Наша серия интервью с участниками медиарынка пополнилась еще одним экспертом. С Иваром Максутовым, основателем и идейным вдохновителем «ПостНауки», мы обсудили экстремальные условия выживания нишевых медиа, сложности и возможности развития проекта за рубежом, а также роли просветительских медиа в формировании личности и восприятии человеком окружающего мира.
В 2011-м году мы начали с Леной Веревкиной делать мероприятия под брендом «ПостНаука», но сайт запустили в мае 2012-го. Из маленького кружка, какой-то авантюры, «ПостНаука» выросла в медиа. Тогда у нас не было опыта в медиабизнесе, мы не понимали, как он работает и монетизируется: Лена пришла из индустрии, не связанной с медиа, а я занимался наукой. За пять лет «ПостНаука» превратилась в одно из главных изданий о науке в стране. Нас даже цитирует Нобелевский комитет: официальное комммьюнике о Нобелевской премии по химии 2017 года вышло с двумя ссылками на Serious Science — наш англоязычный проект. «ПостНаука» превратилась в успешное, прибыльное медиа. И теперь мы зарабатываем больше, чем все известные мне научно-популярные издания в России.
Да, это давно уже трансмедийный проект. Мы делали то, что называется «мультиканальными медиа», когда еще не было мультиканальных медиа. У нас много видео, мы делаем мультики, лекции и всегда их делали, есть YouTube канал, многочисленные сообщества в соцсетях, которые равномерно развиты. У нас нет единого канала коммуникации с пользователем. Поэтому на разных площадках — разные пользователи, которые настолько по-разному смотрят, что некоторые пользователи не знают о существовании других каналов. Когда в 16-м, кажется, году мы выпустили запись в YouTube-канале: «Не волнуйтесь о сайте, мы его обновили, все будет хорошо, работаем над ним». Некоторые люди в комментариях писали: «А что за сайт? Почему он не сказал, какой сайт? Где смотреть?». Пользователи в YouTube — отдельная публика, пользователи Вконтакте считают, что «ПостНаука» — это только «паблик» во Вконтакте, пользователи Одноклассников думают, что «ПостНаука» — это группа в ОК.
Мы транслируем контент мультиканально, видео размещаем во всех каналах, и в ОК в том числе. Последний мультик собрал почти два миллиона просмотров, из них полтора — в Одноклассниках. Чтобы это считать, мы в какой-то момент написали специальное приложение, потому что готовых, устраивающих нас, решений на рынке не было. Мало у кого они есть, потому что мало кому нужно считать просмотр одного и того же продукта в разных каналах одновременно. И на сайте «ПостНауки» мы вывели этот счетчик.
К этому прибавилась уже два года существующая «ПостНаука.Academy» — интенсивные курсы по современной науке с оффлайновыми лекциями, семинарами. Опять же это свой видеопродакшн, книжная серия: сейчас совместно со Станиславом Дробышевским готовим к выпуску иллюстрированную книжку «Байки из грота».
И есть англоязычный проект Serious Science. Поэтому «ПостНаука» — это уже не один сайт, а два. И на самом деле это не два сайта, это 16 каналов.
«ПостНаука» началась с того, что мы решили делать не полуторачасовые, а пятнадцатиминутные лекции о науке. На самом деле, изначально мы думали о пятиминутных роликах, потому что в интернете полтора часа — целая жизнь. В итоге мы нашли стандарт двенадцатиминутной лекции. Многим пользователям это казалось издевательством: они думали, мы снимаем часовую лекцию и потом режем ее на короткие кусочки. А на самом деле мы снимали их такими, какими придумали, и оккупировали рынок с помощью этого формата — следом за нами другие медиа пробовали делать такие лекции.
«Арзамас», например, появившийся через три года после «ПостНауки», по сути, взял эту продолжительность как стандарт, но дополнил формат картинками. Через два-три года работы мы поняли, что длительность роликов нужно еще уменьшать и только такими лекциями аудиторию не купить. Нам нужно еще что-то короткое, а главное – более развлекательное. Было много примеров, TED запустил мультики. Тогда и мы решили попробовать сделать что-то анимационное, развлекательное — то, что доберется до гораздо большей аудитории, чем лекция, к которой у зрителя должен быть хоть какой-то сформированный интерес.
Мы нашли партнера, готового пойти на этот эксперимент, — МГТС — и сделали первый мультик «Умный дом». Команда прошла тяжелый путь создания нового формата и нового «продакшена», и чтобы сделать второй мультик, нам потребовалось полгода. Редакционно делать их сложно, т.к. нужен отдельный бюджет, поэтому мультики сейчас создаются в рамках спецпроектов, с помощью партнера: «Яндекс», «РВК», «Сколтех», фонды «Арифметика добра» (мультик о детстве), «Вклад в будущее» «Сбербанка». Сейчас мы готовим девять мультиков с корпоративным университетом «Сбербанка». Думаю, мы нашли правильный формат и поняли, как это производить: как сделать не очень дорого, но при этом очень круто. С одним из партнеров запустили пилот из трех мультиков в проекте «Краткая история всего на свете» и уже подписали договор на проект из 50 коротких трехминутных мультиков, которые будут представлять собой мультимедийный учебник по тому, как устроен мир.
Когда оказалось, что авантюрная идея о том, что ученые и наука кому-то нужна, выстрелила и отлично работает. Мы поняли, что делать проект только на одном языке странно. Мы в Москве записываем лекцию ученого, который пересказывает идеи другого ученого. И я подумал: «Черт возьми! А почему бы не снять его напрямую?». И в 2013 году мы съездили в первую экспедицию в Бостон. Две недели я снимал ученых в MIT, Гарварде и других университетах штата Массачусетс, до которых мы добрались. Было непонятно, пойдут они на контакт или нет, но в итоге я привез сто с небольшим лекций. Параллельно снимали иностранцев, приезжающих в Россию, которых удавалось поймать. Вот так и запустили англоязычный проект Serious Science. Его тяжело делать из Москвы, не имея полноценной редакции за рубежом, потому что все-таки во многом «ПостНаука» держится на личных связях, на том, что ученые о нас знают. И, конечно, научное сообщество добавляет веса «ПостНауке». Когда преподаватели рекомендуют лекции или рассказывают о «ПостНауке», это сильный драйвер для такого проекта.
Serious Science пока не сильно взлетел. Аудитория сайта «ПостНауки» — это 450 тысяч «уников» в месяц, а у Serious Science — 20 тысяч уников в месяц, половина из них — иностранцы. В лучшие времена у него было 100-120 тысяч. Но все равно это очень мало. С другой стороны, приятно, что смотрение в видеохостингах растет, но оно растет вместе с общим видеосмотрением, у канала Serious Science сейчас 40-50 тысяч просмотров в месяц, и мы как раз планируем его развивать. У нас упорядочилась жизнь внутри редакции, и стало понятнее и стабильнее с зарабатыванием денег. Деньги, которые раньше инвестировали в новые форматы, сейчас хотим направить в Serious Science.
Мы стремимся сделать Serious Science такой же «ПостНаукой», только в большем объёме. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы «ПостНаука» была российским отделением Serious Science, а не наоборот, потому что сейчас это некоторый англоязычный ресурс, который позволяет нам добывать крутые статьи и тексты.
