Эксперты

Как Одноклассники формируют вокруг себя геймдев комьюнити

15 ноября 2019
8 мин. чтения
Как Одноклассники формируют вокруг себя геймдев комьюнити

Игры — одно из ключевых направлений в развитии ОК. В среднем пользователь Одноклассников проводит 22 часа в месяц за играми, а все вместе пользователи наигрывают 1000 лет за день. Хорошая вовлеченность аудитории позволяет разработчикам быстро и эффективно монетизировать игры в ОК: за 2018 год платформа выплатила разработчикам 3,2 млрд рублей. Особенно динамично растет мобильная платформа, каждый месяц здесь играют 10 миллионов человек, а в 2019 году выплаты разработчикам мобильных игр выросли в два раза.

Высокие темпы роста игрового направления формируют вокруг Одноклассников геймдев-комьюнити, которое помогает развиваться и разработчикам, и социальной сети. Ольга Бойко, руководитель направления по работе с игровыми партнерами Одноклассников, поделилась лайфхаками о формировании геймдев-комьюнити вокруг платформы и рассказала о том, как обратная связь от разработчиков помогает делать платформу лучше.

Помощь и обратная связь как залог успеха всех участников комьюнити

Для Одноклассников всегда было важно формировать и развивать геймдев-комьюнити. Разработчик с момента регистрации на платформе получает полноценную продюсерскую команду в нашем лице: новым приложениям мы даем бесплатный трафик, обратную связь по играм, включаем в базу рассылок, которые рассказывают о новых фичах на платформе. Мы понимаем, что успех игры на площадке — совокупность многих факторов. На первом месте стоит качество игры, но давать обратную связь разработчикам, получать фидбэк об изменениях, которые мы вносим в игровую витрину ОК, регулярно общаться с ними — это все тоже важно и напрямую влияет на результат.

У нас есть официальный чат игровой платформы, сейчас в нем более 200 участников, которые как раз и формируют костяк нашего комьюнити. В чате разработчики делятся опытом и общаются между собой, поднимают важные темы по разработке приложений, рассказывают про свои  ошибки и то, как они их решали. Например, один из двигателей чата — Андрей Угольник, автор игры «Кубическая башня» и участник прошлогоднего конкурса мобильных игр Games Cup. Он задает темп всем в чате, активно обсуждает приложения, фичи, помогает коллегам решать какие-то вопросы, связанные с разработкой. Андрей выступал главным критиком нашей старой версии SDK для мобильных игр. Он обращал внимание на то, что наше SDK было сложным, его интеграция и тестирование требовали много сил и времени у разработчиков, а на разных мобильных платформах оно не было согласовано с SDK, доступным для веба. Мы исправили все эти проблемы, и теперь у нас единое SDK, которое работает везде одинаково, и разработчикам больше не надо тратить время на интеграцию разных версий SDK на каждую из платформ. В итоге один очень неравнодушный человек помог целой платформе и всему комьюнити.

Мы уверены, что каждый разработчик, который приходит к нам, может стать успешным. Во-первых, потому что готовы постоянно поддерживать его на площадке разными способами: давать промо, консультировать по вопросам разработки и т.д.. Во-вторых, потому что в ОК практически любая игра, которую развивает разработчик, может найти отклик у пользователей. У Одноклассников огромная аудитория, которая любит проводить время за играми и выбирает совершенно разные жанры. Например, женщины предпочитают казуальные игры, фермы и приложения в жанре три в ряд. Мужчины выбирают стратегии, приключения или что-то азартное. В-третьих, разработчики получают подробную статистику по игре, она позволяет им наблюдать за тем, как игра развивается на платформе и лучше понимать, что хочет аудитория.

Соревнования как способ развития сообщества

Мы первые на российском рынке, кто начал работать с разработчиками и формировать сообщество вокруг платформы.

