Игры — одно из ключевых направлений в развитии ОК. В среднем пользователь Одноклассников проводит 22 часа в месяц за играми, а все вместе пользователи наигрывают 1000 лет за день. Хорошая вовлеченность аудитории позволяет разработчикам быстро и эффективно монетизировать игры в ОК: за 2018 год платформа выплатила разработчикам 3,2 млрд рублей. Особенно динамично растет мобильная платформа, каждый месяц здесь играют 10 миллионов человек, а в 2019 году выплаты разработчикам мобильных игр выросли в два раза.
Высокие темпы роста игрового направления формируют вокруг Одноклассников геймдев-комьюнити, которое помогает развиваться и разработчикам, и социальной сети. Ольга Бойко, руководитель направления по работе с игровыми партнерами Одноклассников, поделилась лайфхаками о формировании геймдев-комьюнити вокруг платформы и рассказала о том, как обратная связь от разработчиков помогает делать платформу лучше.
Для Одноклассников всегда было важно формировать и развивать геймдев-комьюнити. Разработчик с момента регистрации на платформе получает полноценную продюсерскую команду в нашем лице: новым приложениям мы даем бесплатный трафик, обратную связь по играм, включаем в базу рассылок, которые рассказывают о новых фичах на платформе. Мы понимаем, что успех игры на площадке — совокупность многих факторов. На первом месте стоит качество игры, но давать обратную связь разработчикам, получать фидбэк об изменениях, которые мы вносим в игровую витрину ОК, регулярно общаться с ними — это все тоже важно и напрямую влияет на результат.
У нас есть официальный чат игровой платформы, сейчас в нем более 200 участников, которые как раз и формируют костяк нашего комьюнити. В чате разработчики делятся опытом и общаются между собой, поднимают важные темы по разработке приложений, рассказывают про свои ошибки и то, как они их решали. Например, один из двигателей чата — Андрей Угольник, автор игры «Кубическая башня» и участник прошлогоднего конкурса мобильных игр Games Cup. Он задает темп всем в чате, активно обсуждает приложения, фичи, помогает коллегам решать какие-то вопросы, связанные с разработкой. Андрей выступал главным критиком нашей старой версии SDK для мобильных игр. Он обращал внимание на то, что наше SDK было сложным, его интеграция и тестирование требовали много сил и времени у разработчиков, а на разных мобильных платформах оно не было согласовано с SDK, доступным для веба. Мы исправили все эти проблемы, и теперь у нас единое SDK, которое работает везде одинаково, и разработчикам больше не надо тратить время на интеграцию разных версий SDK на каждую из платформ. В итоге один очень неравнодушный человек помог целой платформе и всему комьюнити.
Мы уверены, что каждый разработчик, который приходит к нам, может стать успешным. Во-первых, потому что готовы постоянно поддерживать его на площадке разными способами: давать промо, консультировать по вопросам разработки и т.д.. Во-вторых, потому что в ОК практически любая игра, которую развивает разработчик, может найти отклик у пользователей. У Одноклассников огромная аудитория, которая любит проводить время за играми и выбирает совершенно разные жанры. Например, женщины предпочитают казуальные игры, фермы и приложения в жанре три в ряд. Мужчины выбирают стратегии, приключения или что-то азартное. В-третьих, разработчики получают подробную статистику по игре, она позволяет им наблюдать за тем, как игра развивается на платформе и лучше понимать, что хочет аудитория.
Мы первые на российском рынке, кто начал работать с разработчиками и формировать сообщество вокруг платформы.
В ОК игры появились в 2010 году, и уже тогда мы стали сами модерировать их, отбирать лучшие, выставлять их на витрину. Пять лет назад, когда появились первые новости от Google про блокировку flash, мы стали думать, как наиболее безболезненно помочь разработчиками переходить на мобильные HTML5-игры. Отказ браузеров от flash создавал сложности не только для разработчиков, но и для пользователей. Ни нас, ни разработчиков это не устраивало, поэтому мы сделали десктопноеприложение «Игры ОК», которое работает на компьютерах с операционной системой Windows и позволяет запускать flash-игры. Параллельно с этим мы начали рассказывать разработчикам про HTML5-игры и просить адаптировать те, что есть сейчас. С 2018 года ОК перестали публиковать новые flash-игры.
Тренд последних лет — потреблять информацию с гаджетов. Стационарными компьютерами люди пользуются уже не так часто, поэтому мобильное направление развивается практически во всех IT-сервисах. На нашей мобильной платформе пока не так много игр, но большие возможности для заработка и аудитория, превышающая по размеру десктоп. Мы понимали, что хотим привлекать больше новых мобильных игр и для этого нужно расширить сообщество, поэтому придумали OK Instant Games Cup — чемпионат для разработчиков мобильных HTML5 игр.
В 2018 году у нас было две номинации: Pro и New Star. На конкурс тогда заявились больше 120 игр, и мы поняли, что нащупали точку роста. В этом году к организации Games Cup мы пригласили партнеров и постарались сделать его еще масштабнее. К номинациям Pro и New Star добавилась «За инновационность» от App2Top.ru и специальный приз от Одноклассников «За лучшую реализацию социальных механик». В итоге, в Games Cup 2019, 70% от всех заявок мы получили на номинацию New Star, то есть от тех разработчиков, которые не были знакомы с платформой. Это значит, что турнир однозначно открывает новые игры и обогащает наше игровое комьюнити.
Важно, что конкурс действительно сработал не только на привлечение нового контента, но и на развитие комьюнити. Вот примеры. Одни из активных участников нашего сообщества — авторы «Пушистиков», они взяли третье место в номинации Pro в этому году. Виталий Вигель, один из авторов игры стал активным участников комьюнити и нашим бесценным помощником. Ему настолько небезразлична судьба платформы, что он постоянно следит за новыми фичами, мониторит другие приложения, дает развернутую обратную связь. Часто Виталий своими неудобными, но правильными вопросами о платформе, мотивирует разобраться и перепроверить, как работает тот или иной функционал, ведь многие вещи были разработаны еще до того, как здесь начала работать значительная часть игровой команды.