Да, именно так мы и планируем. Это либо Лондон, либо Бостон, либо Нью-Йорк, либо Сан-Франциско — у каждого из четырех городов есть преимущества. Думаю, что определяющим будет то, где мы найдем деньги. И в отличие от «ПостНауки» надо сразу придумывать, как проект будет зарабатывать. Я не верю в то, что медиа в будущем смогут существовать как чистый бизнес, просветительские медиа должны работать за счет лояльной аудитории, которая «донатит» — оплачивает подписку, членские взносы. «ПостНаука» — такое странное образование, как и большинство медиа в России сегодня, когда наполовину это некоммерческое предприятие, которое борется с режимом, или выступает за демократию и свободу слова, или же просвещает людей, старается, чтобы студенты и школьники становились лучше. А с другой стороны к этому некоммерческому предприятию приделано агентство нативной или еще какой-нибудь рекламы, которое отчаянно пытается втюхать спецпроект или размещение в этом издании. Было бы намного лучше, если бы медиа были просто о красоте, добре, справедливости, том, как не надо сорить на улицах. Собственно, мы с этим уже экспериментируем. У нас есть порядка 150 подписчиков, которые каждый месяц перечисляют пожертвования. По сути, академия, книги и донаты — попытка понять, сколько можно получить денег с читателей, насколько читатели готовы платить. Понятно, что они не готовы и им нужно объяснить за что.
Мне кажется, pay wall — тупиковый путь. Нужно придумать freemium-модель. Из этого страшного капкана с жизнью на рекламе надо выходить, потому что неизбежно будут возникать конфликтные ситуации, когда тебе нужны деньги, а рекламодатель немножко странный и хочет чего-то странного — ты в заложниках у рекламодателя. Да и главное – ни в одном другом бизнесе нет этого явного противоречия, когда ты зарабатываешь не на том продукте, который производишь. Странно было бы, если бы ресторан зарабатывал не на еде, а на листовках, которые раздавали бы при входе, или на автомате по продаже презервативов в туалете. Это может быть дополнительным источником дохода, но зарабатывать надо ровно на том, что делаешь, потому что тогда не размывается твой фундамент.
Да, но это возможный источник. Понятно, что медиа живет не на гранты. Мы говорим все-таки о рынке как о не сформировавшемся. И опасность состоит в том, что если идти по чисто рекламному пути, то там очень понятный горизонт и близкий к моменту, где начинается конкуренция с Фейсбуком, который точно делает рекламу гораздо лучше, чем ты. Как, собственно, делают многие компании: они покупают рекламную статью в медиа, а потом покупают в Фейсбуке рекламу на эту статью, через которую собирают эту аудиторию, покупая фактически бренд. Ну, сколько такое еще продлится? Пока рекламодатели не придумают, как делать собственные медиа, но просто чуть дешевле или… В общем, эта история для медиа опасна. Если медиа не научатся брать деньги с читателей, точнее, если не научатся мотивировать читателей и объяснять, зачем они нужны, то судьба их незавидная, конечно.
Ну, когда-то это действительно был эксперимент. Когда в 2011 я обсуждал с друзьями-журналистами, продюсерами идею, то советовался по вопросам видео, потому что мы не занимались видеопродакшном и не понимали, сколько это будет стоить. А меня спрашивали: «А сколько ты хочешь производить?». Я говорю: «Ну, каждый день по лекции». Мне говорят: «Дурак. Зачем столько? Никто и не будет это смотреть. Сколько таких ученых найдешь?». Всего их 20-30 человек, причем все эти два землекопа известны: они выступают с лекциями там, пишут книжки.
Оказалось, что их не сотни, а тысячи, и что если к ученым подойти с интересом, а не использовать как вторсырье для собственных статей и странных журналистских расследований, то они готовы и могут рассказывать очень интересно. Мы открыли много звезд и увидели, что публике правда это нужно. Спустя три-четыре года мы увидели следом за «ПостНаукой» волну появления новых медиа о науке — думаю, что мы в некотором смысле протоптали дорожку. По крайней мере, показали, на этом можно зарабатывать, делать независимое издание, у которого нет доброго дяди-олигарха, и при этом не пытаться заигрывать с аудиторией, поднимать ее до своего уровня, говорить с ней серьезно.
На самом деле, это очень несовершенный рубрикатор, и мы сейчас придумываем, как от него уйти. Главное, что люди и вправду не хотят смотреть просто о биологии. На мой взгляд, есть шесть блоков науки, которые людям интересны: первый — «История», включающая в том числе этнографию, обычаи, далее «Вселенная» от макромира до микромира, и она очень точно отражает пользовательский интерес. Есть люди, которые хотят узнать, как устроен мир, физика его, как вещество устроено, движется, меняется; сюда же попадает и фундаментальная химия. Дальше есть «Земля» — такая область, в которой собрано все планетоведение: геология, тектонические плиты, как все движется, магма, кора, нефть, в том числе и полеты на Марс. Потому что Марс, конечно, это не о физике, а геологию. Это в некотором смысле даже о приключениях, освоении других континентов, географии, геологии, минералогии и так далее.
Да-да-да, вот об этом — выживании, образе геолога, который в поход идет. У людей есть такой интерес. Я его долго не понимал, он был для меня слепым пятном, поэтому на «ПостНауке» не было тега «геология». Дальше есть большой блок «Жизнь» — туда попадает медицина, экология, как устроены экосистемы, фундаментальная биология: как устроены гены, почему мы отличаемся от шимпанзе, как устроена эволюция и прочее, и то, что называется по-английски «plants and animals» (мишки, бобры, еноты, леопарды). Все это жизнь. Это большая область, и отдельно биология как предмет людям не интересна — интересно, как устроена жизнь.
Следующий блок «Человек» объединяет гуманитарные и социальные разделы, где они не касаются истории. Здесь мы говорим о том, как устроен наш социум и культура, которую мы придумали как вторую природу. Она, конечно, живет по другим законам и хотя мы пытаемся найти аналоги в животном мире, наше существование кардинально отличается от того, что видим в природе, потому что мы меняем себя постоянно. Это называется «цивилизация» — вторая природа, культура.
То, что мы не понимаем и создаем — это последний блок «Будущее». У человека, который жил триста лет назад было представление о прогрессе, но, в целом, он жил, рождался и умирал по тем же правилам и законам, что и его папа, дедушка, прадедушка и думал, и дальше так будет. А тысячу лет назад он считал, что мир не меняется. Сегодня же мы мало того, что знаем, что завтра будет по-другому, но и пытаемся придумать, каким оно будет. Если сто лет назад писатель-фантаст думал: «Там будет хорошо», то мы знаем, что может быть нехорошо совсем. И массовая культура, которая является проявлением нашего коллективного бессознательного, говорит нам, что там будет п****ц, потому что мы будем биться за ресурсы, будет зомби-апокалипсис. В общем, какой-то кошмар. Мы это пытаемся спроектировать, у нас есть ясные сценарии, люди готовятся к зомби-апокалипсису и на полном серьезе строят бункеры. Значит, и будущее для нас такое же настоящее, как то, что мы едим на завтрак, или будем делать вечером — мы к нему готовимся, как к пятнице. Возможно, оно даже реальнее, чем пятница. И важно, чтобы это будущее формировали ученые, и они прикладывают много сил.
Поэтому сказать, что отдельно биология и культура, людям она неинтересна сферически. Но люди, которые интересуются наукой (я их называю сайнстерами), хотят узнать, как устроен мир. Это ответ на вопрос: «А как устроен я? Как мне быть? Что мне делать? Что важно, что неважно? На что обращать внимание? Как поступать».
Понятно, что пройдет немного времени, и не будет тех школьников, не будет странного периода в жизни, когда люди учатся, а потом не учатся. В принципе, уже сейчас понятно, что нельзя учиться только пять или десять лет, человек учится постоянно и должен развивать в себе навыки life on education. Поэтому возникнет некоторый процесс изменения социальной карты.
У тебя была какая-то правильная позиция, но ты что-то поменял, набрал новых знаний, это требует некой образовательной платформы или среды, которая даст возможность это делать. Думаю, «ПостНаука» может стать одной из таких сред, или, по крайней мере, она будет в переходном этапе. Эту функцию заберут себе музеи, общественные институты, но отдельного не персонализированного инструмента [школы] больше не будет. Возможно, «ПостНаука» уже ее выполняет в мире, который просто еще не изменился.
Я не верю в то, что медиа в будущем смогут существовать как чистый бизнес, просветительские медиа должны работать за счет лояльной аудитории, которая «донатит» — оплачивает подписку, членские взносы.
Несложно найти таких людей — редакторов или продюсеров спецпроектов. Сложно, если единомышленников немного. Но, скорее, моя проблема как издателя — очень слабый рынок кадров, мало людей, которые умеют делать. А тех, которые умеют делать и делают хорошо, быстро растаскивают. А некоммерческому предприятию, как «ПостНаука», несмотря на то, что у нас растет выручка, трудно конкурировать с госкомпаниями и предложениями других медиа, которые есть на рынке. Не так просто, скажем, как хотелось бы. Единомышленников много, но мы собрали довольно крепкую, хорошую армию даже не поклонников, а единомышленников. Если мы делаем анонс вакансии, то получаем много-много откликов. Скорее, проблема в том, что люди быстро вырастают, дальше им хочется больше денег и сложно их потребности удовлетворять.
Есть два больших отдела — редакция и агентство, плюс, head-офис и руководство. В агентстве есть продакт-менеджер, отвечающий за коммуникацию с разработкой и дизайн, и продюсеры, которые одновременно занимаются аккаунтингом и продюсированием проектов. Редакция, по большому счету, состоит из двух больших частей: те, кто делают контент — редакторы — и те, кто делает видео — продюсеры видео и люди, которые помогают это делать: операторы, motion дизайнеры и так далее.
Агентство ранее было отдельным подразделением, но мы поняли, что в отрыве от редакции оно работает хуже, поэтому его интегрировали.
Конечно. Комьюнити складывается естественным образом, потому что идеология проекта направлена на то, что эксперт — это ученый, соответственно, все авторы — ученые. Медиа с таким строгим принципом больше нет, и мы хотим это ноу-хау привести, в том числе в англоязычный мир через Serious Science. Мы стараемся делать так, чтобы по теме высказывался эксперт, у которого есть научные публикации по этой теме, стараемся не допускать околонаучных разговоров. Ученые нам в этом хорошо помогают: подсказывают, если замечают пересечения или потерю зоны компетентности, и советуют пригласить альтернативную сторону.
Мы сейчас много инвестируем в разработку штуки с кодовым названием «Церебро», которая структурирует всю нашу информацию и поможет удобнее искать в ней. Сейчас это базы данных на тысячи позиций о перемещении ученых, например. По идее, данные должны быть собраны в одном месте, потому что иногда «ПостНауке» нужен автор Serious Science. Дальше усложнение связано с тем, что система должна агрегировать информацию, которой у нас сейчас нет: обновление баз данных, изменений индексов цитирования. В идеале это должен быть инструмент, в котором редактор может сказать: «Мне нужен социолог моложе 30-ти лет, говорящий по-французски по такой-то теме». И по набору тегов система просто выдает эту информацию, либо сообщает, что ее нет.
Я не верю в такой кейс. Честно говоря, удачных примеров не знаю, потому что либо ты делаешь технологический бизнес, либо — медиа, и решение ты делаешь все равно для себя. И примеры, которые есть на рынке, показывают, что оно так работает, а обратно работает не очень. И каждый раз его подстраивать под конкретного заказчика сложно. В будущем делать медиа и не быть при этом технологической компанией станет невозможным, поэтому, если ты хочешь какого-то будущего, надо вкладываться в технологии. Но это решение нужно «ПостНауке», и оно делает ее и Serious Science мощной платформой по работе с экспертами и с экспертизой.
Отдать бесплатно студентам, думаю, будет тяжело, потому что любой пользовательский запрос, требует довольно много работы. Представьте, сколько десятков тысяч студентов каждый год будут что-то запрашивать, и сомневаюсь, что это возможно, профит от этого не очень большой. С другой стороны, мы движемся в сторону образовательной платформы. Сначала делали просто просветительское медиа — лекции для всех подряд, а сейчас хотим собрать пользователей на сайте и дать им инструмент для ежедневной, еженедельной, регулярной работы с контентом. И в идеале пользователь будет проводить там 15–20–30 минут в день.
Пользователи регистрируются, предлагается какая-то модель образования, далее они выбирают треки: «Хочу лучше понять физику, биологию или хочу лучше понять, почему что-то происходит». И дальше он каждый день проходит что-то — два раза в день или пять — изучил материал, проверил какой-то вопрос, поиграл в какую-то игру. И вот в такой модели он работает с контентом сайта. В перспективе хотелось бы, чтобы эта система позволяла работать не только онлайн и в приложении с контентом сайта, но и с пользовательскими интересами оффлайновыми, когда курс состоит из десяти лекций и пяти текстов, пяти рекомендуемых книжек, восьми фильмов, которые рекомендуется посмотреть, и сериалов весь результат этого пользовательского взаимодействия тоже внутри фиксируется. Такой своеобразный «Кинопоиск», но об образовании.
Мы хотим создавать вот такой пользовательский опыт, тестируем личный кабинет и стремимся к тому, чтобы пользователи собирались внутри платформы, потому что главная ценность для медиа в будущем – это пользователи, не клики и трафик, за которыми все гонятся. Одна из проблем «ПостНауки» сейчас в том, что контента много, а как с ним работать и с какого угла к нему подойти, непонятно — вот эту задачу мы хотим решить. И главное — хотим простимулировать life on education.
Если сто лет назад писатель-фантаст думал: «Там будет хорошо», то мы знаем, что может быть нехорошо совсем. И массовая культура, которая является проявлением нашего коллективного бессознательного, говорит нам, что там будет п****ц, потому что мы будем биться за ресурсы, будет зомби-апокалипсис.
С одной стороны, простое и сложное всегда относительно. Когда мы говорим о новостях, то осознаем, что чаще это сообщение, понятное без дополнительного контекста, потому что человек в этом контексте уже присутствует. Кто такой Дональд Трамп, понимает сегодня большая часть людей, живущих на планете Земля, поэтому им не нужно объяснять, что Трамп сказал. А когда мы берем тему из образовательного курса или просветительского медиа, то каждая вытащенная наугад фамилия требует контекста и понимания, что она означает. Простое и сложное определяется тем, насколько хорошо читатель понимает контекст, насколько подробно нужно восстанавливать контекст, чтобы он понимал смысл. Научные новости — пересказ пресс-релиза какой-то статьи, в хорошем случае это пересказ самой научной статьи. Научная статья и ее содержание публике general+ медиа совершенно непонятны, ей нужно реконструировать и объяснять. И вот с этой задачей пытаются справиться научные журналисты, пересказывая содержание научных статей в научных новостях. И если речь не о новом гаджете, а все-таки открытии ученого, нужно восстанавливать контекст. Это сложная, кропотливая работа, не многие ее делают хорошо: часто людям, которые пишут научные новости, не хватает образования, чтобы понять, в чем там дело. И пытаясь приблизить ее к читателю, они сглаживают углы, убирают, как им кажется, лишнее, чтобы сделать ее понятнее. На самом деле они чаще идут против содержания, искажают содержание научной новости. Поэтому когда вы берете открытие, идею, закон, теорию из мира науки, то простота и сложность, определяется тем, насколько дотошно, подробно, внимательно и грамотно вы восстанавливаете контекст. Чем точнее контекст, тем проще кажется содержание. Мы понимаем изначально, что не всякая лекция, идея, тема будет ясна и не стараемся ее насильно превратить в понятное.
Не знаю ответа на этот вопрос, условно, спрашиваю это в поисковой системе, и на выбор выпадают, собственно, три ссылки. Простого ответа на этот вопрос нет.
