Наталья Павлова, руководитель отдела рекламной монетизации ОК, побывала в гостях у KOTELOV podcast и рассказала о работе рекламы на платформе, об использовании больших данных и о продуктовых исследованиях в соцсети.
— Какие задачи ты решаешь в ОК?
— Мы с командой стараемся сохранять баланс между увеличением доходов соцсети и заботой об интересах пользователей. Очевидно, что при всех экспериментах мы смотрим на результаты A/B-тестирований и ориентируемся на ожидания топ-менеджмента платформы. Иногда требования могут вступать в противоречие — например, трудно растить вовлечённость пользователей и при этом увеличивать количество денег, которые мы зарабатываем. Поэтому мы ищем баланс и проводим много экспериментов, а также иногда пробуем новые и смелые идеи.
— Как монетизируется платформа?
Основные источники дохода ОК — рекламная монетизация и IVAS (Internet Value-Added Services, англ. «пользовательские платежи в социальных сетях»). Вы можете покупать за ОКи подарки, бонусы в играх или режим «Невидимка», чтобы другие пользователи не увидели, когда вы были на их странице. Обычно в ОК в разделе «Гости» можно посмотреть, когда другие пользователи смотрели на ваш профиль и во сколько.
— Как вы проводите исследования продукта в ОК?
— У нас есть очень много данных из логов, их достаточно, чтобы ответить на большинство вопросов, связанных с продуктом и технологиями. Когда не удаётся подтвердить гипотезы или нужно проверить, как метрики соотносятся с реальным поведением пользователей, мы обращаемся к исследованиям. Можно посмотреть, как долго пользователь задерживается на разном типе контента, как с ним взаимодействует, есть ли обратные скроллы, как поведение отличается в разную сезонность — все это позволяет генерировать гипотезы и понимать, в каком направлении необходимы изменения.
Мы регулярно проводим A/B-тесты и запускаем количественные и качественные исследования. Я ежедневно работаю с сотнями метрик, потому что нам важно понимать не только точки роста выручки, но и как изменения влияют опыт взаимодействия с продуктом. Интересно, что негативно могут реагировать на самые разные форматы — например, на пуш-уведомления. Понимание этого помогает не бороться с тем, что на самом деле не является проблемой, находить инсайты и лучше фокусировать внимание на важных задачах.
Также мы собираем фокус-группы и зовём людей из разных городов для глубинных интервью. Аудитория ОК распределена по всей стране, несмотря на то, что большая часть наших пользователей живёт в Москве и Санкт-Петербурге. Обычно мы встречаемся с пользователями через видеозвонки и просим поделиться своим опытом и рассказать об ожиданиях.
— Какие продуктовые эксперименты вы недавно проводили?
— Важный сервис ОК — это подарки. С их помощью пользователи могут порадовать друг друга и поздравлять с праздниками. Многие подарки платные и стоят от 1 до 35 ОК (внутренняя валюта соцсети). Курс ОК — чуть больше 1 рубля (в зависимости от выбранного способа оплаты). Не все готовы тратить внутреннюю валюту на подарки, поэтому мы дали возможность воспользоваться сервисом за просмотр рекламы. Но нам было важно проверить гипотезы и получить экспертизу со стороны команды продукта. Мы взяли нескольких пользователей из разных городов и провели глубинное интервью, на котором предложили им дарить подарки после просмотра рекламы и смотрели за их реакцией. Позже многие пользователи просили включить рекламу в подарках, чтобы не тратить ОКи.
— Как вы участвуете в развитии функциональности ОК как платформы и в улучшении пользовательского опыта?
— Мы — технологическая команда с продуктовым и AdTech компетенциями, которая занимается развитием инструментов соцсети, работой с данными и аналитикой.
Например, вместе с командой продукта мы управляем логикой показа рекламы в пользовательской ленте. Важно учитывать, как и по какой логике ранжируется контент, который будет показан пользователям. Наша команда монетизации отвечает за нативное отображение рекламы в контенте: чтобы она выглядела лакончино и позитивно влияла на опыт пользователей платформы. Реклама никогда не существует отдельно от продукта.
— Как вы выбираете, кому показывать ту или иную рекламу?
— Мы как платформа много знаем о пользователях. В ОК одна из самых сильных ML-команд на рынке, поэтому мы хорошо умеем работать с данными. Кроме того, в VK есть большое направление рекламных технологий, которое развивает алгоритмы наших платформ, в том числе новой VK Рекламы, на базе десятков петабайт данных. Наша общая задача — сделать рекламу нативной частью контента в ОК, чтобы она была интересна и полезна пользователям, и помогала расти предпринимателям. Алгоритмы понимают, какой аудитории может быть интересна реклама, и показывают её так, чтобы пользователь с большей вероятностью совершил целевое для бизнеса рекламодателя действие — совершил покупку, оформил заявку, установил приложение и так далее.