Сергей Маджуга и Павел Садов из Z-Media часто обращают внимание на особенности и принципы работы нашей платформы. Они уже являются опытными разработчиками и хорошо знают, как работать с ОК. Тем не менее, они не забывают про менее опытных коллег и защищают их интересы. Сергей и Павел предлагают идеи по улучшению платформы именно с точки зрения неопытных разработчиков, для которых знакомство с каждым из подводных камней может стоить времени и сил.
Games Cup — не единственное место, где мы знакомимся с разработчиками. Мы участвуем в конференциях и устраиваем свои митапы. Большую часть времени наше общение с разработчиками происходит в онлайне, но не все вопросы можно решить таким образом. Например, не так давно мы встречались с ними на White Nights Conference — международной бизнес-конференции, посвященной разработке и продвижению игр на всех платформах. Для нас это хорошая возможность встретиться лично с нашими топовыми разработчиками и получить от них фидбэк, познакомиться с новыми командами и пригласить их в ОК. Личный контакт, когда можно поговорить с разработчиком вживую, очень важен, это другие эмоции. Плюс, всегда приятно развиртуализироваться с тем, с кем общаешься в чате.
Еще одно офлайн-направление, которое помогает нам формировать комьюнити — митапы для начинающих разработчиков мобильных HTML5-игр, которые позволяют получить теоретические и практические знания о разработке игр. Мы стали проводить их в начале года, начинающие разработчики проявляли повышенный интерес к этим митапам. Они писали и в нашем общем чате, что такой информации им не хватало, обращались к нам в личку, чтобы мы сделали еще один митап. Такой спрос позволил нам понять, что они актуальны для новичков.
Мы понимаем, что тем, кто делает первые шаги в разработке, важно услышать кого-то более опытного, задать вопросы и получить обратную связь. Еще один плюс таких митапов — общение опытных разработчиков с новичками. Тех, кто в нашем комьюнити давно, с теми, кто к нему только присоединился.
Развитие платформы зависит от разнообразия игр. Для нас было важно максимально упростить и автоматизировать процесс регистрации новых разработчиков, он проходит на базе программного обеспечения Jira.
Jira помогает получать разработчикам полную информацию и работает как режим одного окна. Эта CRM-система облегчает жизнь всем: и нам, и разработчикам. В ней мы формируем отчеты, результаты по играм, ведём переписку с разработчиками и помогаем решать любые вопросы, связанные с размещением в ОК.
Первый шаг, который должен сделать разработчик игры — заключить с нами договор. Готовую и работающую версию приложения и пакет документов разработчик может отправить на модерацию и параллельно проходить процедуру оформления договора. Мы рассматриваем документы быстро, максимум на это нужно от одного до пяти рабочих дней. Но всё, конечно, зависит от разработчика – насколько полный пакет документов он предоставит.
Мы ведем разработчика за руку от момента оформления договорных условий до публикации приложения. Наша команда действительно готова помогать по любым вопросам, от административных до технических. Кроме общего чата для всех, у нас есть отдельные чаты с каждым разработчиком, плюс, всегда есть возможность приехать к нам в офис лично. Такая возможность пообщаться с платформой в любой момент дополнительно вовлекает участников в жизнь комьюнити.
Летом мы рассказали вам о том, что запустили возможность подключения саппорта для игроков, добавления текстовых отзывов от пользователей к играм, и о внедрении рекламных sticky-баннеров. Осень принесла не менее интересные обновления для разработчиков, которые стали логичным продолжением работы над летними проектами.
#Актуальное: Проверьте наличие блокировщика рекламы на устройстве пользователя
#Новинка: Новые возможности баннерной рекламы для монетизации
#ПоЗапросам: Валидация платежей в формате JSON
#Обновления: Событие о добавлении отзыва об игре от пользователя
Блокировщики рекламы всем известны способностью неприятно влиять на монетизацию игр. Поэтому мы придумали для вас метод, позволяющий проверить наличие блокировщика рекламы на устройстве пользователя.
О наличии включенного блокировщика рекламы пока можно узнать только для игр, запущенных на десктопной версии ОК. О том, как это сделать, узнайте подробнее по ссылке:
Хотите монетизировать свою игру, но не готовы интегрировать рекламу через SDK? Мы подготовили для вас возможность автопоказа баннерной рекламы. Вам остается лишь выбрать тип отображения баннеров в настройках: со смещением игры «над» игровым интерфейсом или «под» ним.
Если вы хотите использовать другой тип отображения баннеров, например рекламу поверх контейнера игры, нужно будет отключить автопоказ рекламы в настройках игры и настроить вызов методов рекламного SDK.
Сейчас в ОК доступны следующее типы показа рекламных баннеров:
Вы просили нас заменить формат валидации платежей XML на JSON, и мы сделали это! При работе с API OK в различных вопросах уже давно и активно используется формат JSON, и сейчас мы его поддержали в платежах, чтобы вам было комфортнее работать.
Эта возможность доступна всем играм по умолчанию и не требует какой-либо дополнительной настройки. О том, что нужно сделать, чтобы перейти на новый формат валидации, читайте по ссылке ниже.
Разработчики игр в ОК получили возможность моментально получать информацию о добавлении пользователями нового отзыва об игре. При подписке на это событие все новые отзывы пользователей, а также их изменение, будут приходить вам на webhook, указанный в настройках игры.
О том, как подписаться на такой тип событий, вы можете узнать по ссылке: