должен быть опубликован материал.

На мой взгляд, для текстовых постов с фотографиями подходят только простые рецепты на пару строк, или личный контент — например, поздравления подписчиков с праздниками. Поэтому основной тип контента в моём блоге — это видео.

В начале я публиковала много роликов с подробными рецептами, а также постов с фотографиями и инструкциями по приготовлению разных блюд. Сейчас я стараюсь чаще публиковать вертикальные клипы: пользователи активно смотрят короткие ролики, поэтому вовлечённость у такого контента выше. Но от более длинных видео я тоже не отказываюсь, потому что некоторые рецепты не покажешь за минуту.

На мой взгляд, для текстовых постов с фотографиями подходят только простые рецепты на пару строк, или личный контент — например, поздравления подписчиков с праздниками. Поэтому основной тип контента в моём блоге — это видео.

В начале я публиковала много роликов с подробными рецептами, а также постов с фотографиями и инструкциями по приготовлению разных блюд. Сейчас я стараюсь чаще публиковать вертикальные клипы: пользователи активно смотрят короткие ролики, поэтому вовлечённость у такого контента выше. Но от более длинных видео я тоже не отказываюсь, потому что некоторые рецепты не покажешь за минуту.

Я не использую профессиональную камеру: все видео и фото в группе сделаны на смартфон. Долгое время я снимала контент для блога на iPhone 7 Plus, а пару лет назад купила более современную модель, iPhone 13. Ещё у меня появилась лампа — но я использую её редко, потому что продукты при дневном свете выглядят красивее. А звук я записываю на микрофон-петличку.

Я не использую профессиональную камеру: все видео и фото в группе сделаны на смартфон. Долгое время я снимала контент для блога на iPhone 7 Plus, а пару лет назад купила более современную модель, iPhone 13. Ещё у меня появилась лампа — но я использую её редко, потому что продукты при дневном свете выглядят красивее. А звук я записываю на микрофон-петличку.

У меня есть группы и страницы на других платформах, но в них намного меньше подписчиков — и, соответственно, ниже доход.

Блог в ОК — моя основная работа, и я зарабатываю на контенте в первую очередь на этой площадке. У меня подключены программы монетизации авторов и видео. К тому же, я сотрудничаю с рекламодателями — проверенными и известными компаниями, которые будут интересны моим подписчикам. Прежде чем согласиться на рекламу, я проверяю продукты для обзора самостоятельно и оцениваю, всё ли соответствует описанию от бренда. 

Ежегодно как минимум с одной компанией я заключаю долгосрочный договор о сотрудничестве. Для партнёров и подписчиков я стараюсь готовить качественную нативную рекламу. Мне важно, чтобы рекламодатели оставались довольными результатами продвижения через мой блог, а аудитория получала полезный и качественный контент. Такой подход помогает выстраивать длительные отношения с рекламодателями — компании возвращаются ко мне, чтобы предложить новый проект.

У меня есть группы и страницы на других платформах, но в них намного меньше подписчиков — и, соответственно, ниже доход.

Блог в ОК — моя основная работа, и я зарабатываю на контенте в первую очередь на этой площадке. У меня подключены программы монетизации авторов и видео. К тому же, я сотрудничаю с рекламодателями — проверенными и известными компаниями, которые будут интересны моим подписчикам. Прежде чем согласиться на рекламу, я проверяю продукты для обзора самостоятельно и оцениваю, всё ли соответствует описанию от бренда. 

Ежегодно как минимум с одной компанией я заключаю долгосрочный договор о сотрудничестве. Для партнёров и подписчиков я стараюсь готовить качественную нативную рекламу. Мне важно, чтобы рекламодатели оставались довольными результатами продвижения через мой блог, а аудитория получала полезный и качественный контент. Такой подход помогает выстраивать длительные отношения с рекламодателями — компании возвращаются ко мне, чтобы предложить новый проект.

Тем, кто решится запустить свой блог ОК, я бы посоветовала не слушать скептиков. В последние годы команда платформы запустила много проектов и инструментов по поддержке блогеров. И тысячи авторов с разными тематиками в ОК — яркое тому подтверждение. 

Важно с самого начала создавать качественный авторский контент и общаться с аудиторией на понятном языке. Тогда пользователи оценят ваш труд — и сами потянутся к вам. Ведь именно открытость аудитории ОК помогла мне, например, получить награду за самых вовлечённый блог на платформе во время «ТопБЛОГа».

Тем, кто решится запустить свой блог ОК, я бы посоветовала не слушать скептиков. В последние годы команда платформы запустила много проектов и инструментов по поддержке блогеров. И тысячи авторов с разными тематиками в ОК — яркое тому подтверждение. 

Важно с самого начала создавать качественный авторский контент и общаться с аудиторией на понятном языке. Тогда пользователи оценят ваш труд — и сами потянутся к вам. Ведь именно открытость аудитории ОК помогла мне, например, получить награду за самых вовлечённый блог на платформе во время «ТопБЛОГа».

Одноклассники запускают первый в России профессиональный видеопроект в формате slow life

Одноклассники совместно с блогером соцсети запускают медитативное шоу – «Живые вещи». Главный герой этого проекта — природа. Это история без слов, в фокусе — спокойствие, плавность и детали. Ведущая и автор Катерина Пискунова не развлекает и не учит, а живёт внутри этой истории. Это первый в России профессиональный проект в формате slow life. «Живые вещи» сняты в рамках конкурса креативных концепций от Одноклассников. 

По задумке автора быт Катерины и её увлечение органично вплетается в сценарий. Зрители окунутся в мир леса и знаний о том, как жить в гармонии с окружающим миром. Катерина показывает, как то или иное растение может быть использовано в быту и кулинарии. Дары леса в её руках превращаются в свежеиспеченный хлеб, украшение стола или оригинальный напиток. Картинку сопровождает шелест листьев, звук воды, ветра и работы руками – своеобразный АСМР (автономная сенсорная меридиональная реакция – приятное покалывание, которое люди чувствуют в ответ на звуковые и визуальные стимулы), но с реальными, природными звуками. Шоу будет выходить эксклюзивно в ОК в группе блогера «Живые вещи».  

Нужного эффекта во многом удалось достичь благодаря съёмкам в месте, где живёт автор проекта – в Нижегородской области. Здесь рукодельница действительно собирает материалы для своих творческих работ и находит вдохновение. А одна из собак Катерины стала её верным напарником и в кадре. 

Все съемки начинались рано утром, чтобы передать пробуждение леса: туман, росу, звонкие голоса пернатых. Создать уютную картинку, знакомую многим с детства, помогли рехаус-объективы — переработанная под современные стандарты советская оптика. Нужное настроение повествования также поддерживает минималистичная инструментальная музыка, она позволяет расставлять важные акценты.

Каждый выпуск  — самостоятельная короткометражка, поэтому смотреть их можно в любом порядке. Проект будет интересен тем, кто хочет отвлечься от информационного шума и узнать больше о том, как богатства растительного мира можно интегрировать в повседневную жизнь.

Катерина Пискунова стала одной из победительниц «БлогШоу» — конкурса креативных концепций собственного онлайн-шоу для блогеров Одноклассников. Авторы контента воплощают свою задумку вместе с профессиональной командой. Блогеров сопровождают на всех этапах: от проработки сценария до финального продюсирования и продвижения в ОК.