Не боюсь. Я не смотрю на «ПостНауку» как на бизнес. Меня волнует, смогли ли мы решить фундаментальную просветительскую задачу, дать человеку представление о том, что мир един в некотором смысле, цельное представление об устройстве мира? Смогли ли мы объяснить, что вещи в мире взаимосвязаны и управляются вполне ясными законами и дать представление о том, что есть инструменты, которые называем наукой по добыванию этого знания? Ученые подразумеваются добыванием этого знания, и они делают это по строгим, отслеживаемым принципам, и важно уметь понимать и перепроверять эти знания. Если мы это сделали, дальше, когда у человека возникнет вопрос, Земля круглая или плоская, он сможет на него ответить. Земля плоская — это простой, но показательный пример. Тайное представление, изотерическое знание: от нас скрывают, что все на самом деле не так, как оно есть. Это форма такая: жили рептилоиды, сюжеты телеканала Рен-ТВ, начитаться бульварных, мусорных книжек и, конечно, представление о плоской Земле. Она возможна, когда у человека отсутствует критическое мышление. Он не понимает, как появляются научные знания, функционирует наука и статус ученого, ему кажется, что ученые могут просто сговориться и обмануть его. Например, сказать, что смена климата и глобальное потепление существуют, а на самом деле это не так.
Контекст не вопроса собственной жизни, это отсутствие критического мышления и цельного представления об устройстве мира, взаимосвязанности и понимания того, как функционирует наука. Миссия «ПостНауки» — чтобы эти вещи стали для людей естественными, и они понимали, как появляются научные знания, какое место занимают ученые и что мнение одного ученого не означает консенсус, апеллирование к авторитету — не научная модель. У ученого есть компетенции и границы компетенции. Если он доктор медицинский наук, это не значит, что знает о медицине все, а доктор физических наук больше всех понимает физику. Одного этого авторитета недостаточно, нужен некоторый консенсус, набор статей в научных журналах, сформированная позиция, мнение академического сообщества. Все равно должно быть аналитическое мышление, способность проверять собственные установки или выводы. Это должно, в конечном итоге, складываться в непротиворечивую картину мира, в которой не может существовать плоской Земли, потому что тогда не существует всего остального. Эти вещи взаимосвязаны.
Отдельно контент не дает ответа на эти вопросы, но каждый контент содержит в себе некоторую прививку от идиотизма — плоскоземельности и всего остального. Люблю иногда смотреть, что пишут о «ПостНауке». Есть пласт людей, которые восхищаются или «ужасаются» комментаторами на «ПостНауке». Под комментариями на «ПостНауке» они имеют в виду, скорее всего, либо комментарии в Youtube, либо Вконтакте. Иногда бывают очень интересные люди, непонятно, что они делают в подписчиках, но пишут там чудовищные вещи. В Одноклассниках меньше мониторю, но вот мультик о теории большого взрыва собрал 1,6 миллиона просмотра в ОК — больше, чем выпуски Дудя в Одноклассниках же.
Нет, потому что в этом мире нужно зарабатывать деньги. Ну, все равно приходится баланс поддерживать. Если бы можно было просто получить много-много денег и делать только это, то, наверное, все давно загнулось бы просто потому, что это развращает. Вспоминаю некоторые проекты, которые не то, чтобы залиты баблом, но у них нет задачи зарабатывать. Она держит в тонусе, но пока найти идеальное соотношение не получается. Думаю, что это общая проблема медиа: ты должен зарабатывать и какой-то странный баланс выдерживать. Но надеюсь, что эта ситуация изменится.
Мне бы хотелось, чтобы «ПостНаука» выстроилась в устойчивую структуру. Она часто меняется потому, что у меня все время перемены в идеях и строениях. И вот с приходом нового главного редактора, новых людей, улучшений, выстраиваний процессов внутри, которые идут последние полгода, я надеюсь, что «ПостНаука» выйдет на такую устойчивую систему, чтобы думать не про год, а про 5 лет, чтобы я внутри этого процесса занимался только стратегическим планированием, а внутри процессы были ясны — откуда приходят деньги, и как они тратятся. Мои мысли больше сосредоточены на Serious Science и пусть небольшом, но офисе в Лондоне, Бостоне, Нью-Йорке или Сан-Франциско, чтобы делать двуязычный проект с учеными. Это все равно будет расширение «ПостНауки», но мне кажется, что там проще сделать проект в чистом виде нон-профит, а не то, как проект в России вынужден совмещать рекламное агентство с чистым профилем.
Конечно, было бы идеально, если бы наши партнеры не покупали услуги, а жертвовали нам деньги на, условно говоря, развитие одного из направлений. Например, приходит китайское посольство: «Сделайте раздел о Китае, об Азии». Это фантазия, но если бы «ПостНаука» и ее бюджет складывался из Х партнеров, которые поддерживали какое-то направление, то это была бы совсем другая история. В идеале, на мой взгляд, должен поддерживать читатель, если бы это был фонд, средства которого собирались из частных пожертвований разного размера (имеется в виду, читателей). Но пока перехода к этому не видно в горизонте одного-двух лет.
Это не другой уровень ответственности, а другая форма взаимодействия с читателем. Она кажется более органичной. По сути, это и есть подписка и зависимость от читателей — ты вступаешь с ними в отношения, когда они покупают контент. Но для этого общество должно почувствовать, что это ценность.
Местные газеты загибаются, потому что вряд ли кто за них платит, им трудно конкурировать за бюджет в рекламе, а при этом спрос у читателей гораздо выше на местные новости, чем на глобальные. Неинтересно тысячу раз слушать о Путине с Навальным и Ангеле Меркель — то, что предлагает зомбоящик, чудовищно, потому что людям навязывается несуществующая повестка. Их интересует, что происходит за седьмой улицей, а этого нет, и не понятно, как это создать и монетизировать. А если говорить о просветительских медиа, то там такой же запрос — общество должно понять, что ему это интересно, и оно готово это финансировать. И цифры-то небольшие. Грубо говоря, 2 тысячи человек, которые дают по 300 рублей в месяц — получается 600 тысяч. Это большая сумма для большинства редакций.
Это большой самообман медиа: меряем аудиторию униками и уже так привыкли к этому, что часто главный редактор и издатели заигрываются и теряют контроль. Они говорят: «Нас читает 5 миллионов человек». Это чушь: 5 миллионов уников — это 5 миллионов устройств. Это значит, что эту цифру надо разделить на 2,5 или на 4. А какой процент людей из этих 5 миллионов в месяц приходит к вам на сайт один раз? Если вы не делаете десятки обновлений, не засыпаете пользователя ссылками, «пушами», то у вас 60% визитов — это 1 визит. Дальше: сколько визитов было за 2-3 дня, к примеру?
Выпала из медиа статистика про ядро — у всех своя методология подсчета. — «Как вы считаете ядро?» Тот говорит: «Три визита в неделю». Три визита в неделю — это устройство 3 раза зашло. Это постоянный читатель? А как эта цифра отличается от, условно говоря, 8 визитов в месяц? Они пересекаются или нет? Возможно, та же цифра в месяц будет отличаться не в 4 раза, а в 2 или 1,5. Это одна и та же аудитория. Постоянные читатели ходят циклично. Если добраться до человека, который приходит к вам каждую неделю, или 2 раза в неделю, то счет будет иногда и на проценты. Ну, возможно, 10%. Что значит 10%? Это значит, что у вас не 5 миллионов уников реальная аудитория, а намного меньше. Если вы закроетесь за paywall, вас продолжат читать, но счет будет, скорее всего, на десятки тысяч. И таких медиа много. Мне кажется, важно работать с таким отношением и к себе, и к читателям. Это формирует совсем другую ответственность.