В ОК игры появились в 2010 году, и уже тогда мы стали сами модерировать их, отбирать лучшие, выставлять их на витрину. Пять лет назад, когда появились первые новости от Google про блокировку flash, мы стали думать, как наиболее безболезненно помочь разработчиками переходить на мобильные HTML5-игры. Отказ браузеров от flash создавал сложности не только для разработчиков, но и для пользователей. Ни нас, ни разработчиков это не устраивало, поэтому мы сделали десктопноеприложение «Игры ОК», которое работает на компьютерах с операционной системой Windows и позволяет запускать flash-игры. Параллельно с этим мы начали рассказывать разработчикам про HTML5-игры и просить адаптировать те, что есть сейчас. С 2018 года ОК перестали публиковать новые flash-игры.

Тренд последних лет — потреблять информацию с гаджетов. Стационарными компьютерами люди пользуются уже не так часто, поэтому мобильное направление развивается практически во всех IT-сервисах. На нашей мобильной платформе пока не так много игр, но большие возможности для заработка и аудитория, превышающая по размеру десктоп. Мы понимали, что хотим привлекать больше новых мобильных игр и для этого нужно расширить сообщество, поэтому придумали OK Instant Games Cup — чемпионат для разработчиков мобильных HTML5 игр.

В 2018 году у нас было две номинации: Pro и New Star. На конкурс тогда заявились больше 120 игр, и мы поняли, что нащупали точку роста. В этом году к организации Games Cup мы пригласили партнеров и постарались сделать его еще масштабнее. К номинациям Pro и New Star добавилась «За инновационность» от App2Top.ru и специальный приз от Одноклассников «За лучшую реализацию социальных механик». В итоге, в Games Cup 2019, 70% от всех заявок мы получили на номинацию New Star, то есть от тех разработчиков, которые не были знакомы с платформой. Это значит, что турнир однозначно открывает новые игры и обогащает наше игровое комьюнити.

Важно, что конкурс действительно сработал не только на привлечение нового контента, но и на развитие комьюнити. Вот примеры. Одни из активных участников нашего сообщества — авторы «Пушистиков», они взяли третье место в номинации Pro в этому году. Виталий Вигель, один из авторов игры стал активным участников комьюнити и нашим бесценным помощником. Ему настолько небезразлична судьба платформы, что он постоянно следит за новыми фичами, мониторит другие приложения, дает развернутую обратную связь. Часто Виталий своими неудобными, но правильными вопросами о платформе, мотивирует разобраться и перепроверить, как работает тот или иной функционал, ведь многие вещи были разработаны еще до того, как здесь начала работать значительная часть игровой команды.

Сергей Маджуга и Павел Садов из Z-Media часто обращают внимание на особенности и принципы работы нашей платформы. Они уже являются опытными разработчиками и хорошо знают, как работать с ОК. Тем не менее, они не забывают про менее опытных коллег и защищают их интересы. Сергей и Павел предлагают идеи по улучшению платформы именно с точки зрения неопытных разработчиков, для которых знакомство с каждым из подводных камней может стоить времени и сил.

Личный контакт как способ укрепить отношения с комьюнити

Games Cup — не единственное место, где мы знакомимся с разработчиками. Мы участвуем в конференциях и устраиваем свои митапы. Большую часть времени наше общение с разработчиками происходит в онлайне, но не все вопросы можно решить таким образом. Например, не так давно мы встречались с ними на White Nights Conference — международной бизнес-конференции, посвященной разработке и продвижению игр на всех платформах. Для нас это хорошая возможность встретиться лично с нашими топовыми разработчиками и получить от них фидбэк, познакомиться с новыми командами и пригласить их в ОК. Личный контакт, когда можно поговорить с разработчиком вживую, очень важен, это другие эмоции. Плюс, всегда приятно развиртуализироваться с тем, с кем общаешься в чате.

Еще одно офлайн-направление, которое помогает нам формировать комьюнити — митапы для начинающих разработчиков мобильных HTML5-игр, которые позволяют получить теоретические и практические знания о разработке игр. Мы стали проводить их в начале года, начинающие разработчики проявляли повышенный интерес к этим митапам. Они писали и в нашем общем чате, что такой информации им не хватало, обращались к нам в личку, чтобы мы сделали еще один митап. Такой спрос позволил нам понять, что они актуальны для новичков.

Мы понимаем, что тем, кто делает первые шаги в разработке, важно услышать кого-то более опытного, задать вопросы и получить обратную связь. Еще один плюс таких митапов — общение опытных разработчиков с новичками. Тех, кто в нашем комьюнити давно, с теми, кто к нему только присоединился.

Стать частью геймдев-сообщества легко

Развитие платформы зависит от разнообразия игр. Для нас было важно максимально упростить и автоматизировать процесс регистрации новых разработчиков, он проходит на базе программного обеспечения Jira.

Jira помогает получать разработчикам полную информацию и работает как режим одного окна. Эта CRM-система облегчает жизнь всем: и нам, и разработчикам. В ней мы формируем отчеты, результаты по играм, ведём переписку с разработчиками и помогаем решать любые вопросы, связанные с размещением в ОК.

Первый шаг, который должен сделать разработчик игры — заключить с нами договор. Готовую и работающую версию приложения и пакет документов разработчик может отправить на модерацию и параллельно проходить процедуру оформления договора. Мы рассматриваем документы быстро, максимум на это нужно от одного до пяти рабочих дней. Но всё, конечно, зависит от разработчика – насколько полный пакет документов он предоставит.

Мы ведем разработчика за руку от момента оформления договорных условий до публикации приложения. Наша команда действительно готова помогать по любым вопросам, от административных до технических. Кроме общего чата для всех, у нас есть отдельные чаты с каждым разработчиком, плюс, всегда есть возможность приехать к нам в офис лично. Такая возможность пообщаться с платформой в любой момент дополнительно вовлекает участников в жизнь комьюнити.

1
1
1
1
1

Материалы по теме

Доходы разработчиков игр от рекламы в ОК выросли на 62%

Одноклассники подводят итоги работы игровой платформы соцсети за первое полугодие 2024 года. С января по июнь разработчики получили от ОК 1,6 млрд рублей. Эта сумма включает в себя доходы от рекламы и внутриигровых покупок, и на 10% больше, чем за аналогичный период 2023 года. 

Главный драйвер роста в 2024 году — развитие рекламы внутри игровой платформы: доходы ОК и самих разработчиков от рекламы выросли за 6 месяцев на 62% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Ключевой причиной роста рекламных доходов является развитие формата sticky-баннеров (рекламное объявление в игре, расположение которого может настроить создатель) на всех платформах. Для интеграции формата в игру разработчикам достаточно реализовать подбор и показ рекламы, используя SDK, выбрать место для показа баннера — все остальные задачи решаются платформой игр. Помимо этого, ОК провели ряд открытых тестов, чтобы определить, как пользователи воспринимают рекламу. Тесты показали, что реклама в играх в ОК не снижает доходы от внутриигровых покупок. Благодаря этому разработчики изменили подход к программам монетизации и стали чаще их задействовать. 

Соцсеть также сохраняет и наращивает доходы разработчиков от внутриигровых покупок пользователей по системе revenue share. Для этого в 2023 году ОК постепенно перераспределяли  аудиторию, продвигали игры и привлекали новых разработчиков. Позитивно также сказалось то, что аудитория органически перетекала с десктопа на мобильную платформу.

В топ-5 категорий игр по количеству проведенных часов входят «три в ряд», казуальные игры, «игры про фермерство», «настольные игры» (шахматы, нарды и пр.), приключения. Сейчас 42% пользователей, которые заходят в ОК с десктопной версии, играют хотя бы раз в день, но больше всего растет наиболее заинтересованная аудитория — те, кто ежедневно увеличивают время, которое они проводят на игровой платформе.

609
3 мин.
Игровой дайджест. Весна-2024

Весна принесла несколько важных обновлений игровой платформы! ОК добавили для разработчиков новые возможности, которые помогут показывать рекламу в удобном формате, упростят загрузку фото и позволят собрать больше обратной связи от пользователей.

  • #Новое: новые форматы рекламных баннеров и изображений для промо в ленте
  • #Важное: вызов формы для обращения в службу поддержки игры с помощью FAPI-метода
  • #Полезное: показ нескольких рекламных баннеров на десктопе
  • #Удобное: методы для загрузки фотографий от лица приложения через API

Мы разработали новые виды баннеров, которые стали важным дополнением рекламного SDK:

  • вертикальный баннер, который показывается поверх игры;
  • вертикальный баннер, при показе которого смещается контейнер игры;
  • узкий горизонтальный баннер, который показывается поверх игры;
  • узкий горизонтальный баннер, при показе которого смещается контейнер игры.

Все форматы доступны как для ручного, так и для автоматического режима показа баннерной рекламы.

Разработчикам также больше не нужно менять UI десктопных приложений, чтобы баннеры не перекрывали важные элементы интерфейса. Теперь контейнер, в котором показывается игра, может автоматически изменять размер, чтобы реклама заняла всё освободившееся место без уменьшения или увеличения масштаба.

Вы сможете загружать в настройках игры два новых вида изображений — баннеры для фичеринга в ленте мобильной и десктопной версий ОК — и проверять, как картинка будет выглядеть в интерфейсе платформы. Пользователь увидит в ленте баннер с собственной аватаркой поверх него, а также сможет нажать на кликабельную кнопку, чтобы перейти в игру.

Мы добавили возможность самостоятельно поднимать леер для обращения в службу поддержки игры с помощью метода FAPI.UI.openComplaintForm. Вы сможете указывать, когда стоит показать пользователю форму, а также предвыбирать цель и тему обращения из структуры, чтобы сэкономить его время.

Теперь вы сможете выбрать, сколько рекламных баннеров пользователь увидит на экране — один или два. Каждый показ засчитывается отдельно, что позволит увеличить вознаграждение в два раза. Изменение работает для всех форматов баннеров при ручном и автоматическом показе рекламы.

Больше не придётся спрашивать разрешение на загрузку изображений в альбом игры — загружайте картинки в ОК без привязки к конкретному пользователю через POST-запрос на URL. Добавленные картинки можно использовать в различных механиках, например для публикации постов или моментов. Сейчас каждому приложению доступна загрузка 100 изображений в альбом.

4 738
20 мин.
Игровой дайджест. Осень 2023

Летом мы рассказали вам о том, что запустили возможность подключения саппорта для игроков, добавления текстовых отзывов от пользователей к играм, и о внедрении рекламных sticky-баннеров. Осень принесла не менее интересные обновления для разработчиков, которые стали логичным продолжением работы над летними проектами.

#Актуальное: Проверьте наличие блокировщика рекламы на устройстве пользователя

#Новинка: Новые возможности баннерной рекламы для монетизации

#ПоЗапросам: Валидация платежей в формате JSON

#Обновления: Событие о добавлении отзыва об игре от пользователя

Блокировщики рекламы всем известны способностью неприятно влиять на монетизацию игр. Поэтому мы придумали для вас метод, позволяющий проверить наличие блокировщика рекламы на устройстве пользователя.

О наличии включенного блокировщика рекламы пока можно узнать только для игр, запущенных на десктопной версии ОК. О том, как это сделать, узнайте подробнее по ссылке:

Хотите монетизировать свою игру, но не готовы интегрировать рекламу через SDK? Мы подготовили для вас возможность автопоказа баннерной рекламы. Вам остается лишь выбрать тип отображения баннеров в настройках: со смещением игры «над» игровым интерфейсом или «под» ним.

Если вы хотите использовать другой тип отображения баннеров, например рекламу поверх контейнера игры, нужно будет отключить автопоказ рекламы в настройках игры и настроить вызов методов рекламного SDK.

Сейчас в ОК доступны следующее типы показа рекламных баннеров:

  • поверх контейнера игры (сверху или снизу) – на mobile, desktop, Android;
  • со смещением контейнера игры (вверх или вниз) – на mobile, desktop, Android.

Вы просили нас заменить формат валидации платежей XML на JSON, и мы сделали это! При работе с API OK в различных вопросах уже давно и активно используется формат JSON, и сейчас мы его поддержали в платежах, чтобы вам было комфортнее работать.

Эта возможность доступна всем играм по умолчанию и не требует какой-либо дополнительной настройки. О том, что нужно сделать, чтобы перейти на новый формат валидации, читайте по ссылке ниже.

Разработчики игр в ОК получили возможность моментально получать информацию о добавлении пользователями нового отзыва об игре. При подписке на это событие все новые отзывы пользователей, а также их изменение, будут приходить вам на webhook, указанный в настройках игры.

О том, как подписаться на такой тип событий, вы можете узнать по ссылке:

8 222
16 мин.