Результаты продвижения в ОК зависят от многих факторов. Например, бизнесу важно понимать, кто использует платформу, а также на какие креативы аудитория реагирует лучше всего. Наталья Павлова, руководитель отдела рекламной монетизации ОК, рассказала, как запустить эффективную рекламную кампанию на площадке.
В этом статье мы обсудим:
Ежемесячная аудитория ОК — 36 млн активных пользователей (каждый четвёртый пользователь интернета в России). Платформа популярна в разных частях страны. 19% аудитории ОК живут в Москве, 39% — в других городах-миллионниках, а 42% — в менее крупных населённых пунктах России. На втором месте в топе городов по количеству пользователей находится Краснодар, а на третьем — Новосибирск.
Наиболее активны в ОК платёжеспособные пользователи 35-55 лет. 55% из них — женщины, а 45% — мужчины. В основном аудитория ОК использует современные смартфоны: 87% пользователей имеют технику на операционной системе Android, 13% — на iOS.
Пользователям платформы интересны разные темы: одежда и обувь, красота и здоровье, ремонт, недвижимость, авто и т.д. Интересно, что для женщин не так актуален поиск новых знакомств в ОК, как для мужчин. Вы можете воспользоваться данными об аудитории платформы, чтобы эффективнее продвигать ваш продукт нужным пользователям.
При добавлении нового друга на платформе можно выбрать, кто он для вас — родственник, приятель, одноклассник, коллега и т. д. Многие пользователи общаются в ОК с членами семьи. Поэтому они честно рассказывают близким о своей жизни, реже публикуют продающий контент и не добавляют сильно отретушированные фотографии. Благодаря этому бизнесу может понадобиться меньше рекламных контактов, чтобы выстроить доверительные отношения с аудиторией и продать свой товар.
Ежемесячная аудитория ОК — 36 млн активных пользователей (каждый четвёртый пользователь интернета в России). Платформа популярна в разных частях страны. 19% аудитории ОК живут в Москве, 39% — в других городах-миллионниках, а 42% — в менее крупных населённых пунктах России. На втором месте в топе городов по количеству пользователей находится Краснодар, а на третьем — Новосибирск.
Наиболее активны в ОК платёжеспособные пользователи 35-55 лет. 55% из них — женщины, а 45% — мужчины. В основном аудитория ОК использует современные смартфоны: 87% пользователей имеют технику на операционной системе Android, 13% — на iOS.
Пользователям платформы интересны разные темы: одежда и обувь, красота и здоровье, ремонт, недвижимость, авто и т.д. Интересно, что для женщин не так актуален поиск новых знакомств в ОК, как для мужчин. Вы можете воспользоваться данными об аудитории платформы, чтобы эффективнее продвигать ваш продукт нужным пользователям.
При добавлении нового друга на платформе можно выбрать, кто он для вас — родственник, приятель, одноклассник, коллега и т. д. Многие пользователи общаются в ОК с членами семьи. Поэтому они честно рассказывают близким о своей жизни, реже публикуют продающий контент и не добавляют сильно отретушированные фотографии. Благодаря этому бизнесу может понадобиться меньше рекламных контактов, чтобы выстроить доверительные отношения с аудиторией и продать свой товар.
Мы работаем над усилением бренда площадки. ОК — прогрессивный ИТ-продукт, работа которого связана с использованием больших данных. Наша команда создаёт комфортную среду для всех пользователей, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Также мы уделяем большое внимание модерации контента в ОК. Рекламодатели могут быть уверены: их объявления не будут показываться в одной ленте с пастами, содержащими материалы 18+.
ОК изменили дизайн платформы на более современный минималистичный. Контент теперь отображается выше на экране, поэтому пользователи чаще просматривают ленту, а рекламодатели получают больше рекламных показов. Благодаря обновлённому дизайну у нас появилось больше возможностей показать рекламу и, соответственно, снизить конкуренцию и сделать рекламный аукцион не таким разогретым.
Осенью 2023 года мы перезапустили сервис «Увлечения», в котором собран контент о многих хобби. Пользователи могут искать публикации об интересующей теме по большим категориям и более узким подтемам, смотреть рекомендованные посты с похожей тематикой, а также создавать собственный контент.
Используйте знания об особенностях ОК, чтобы более эффективно продвигать свои товары:
Мы работаем над усилением бренда площадки. ОК — прогрессивный ИТ-продукт, работа которого связана с использованием больших данных. Наша команда создаёт комфортную среду для всех пользователей, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Также мы уделяем большое внимание модерации контента в ОК. Рекламодатели могут быть уверены: их объявления не будут показываться в одной ленте с пастами, содержащими материалы 18+.
ОК изменили дизайн платформы на более современный минималистичный. Контент теперь отображается выше на экране, поэтому пользователи чаще просматривают ленту, а рекламодатели получают больше рекламных показов. Благодаря обновлённому дизайну у нас появилось больше возможностей показать рекламу и, соответственно, снизить конкуренцию и сделать рекламный аукцион не таким разогретым.
Осенью 2023 года мы перезапустили сервис «Увлечения», в котором собран контент о многих хобби. Пользователи могут искать публикации об интересующей теме по большим категориям и более узким подтемам, смотреть рекомендованные посты с похожей тематикой, а также создавать собственный контент.
Используйте знания об особенностях ОК, чтобы более эффективно продвигать свои товары:
Для того чтобы начать продвигать свои товары в ОК, зарегистрируйтесь на платформе и заведите группу или бизнес-профиль. Вы можете организовывать работу SMM-команды и давать разные роли участникам группы, настраивать дизайн и использовать расширенные возможности статистики.
Используйте разные форматы контента для того, чтобы общаться с аудиторией и поддерживать её интерес к вам после первого контакта:
Попробуйте запустить марафон от имени своего бренда в ОК. Например, вы можете создать публикацию с ним внутри ОК, а затем продвинуть её через Рекламный кабинет. Добавьте простые правила участия в марафоне, чтобы привлечь большую аудиторию. Обратите внимание, что «классы» в ОК работают как репосты, то есть попадают в ленту пользователя, и благодаря этому вы можете получить большие охваты.
Если вы хотите узнать больше о продвижении бизнеса в ОК или о том, как решить возникшие проблемы, напишите команде по работе с бизнесом на почту business@ok.ru. Наши сотрудники расскажут новичкам об аудитории и инструментах платформы, помогут адаптировать контент для продвижения в ОК и ответят на вопросы.
Мы меняем логику работы рекламы в ленте с помощью ML-технологий. Например, мы проанализировали зависимость между временем смотрения рекламного креатива и эффективностью последующих действий — кликов, заявок в лид-формах, переходов на сайт для совершения покупки и т.д.
Согласно мировому стандарту MRC, засчитываются рекламные показы от 1 секунды и размером креатива минимум на половину пользовательского экрана. Мы от этого параметра уходим и учитываем рекламные показы с длительностью от 2 секунд. Наша ML-команда строит предиктивную модель, которая анализирует, будет ли пользователь смотреть креативы достаточно долго. Такой аудитории реклама чаще показывается в ленте. Благодаря ML-технологиям рекламодатели платят только за эффективные показы.
Бизнес сможет использовать в ОК новые возможности для продвижения. Мы переносим движок нашего Рекламного кабинета на новое решение, добавляем технологии VK Рекламы и создаём дополнительные сценарии для закупки трафика — продвижение с целью увеличения вступлений в группу, сообщений от пользователей и т.д.
ОК внедряют новую системы логирования — атрибуции всех событий рекламного объявления, их хранения и передачи в рекламную платформу. Также мы улучшаем работу с гео и добавляем плашку, которая показывает, откуда пришёл клиент. Вы можете использовать Рекламный кабинет для тестирования гипотез в ОК, а VK Рекламу — для настройки профессионального таргетинга и использования возможностей большого рекламного кабинета.
Бизнесу стоит обратить внимание на несколько особенностей рекламных инструментов в ОК:
Для того чтобы начать продвигать свои товары в ОК, зарегистрируйтесь на платформе и заведите группу или бизнес-профиль. Вы можете организовывать работу SMM-команды и давать разные роли участникам группы, настраивать дизайн и использовать расширенные возможности статистики.
Используйте разные форматы контента для того, чтобы общаться с аудиторией и поддерживать её интерес к вам после первого контакта:
Попробуйте запустить марафон от имени своего бренда в ОК. Например, вы можете создать публикацию с ним внутри ОК, а затем продвинуть её через Рекламный кабинет. Добавьте простые правила участия в марафоне, чтобы привлечь большую аудиторию. Обратите внимание, что «классы» в ОК работают как репосты, то есть попадают в ленту пользователя, и благодаря этому вы можете получить большие охваты.
Если вы хотите узнать больше о продвижении бизнеса в ОК или о том, как решить возникшие проблемы, напишите команде по работе с бизнесом на почту business@ok.ru. Наши сотрудники расскажут новичкам об аудитории и инструментах платформы, помогут адаптировать контент для продвижения в ОК и ответят на вопросы.