В 2015 году мы провели такой эксперимент: начали распространять книги по подписке, сделали страницу и стали собирать деньги, и этим пользователям будем давать новые опции, сейчас часть из них тестируется. Посмотрим, сколько людей готовы нас поддерживать регулярно деньгами. Второе — академия: давайте позовем людей на мероприятия, посмотрим на них, лучше их поймем. И выбрали сразу дорогой сегмент: курсы в красивом помещении на Арбате, дорого, чтобы сохранять маленькую группу, и посмотреть на эту в некотором смысле премиальную аудиторию, поговорить с ними. Оказалось, что разные люди приходят, и как раз с ними интересно общаться и разговаривать. И третье — это проверить гипотезу с книгами. Мы хотели понять, можно ли их распространять по подписке. Ведь тиражи научно-популярных книг не такие большие в действительности: редкая книга (не переводная), новый автор, собирает 10 тысяч экземпляров. Счет обычно на тысячи. Если начать думать об этой аудитории, об этих тысячах людей, может оказаться, что работа с ними для медиа перспективнее, чем заваливать трафиком, кликами, новыми тизерами новостей, фильмов и т.д. Да, это другая ответственность, но, мне кажется, более ценная история.
«Увлечения» — это обширный сервис в ОК, посвящённый популярным хобби. Здесь авторы публикуют контент на тему кулинарии, красоты и здоровья, рукоделия, садоводства, домашних животных, туризма, автомобилей и рыбалки. Доступ к «Увлечениям» открыт даже для тех, кто не зарегистрирован в ОК. По каждой тематике эксперты ежедневно выпускают видеоролики, статьи и фотоподборки, а также делятся собственными обучающими и развлекательными публикациями.
В этой статье разберём особенности публикаций в «Увлечениях», а также покажем, как разместить и отредактировать пост в сервисе.
Сервис «Увлечения» в ОК создан для того, чтобы пользователи могли делиться своим творчеством и интересами с единомышленниками. Вот какие типы публикаций вы можете сделать:
Статьи или заметки — пишите инструкции, советы или истории, связанные с вашим увлечением. Это может быть описание создания поделок, советы по уходу за растениями или животными.
Видеоролики — загружайте видеоинструкции, связанные с вашими хобби: например, рецепты, уроки по рукоделию или советы по садоводству.
Фотоподборки — делайте подборки карточек или делитесь фотографиями своих достижений: например, готовых блюд, поделок, садовых работ или домашних животных.
Вопросы и ответы — задавайте вопросы по вашему хобби и получайте ответы от других участников. Это отличный способ для авторов привлечь внимание к своему блогу и ответить на вопросы пользователей по теме группы.
База знаний — здесь собраны статьи и инструкции от экспертов по разным хобби. Здесь авторы дают полезные и практически применимые советы — например, как отремонтировать забор, ухаживать за растениями или улучшить свои спортивные навыки.
Мастер-классы — здесь блогеры-эксперты публикуют видеоролики и статьи по обучению полезным навыкам. Авторы раздела делятся опытом, дают необходимую теорию и практические советы, а также подсказывают, на что обратить внимание во время работы и какие материалы стоит изучить по итогам занятий.
Чтобы вашу публикацию одобрили, следуйте правилам платформы. Текст должен быть написан обычным шрифтом, без разрядки и сплошных заглавных букв. Фотографии и видео должны быть качественными, без агрессивных цветов и с ясным, чётким превью. Избегайте навязчивых надписей на ярких фонах, не создавайте изображения, имитирующие интерфейс, и не размещайте скрытые ссылки. Водяные знаки допускаются только в случае, если вы — автор контента.
Не публикуйте в «Увлечениях» материалы, которые не имеют смысловой нагрузки или не соответствуют теме. А также помните, что контент не должен нарушать интеллектуальные права или пропагандировать незаконные действия. Нельзя размещать рекламу, нарушать авторские права на изображения или видео, использовать нецензурные слова, призывать к насилию или публиковать фейковые новости.
Опубликовать посты в «Увлечениях» можно как от имени группы, так и через личный профиль — но сама механика публикации будет отличаться. Чтобы пост появился в сервисе, нужно внимательно проверить настройки группы или профиля, подготовить контент и выбрать правильную категорию.
Посты в «Увлечениях» проходят модерацию. Если публикацию одобрят, она появится в ленте сервиса, а пост если нужно доработать — публикации присвоят соответствующий статус. Если пост не пройдёт модерацию, то появится только в ленте профиля или группы.
Ниже разберём эти пункты подробнее.
Проверьте настройки профиля или группы. Убедитесь, что ваш профиль открыт для всех. Для этого перейдите в настройки, выберите «Публичность» и установите параметр «Вообще все» в таблице «Кто может видеть». Если вы публикуете контент в группе, убедитесь, что она открыта, и вы являетесь администратором, редактором или модератором.
Подготовьте пост. Создайте пост — добавьте текст, фотографии, видео, ссылки, хештеги и другие элементы. Если вы добавляете фотографии или видео — убедитесь, что они доступны всем пользователям ОК, а не только друзьям.
При создании поста выберите категорию, которая соответствует теме вашего контента. Например, в разделе «Кулинария» есть категории «Завтраки», «Десерты», «Супы» и другие. Категории помогут другим пользователям легче находить ваш пост.
Чтобы добавить пост в «Увлечения» из группы:
Чтобы добавить пост в «Увлечения» из личного профиля:
Публикация в разделе «Мастер-классы» требует серьёзных экспертных знаний, поэтому требования к оформлению и подаче этого формата контента обычно строже. О том, как подготовить и опубликовать мастер-класс в «Увлечениях», мы собрали отдельную статью с подробной инструкцией.
Следите за статусом публикации. Все публикуемые посты в «Увлечениях» проходят модерацию. Ход проверки можно отслеживать по статусам, которые отображаются рядом с постом:
Важно: Если отклонили вашу публикацию формата «Вопросы и ответы», она также будет отмечена как «Отклонено», но другие пользователи её не увидят — такой формат доступен только для «Увлечений», и эти посты нельзя разместить в ленте группы или личного профиля.
«Увлечения» — это обширный сервис в ОК, посвящённый популярным хобби. Здесь вы найдёте контент на темы кулинарии, красоты и здоровья, рукоделия, садоводства, домашних животных, туризма, автомобилей и рыбалки.
Компания VK опубликовала данные об итогах второго квартала 2024 года. Рассказываем о результатах, которых ОК удалось достичь за второй квартал 2024 года. А также представим проекты, которые были реализованы командой платформы за это время.
Месячная аудитория ОК — MAU — во втором квартале 2024 года составила 34,2 млн пользователей. Пользователи продолжают активно общаться друг с другом. В апреле-июне они отправили друг другу 10 млрд подарков, 594 млн открыток и 379 млн стикеров.
Одноклассники продолжают развивать контентную составляющую платформы и комфортную среду для пользователей.
Теперь ОК автоматически распознают нецензурные слова и производные от них и скрывают их специальными символами – звёздочками. Это касается любых публичных текстов, например, постов и статусов, подписей под фотографиями и видео, названий и описаний групп. Пользователи могут отказаться от фильтра нецензурной лексики: в настройках профиля, в разделе «Публичность», надо выбрать «Дополнительно» и выключить опцию «Включить фильтрацию нецензурной лексики».
В ОК автоматически размывают изображения и GIF-файлы, которые считаются эротическими. Если пользователь захочет посмотреть такое изображение, он может кликнуть по нему. Чтобы лучше выявлять и ограничивать такой контент, в ОК провели исследование и выяснили, что именно пользователи считают эротикой. На основе этих данных разработали две модели машинного обучения, которые автоматически определяют и размывают нежелательный контент.
В ОК появилась новая настройка, которая позволяет пользователям выбирать, от кого получать виртуальные подарки. Можно полностью запретить получение подарков от всех пользователей, только от незнакомых или друзей, а также ограничить эту активность для определённых людей. При попытке отправить подарок человеку с таким ограничением будет появляться сообщение «Этому пользователю нельзя отправить подарок». Кроме того, в «Одноклассниках» можно автоматически скрывать полученные и отправленные подарки.
ОК подвели итоги второго сезона конкурса авторских проектов «БлогШоу». Из более 90 заявок были выбраны пять победителей, которые получили возможность снять собственное шоу при поддержке платформы:
Во время съёмок авторы проектов ОК познакомятся с работой профессиональной съёмочной команды, и смогут улучшить качество своего контента. Помогать победителям «БлогШоу» снимать шоу будут креативный продюсер Евгений Онегин и генеральный продюсер студии CTRL+M Иван Губин.
Ко Дню космонавтики 12 апреля бренд техники для дома Reddy при поддержке команды по работе с бизнес-сообществом ОК запустил креативный проект. Пользователи соцсети получили возможность украсить аватар профиля одной из пяти «космических» рамок, оформленных с отсылкой к продуктам компании. Благодаря спецпроекту количество подписчиков группы Reddy в ОК увеличилось на 60%.
Во втором квартале 2024 года бренд по производству натуральных средств защиты растений «Гефест» познакомился с командой по работе с бизнес-сообществом в ОК во время конференции «Маркетинг на Волге». Команда бренда получила рекомендации от представителей платформы и сейчас активно развивает собственную группу: например, добавляет статьи в «Увлечения» и публикует экспертные материалы. Благодаря конкурсу, в рамках которого пользователям ОК нужно было установить тематическую рамку на аватар, количество подписчиков «Гефест» увеличилось в три раза.
СМИ поддерживали выход новых проектов во втором квартале с помощью конкурсов и креативных механик в ОК.
НТВ запустило спецпроект к выходу нового сезона «ВИА Суперстар!». Пользователи могли поделиться впечатлениями о выпусках, самые яркие из которых были показаны в телеэфире проекта. Всего пользователи оставили более 2,5 тысяч комментариев. Также телеканал запустил персонализированные бейджи-статусы — их установили 92 тысячи раз. Ещё 1 млн пользователей получили видеоподарки от звёзд шоу. В конкурсе рассказов о любимой музыкальной группе нового сезона подписчики оставили 1,7 тысячи комментариев. Кроме того, блогеры OK взяли несколько интервью у звёзд проекта — ролики суммарно набрали 3 миллиона просмотров. Благодаря этим активностям группа шоу увеличилась на 9 тысяч участников.
В ОК проходило еженедельное голосование за лучших участников шоу «Три аккорда» от Первого канала — суммарно в группе телеканала пользователи оставили 46 тысяч голосов. Также в ОК можно было смотреть выпуски шоу в прямом эфире и пересматривать лучшие моменты после эфира — в общем трансляции и видео по проекту посмотрели больше 20 миллионов раз.
В ОК проходило еженедельное голосование за лучших участников шоу «Три аккорда» от Первого канала — суммарно в группе телеканала пользователи оставили 46 тысяч голосов. Также в ОК можно было смотреть выпуски шоу в прямом эфире и пересматривать лучшие моменты после эфира — в общем трансляции и видео по проекту посмотрели больше 20 миллионов раз.
25 июня, в честь Дня господства кошек, «Юмор FM» провела в ОК несколько мероприятий в поддержку передачи «Его Мурлычество». На конкурс лучшего названия для выдуманного королевства котов поступило три тысячи предложений. А в фотомарафоне поучаствовали 7,3 тысячи пользователей — пять лучших снимков кошек стали претендентами на звание «Его Мурлычество». Победителя определили в финале пользовательским голосованием — за кошку Бусю из Пскова отдали 1,6 тысячи голосов. Также «Юмор FM» выпустил тематические рамки на аватар — их установили 25 тысяч раз. Благодаря проекту группа радиостанции выросла на 4 тысячи подписчиков.
Команда газеты «Комсомольская правда» провела традиционный проект о садоводстве и огороде «Комсомолка на даче». В этом году пользователи могли посмотреть восемь онлайн-лекций с экспертами — например, как сажать растения в разное время года, как бороться с вредителями, и какие есть хитрости при постройке дачи. Сумммарно лекции посмотрели более 3,6 миллиона раз. Также в рамках спецпроекта пользователи могли установить стикерпак с дачными мотивами.
Перед началом дачного сезона телеканал «Бобёр» организовал в ОК масштабный спецпроект. В рамках конкурса в комментариях участники делились фотографиями и необычными идеями по выращиванию рассады — было оставлено более 1 тысячи комментариев. Победителей конкурса объявили в прямом эфире ведущие шоу «Дачные феи». Телеканал также подготовил специальный набор стикеров для садоводов — их установили 11 тысяч раз, рамки для аватара (6 тысяч установок) и тематические фоны (168 тысяч установок). По итогам спецпроекта количество подписчиков телеканала увеличилось на 15 тысяч.
Команда газеты «Комсомольская правда» провела традиционный проект о садоводстве и огороде «Комсомолка на даче». В этом году пользователи могли посмотреть восемь онлайн-лекций с экспертами — например, как сажать растения в разное время года, как бороться с вредителями, и какие есть хитрости при постройке дачи. Сумммарно лекции посмотрели более 3,6 миллиона раз. Также в рамках спецпроекта пользователи могли установить стикерпак с дачными мотивами.
В честь Дня защиты детей телеканал «СОЛНЦЕ» провёл фотомарафон в тематике сериала «Манюня». Участники должны были выложить по две детские фотографии — свою и своего ребёнка, а также рассказать, что для них значит счастливое детство. Всего в марафоне поучаствовали 5,1 тысячи пользователей. Победителей марафона в эфире шоу «ОК на связи!» объявили актрисы, которые сыграли главных героинь сериала.
В поддержку нового сезона проекта «Бойцовский клуб» на РЕН ТВ, команда телеканала опубликовала в ОК видео с блогером-тарологом Еленой Юлкиной. Она погадала бойцам Денису Погодину и Тимуру Никулина на картах и рассказала, что ждет их в будущем. Этот ролик посмотрели 900 тысяч раз. Блогер и бойцы разыграли боксёрские перчатки со своими автографами. Чтобы выиграть приз, пользователи оставляли в комментариях под видео необычные вопросы для таролога — суммарно пользователи оставили более 600 комментариев.
Во втором квартале в кинотеатрах вышел один из главных фильмов 2024 — «Майор Гром: Игра». Прокатчик выпустил видеоподарки с эпизодами из нового фильма. Пользователи отправили их друг другу 250 тысяч раз.
Онлайн-кинотеатр KION запустил спецпроекты в ОК к премьере сериала «Дядя Лёша». Пользователи могли дарить близким видеоподарки, украшать аватар профиля рамками, отправлять стикеры и смотреть эксклюзивные фрагменты из сериала. Чтобы поддержать активность аудитории, команда KION запустила конкурс на самого доброго пользователя в разных регионах России. Активность привлекла большое внимание со стороны медиа: СМИ и новостные группы писали о конкурсе и его итогах более 194 раз.
Во втором квартале в кинотеатрах вышел один из главных фильмов 2024 — «Майор Гром: Игра». Прокатчик выпустил видеоподарки с эпизодами из нового фильма. Пользователи отправили их друг другу 250 тысяч раз.
С 3 по 5 апреля пользователи ОК получили доступ к эксклюзивному контенту в рамках проекта «Театральный мир». Участники проекта, среди которых Большой театр, МХТ им. Чехова, БДТ им. Г. А. Товстоногова, Михайловский театр и другие, опубликовали записи спектаклей, репетиций и интервью, а также провели онлайн-экскурсии по творческим пространствам. Суммарно видео и трансляции посмотрели больше 700 тысяч раз. Также пользователи ОК были доступны уникальные настроения, подготовленные театрами — рядом с именем можно было поставить эмодзи-статус «Главная актриса», «Неотразима, как никогда», «Играю главную роль» и другие. Всего настроения установили больше 21 тысяч раз.
Одноклассники совместно со спортивным порталом «Чемпионат» провели прямые эфиры турнира претендентов по шахматам 2024 года из канадского Торонто. Россию на турнире представляли Ян Непомнящий, Екатерина Лагно и Александра Горячкина. Суммарно 15 трансляций турнира в ОК собрали больше трех миллионов просмотров. В состязании победил 17-летний индиец Доммараджу Гукеш и китаянка Тань Чжунъи. Они получили право сыграть с действующими чемпионами мира среди мужчин и женщин.
В апреле ко Всемирному дню распространения информации об аутизме OK вместе с фондами «VK Добро» и «Обнажённые сердца» провели онлайн-выставку работ художников с расстройством аутистического спектра (РАС). Эти работы опубликовали в группе «Социальные проекты OK». Благодаря выставке пользователи смогли больше узнать о проблематике аутизма и познакомиться с творчеством молодых людей, которые посещают Центр поддержки семьи «Обнажённые сердца». Кроме того, OK и «VK Добро» начали сбор средств для этого центра. В рамках проекта также появились тематические рамки, элементы которых придумали и нарисовали подопечные центра «Обнажённые сердца».
С 3 по 5 апреля пользователи ОК получили доступ к эксклюзивному контенту в рамках проекта «Театральный мир». Участники проекта, среди которых Большой театр, МХТ им. Чехова, БДТ им. Г. А. Товстоногова, Михайловский театр и другие, опубликовали записи спектаклей, репетиций и интервью, а также провели онлайн-экскурсии по творческим пространствам. Суммарно видео и трансляции посмотрели больше 700 тысяч раз. Также пользователи ОК были доступны уникальные настроения, подготовленные театрами — рядом с именем можно было поставить эмодзи-статус «Главная актриса», «Неотразима, как никогда», «Играю главную роль» и другие. Всего настроения установили больше 21 тысяч раз.
Одноклассники совместно со спортивным порталом «Чемпионат» провели прямые эфиры турнира претендентов по шахматам 2024 года из канадского Торонто. Россию на турнире представляли Ян Непомнящий, Екатерина Лагно и Александра Горячкина. Суммарно 15 трансляций турнира в ОК собрали больше трех миллионов просмотров. В состязании победил 17-летний индиец Доммараджу Гукеш и китаянка Тань Чжунъи. Они получили право сыграть с действующими чемпионами мира среди мужчин и женщин.
С 15 апреля по 15 мая Одноклассники совместно с порталом «Золотые ворота культуры» провели спецпроект «Месяц Владимирской области в ОК». В официальном группе проекта пользователи могли узнать больше об истории региона, неизведанных туристических маршрутах и обогатить свои культурные знания. К спецпроекту организаторы выпустили тематические рамки — их установили больше 11 тысяч раз. А в розыгрыше билетов на выставку Эмиля Галле и конкурсе идей для путешествия по Владимирской области приняли участие больше около 17 тысяч пользователей.
Ко Дню Победы ОК запустили спецпроект «Сохраняя культуру». Для проекта 21 известный музей подготовил рассказы с фотографиями о том, как сохраняли экспозиции и работали сотрудники в период Великой Отечественной войны. Эксперты рассказали об истории Великой Отечественной войны через призму культуры и её важнейших представителей.
Ко Дню Победы ОК запустили спецпроект «Сохраняя культуру». Для проекта 21 известный музей подготовил рассказы с фотографиями о том, как сохраняли экспозиции и работали сотрудники в период Великой Отечественной войны. Эксперты рассказали об истории Великой Отечественной войны через призму культуры и её важнейших представителей.
С 17 по 19 мая в рамках всероссийской акции «Ночь музеев» для пользователей ОК 32 российских музея и блогеры подготовили эксклюзивный образовательный контент. Участники проекта провели виртуальные лекции, спектакли и экскурсии. Контент публиковали по хэштегу #МузейныйМир в официальных сообществах участников акции. Во время спецпроекта вышло 56 видеопубликаций, которые суммарно просмотрели больше 4 миллионов раз.
Большинство компаний уже не могут обойтись без продвижения в социальных сетях. Чтобы группа в соцсети привлекала новых клиентов, нужен постоянный поток людей, которые её посещают. Они могут прийти из разных мест: таргетированной рекламы, посевов, ленты рекомендаций и поисковых систем.
Продвигать социальные сети можно двумя способами: внутренним и внешним поиском. Внутренний поиск — это когда человек находит нужную информацию прямо в социальной сети. Внешний поиск — это привычные нам Яндекс и Google. Они тоже могут показывать информацию из социальных сетей — этот трафик может превратиться в новых клиентов, если всё сделать правильно.
Чтобы успешно продвигать социальные сети, нужно использовать все возможные способы привлечения аудитории, в том числе внешние поисковые системы. В этой статье руководитель отдела SMM-сервиса по продвижению digital-агентства 1ps Валерия Смолина рассказала, как настроить контент в соцсетях, чтобы попадать на высокие позиции в поисковой выдаче и получать стабильный приток пользователей из Яндекса и Google.
Как информация с тех или иных страницах сайтов — в том числе страниц соцсетей — попадает в поисковую выдачу? Для этого пользователь вводит интересующий его запрос в строку поиска.
Как информация с тех или иных страницах сайтов — в том числе страниц соцсетей — попадает в поисковую выдачу? Для этого пользователь вводит интересующий его запрос в строку поиска.
Алгоритмы поисковой системы изучают информацию из своей базы данных, в которой хранятся данные с миллионов сайтов. Затем они выбирают наиболее подходящие ресурсы и показывают их первыми в результатах поиска.
Чтобы ваш контент появлялся в поисковой выдаче по определённым запросам, его нужно сделать подходящим под эти запросы. Этот процесс называется оптимизацией. Неважно, говорим мы о страницах на обычных сайтах или страницах в соцсетях — от оптимизации зависит приток трафика из внешнего поиска.
Чтобы ваш контент появлялся в поисковой выдаче по определённым запросам, его нужно сделать подходящим под эти запросы. Этот процесс называется оптимизацией. Неважно, говорим мы о страницах на обычных сайтах или страницах в соцсетях — от оптимизации зависит приток трафика из внешнего поиска.
Однако сам процесс будет различным для обычных сайтов и для социальных сетей. Давайте посмотрим, что необходимо предпринять, если стоит задача по оптимизации группы в ОК для внешнего поиска.
Оптимизация обычного сайта и соцсетей начинается с разработки семантического ядра. Это важный подготовительный этап — он поможет понять, какие ключевые слова и фразы будут интересны вашей аудитории.
Оптимизация обычного сайта и соцсетей начинается с разработки семантического ядра. Это важный подготовительный этап — он поможет понять, какие ключевые слова и фразы будут интересны вашей аудитории.
Семантическое ядро — это набор ключевых запросов, или «ключей», которые описывают вашу компанию и сферу деятельности. Лучше не выдумывать их самостоятельно, а взять те, которые уже используют ваши потенциальные клиенты в поиске. Для поиска ключей в семантическое ядро можно использовать два метода:
Подобрать ключи в специализированных сервисах. Самые простые и бесплатные инструменты — Яндекс.Вордстат и Keyword Planner. Они показывают, какие запросы популярны в Яндексе и Google. Можно узнать, что ищут люди, которые интересуются вашей сферой деятельности, и какие ключевые слова используются чаще всего. Начните с общего запроса, который вы бы ввели, чтобы найти свою компанию, а затем посмотрите, какие ещё варианты предлагает сервис.
Пронализировать конкурентов. При сборке семантического для обычного сайта обычно достаточно проанализировать ключи, которые используют конкуренты. Это можно сделать через специальные сервисы, самые популярные из которых — SEMrush и Serpstat.
Пронализировать конкурентов. При сборке семантического для обычного сайта обычно достаточно проанализировать ключи, которые используют конкуренты. Это можно сделать через специальные сервисы, самые популярные из которых — SEMrush и Serpstat.
Собрать в одном документе все ключевые запросы. В процессе поиска собирайте все подходящие запросы в единый список, либо можно создать таблицу в удобном для вас редакторе. Обязательно отмечайте частотность употребления тех ключей, что вы берете — можно располагать их в порядке убывания для удобства. Если ваш бизнес имеет географическую привязку, не забывайте проверять ключи в сочетании с ней.
У обычного многостраничного сайта семантическое ядро может быть очень большим, но для соцсетей огромный пул запросов не нужен, достаточно самых часто употребляемых 10-15 ключей. Этот итоговый список можно использовать для поисковой оптимизации группы в ОК.
Следующий шаг — логично и аккуратно разместить самые важные запросы из вашего семантического ядра в ключевых местах группы в ОК. Название и описание — это те разделы, откуда поисковые системы прежде всего будут черпать информацию о странице и группе, а значит именно они будут вести основную массу трафика — и их важно насытить ключевыми словами в первую очередь. Посты и видео же ориентированы на более узкие запросы и будут приводить пользователей более точечно — но и этим трафиком не стоит пренебрегать.
Следующий шаг — логично и аккуратно разместить самые важные запросы из вашего семантического ядра в ключевых местах группы в ОК. Название и описание — это те разделы, откуда поисковые системы прежде всего будут черпать информацию о странице и группе, а значит именно они будут вести основную массу трафика — и их важно насытить ключевыми словами в первую очередь. Посты и видео же ориентированы на более узкие запросы и будут приводить пользователей более точечно — но и этим трафиком не стоит пренебрегать.
Для названия лучше выбрать самый частотный и точный по смыслу запрос, по которому вас гарантировано будут искать. Помимо запроса, название группы также должно включать в себя название компании, так как по нему вас тоже могут искать. Кавычки никак не мешают продвижению — так что можете смело их использовать.
Для названия лучше выбрать самый частотный и точный по смыслу запрос, по которому вас гарантировано будут искать. Помимо запроса, название группы также должно включать в себя название компании, так как по нему вас тоже могут искать. Кавычки никак не мешают продвижению — так что можете смело их использовать.
Также стоит добавить указание на географию работы — при условии, что она строго ограничена городом или регионом. Если же вы работаете по всей России, географическую привязку можно опустить.
Важно не допускать двух главных ошибок при составлении названия:
Важно не допускать двух главных ошибок при составлении названия:
Не лейте воду, избегайте общих фраз, пишите четко по делу, чем конкретнее будет текст, тем лучше. И обратите внимание, что начало описания показывается во внутреннем поиске соцсети — поэтому главный посыл лучше вынести в первое предложение.
В данном разделе можно кратко описать суть деятельности вашей компании, показать УТП — уникальное торговое предложение. Также стоит кратко назвать свои ключевые преимущества.
В данном разделе можно кратко описать суть деятельности вашей компании, показать УТП — уникальное торговое предложение. Также стоит кратко назвать свои ключевые преимущества.
Не стоит делать описание слишком большим — 500-600 символов с учётом пробелов будет достаточно. И при составлении текста нужно логично и аккуратно вписать в содержание 2-3 ключевых запроса с наибольшей частотностью.
Не лейте воду, избегайте общих фраз, пишите четко по делу, чем конкретнее будет текст, тем лучше. И обратите внимание, что начало описания показывается во внутреннем поиске соцсети — поэтому главный посыл лучше вынести в первое предложение.
Не лейте воду, избегайте общих фраз, пишите четко по делу, чем конкретнее будет текст, тем лучше. И обратите внимание, что начало описания показывается во внутреннем поиске соцсети — поэтому главный посыл лучше вынести в первое предложение.
При работе в данном разделе обязательно поставьте корректную тематику группы и настройте открытую доступность, чтобы пользователи могли на вас подписаться.
Этот раздел нужно заполнить, чтобы вашу группу лучше находили в результатах поиска ОК. На другие поисковые системы это не сильно повлияет. Но всё равно этот раздел важен, поэтому не игнорируйте его.
Этот раздел нужно заполнить, чтобы вашу группу лучше находили в результатах поиска ОК. На другие поисковые системы это не сильно повлияет. Но всё равно этот раздел важен, поэтому не игнорируйте его.
В настройках группы укажите 5–6 самых популярных запросов из вашего списка ключевых слов. Там же можно отредактировать название и описание группы, о чём мы уже говорили.
При работе в данном разделе обязательно поставьте корректную тематику группы и настройте открытую доступность, чтобы пользователи могли на вас подписаться.
При работе в данном разделе обязательно поставьте корректную тематику группы и настройте открытую доступность, чтобы пользователи могли на вас подписаться.
Эту рекомендацию будет необходимо выполнять на постоянной основе, каждый раз, когда вы готовите очередной пост в группу. По возможности вписывайте подходящие по содержание поста ключевые запросы из семантического в текст. Аккуратно, в соответствии с содержанием и логикой повествования.
Эту рекомендацию будет необходимо выполнять на постоянной основе, каждый раз, когда вы готовите очередной пост в группу. По возможности вписывайте подходящие по содержание поста ключевые запросы из семантического в текст. Аккуратно, в соответствии с содержанием и логикой повествования.
Как правило, для таких целей используются не общие, а более узкие по смыслу ключи, благодаря чему посты с ними иногда попадают в поисковые выдачу. Пример поста с использованием ключей:
Как показывает практика, видео из соцсетей ранжируется поисковыми системами гораздо чаще, чем текстовые посты. Обратите внимание, что разделы группы, в которых нужно использовать ключи, указаны в порядке убывания, от самого важного к наименее важному.
При загрузке видео на площадку ОК обязательно включайте в название ролика подходящий по смыслу ключ из семантического ядра. Скорее всего он тоже будет узким. Пример:
При загрузке видео на площадку ОК обязательно включайте в название ролика подходящий по смыслу ключ из семантического ядра. Скорее всего он тоже будет узким. Пример:
Как показывает практика, видео из соцсетей ранжируется поисковыми системами гораздо чаще, чем текстовые посты. Обратите внимание, что разделы группы, в которых нужно использовать ключи, указаны в порядке убывания, от самого важного к наименее важному.
Как показывает практика, видео из соцсетей ранжируется поисковыми системами гораздо чаще, чем текстовые посты. Обратите внимание, что разделы группы, в которых нужно использовать ключи, указаны в порядке убывания, от самого важного к наименее важному.
Есть разные способы получения переходов, лидов и заказов в соцсетях. Самым эффективным из них остаётся посевная и таргетированная реклама. Однако её главный минус в том, что она платная. Пока есть рекламный бюджет — вы получаете целевой трафик. Как только деньги закончились, то закончились и переходы.
Есть разные способы получения переходов, лидов и заказов в соцсетях. Самым эффективным из них остаётся посевная и таргетированная реклама. Однако её главный минус в том, что она платная. Пока есть рекламный бюджет — вы получаете целевой трафик. Как только деньги закончились, то закончились и переходы.
Поисковый трафик для контента из соцсетей, как правило, не такой большой по сравнению с рекламным — зато он бесплатный и стабильный.