Исследования

Исследование ОК: каждый второй россиянин старается найти единомышленников в соцсетях

19 января 2023
3 мин. чтения
Исследование ОК: каждый второй россиянин старается найти единомышленников в соцсетях

Одноклассники в рамках запуска сервиса «Увлечения», с помощью которого пользователи могут провести время со своими единомышленниками, провели исследование и выяснили, чем увлекаются жители страны, как проводят свободное от работы время и где ищут друзей по интересам.

Какие увлечения наиболее популярны среди россиян?

ОК определили, что у большинства (95%) россиян, помимо работы, бытовых дел и воспитания детей и внуков, есть собственные увлечения. Кроме того, каждый второй (51%) опрошенный заявил, что иметь хобби и заниматься чем-то «для себя» — обязательно и очень важно. А 38% участников исследования рассказали, что всегда занимаются своим хобби в свободное от работы время.

Самое популярное хобби России — кулинария. Россияне (в 36% случаев) любят изучать новые рецепты блюд и напитков, готовить, выпекать и экспериментировать со вкусами. Это увлечение особенно разделяют респонденты в возрасте 45-54 лет.

На втором месте — активный отдых и туризм (в 31% случаев): долгие прогулки, треккинг, путешествия и пр. Любопытно, что женщины чаще мужчин увлекаются подобным.

На третьем месте по стране — занятия спортом (в 30% случаев). Такой образ жизни чаще всего интересен молодым людям от 18 до 24 лет.

Исследование ОК: каждый второй россиянин старается найти единомышленников в соцсетях

Помимо хобби у россиян есть и другие любимые занятия. Например, просмотр телевизора и интернет-сёрфинг (в 69% случаев), поиск новой информации и друзей в социальных сетях (в 49% случаев), встречи с родными и знакомыми (в 42% случаев). Об отсутствии свободного времени и каких-либо дел вне работы респонденты говорили лишь в 6% случаев.

Как и где россияне ищут единомышленников?

ОК проанализировали, как связаны увлечения и социальные связи людей. Например, почти половина (46%) участников исследования нашли c помощью хобби друзей, треть (33%) — близких по духу людей и единомышленников, другие 12% россиян благодаря общему увлечению обрели любовь и начали встречаться со своими вторыми половинками.

И всё же, многие россияне испытывают потребность в поиске друзей по интересам — об этом заявили 42% опрошенных. Каждый второй (в 50% случаев) старается найти единомышленников в социальных сетях, в специализированных группах и пабликах по теме хобби (в 24% случаев) или посещает кружки и секции (в 21% случаев).

Исследование ОК: каждый второй россиянин старается найти единомышленников в соцсетях

Как хобби влияют на жизнь и самоощущение россиян?

Также в компании узнали, зачем жители России находят новые увлечения и стараются их развивать. Например, в 47% случаев респонденты делились, что хобби приносит им чувства радости и любви к жизни, новые знания и навыки — в 44% случаев, чувство самореализации и личностный рост, а также хорошее самочувствие — в 34% случаев. Нередко россияне говорили даже о том, что хобби — смысл их жизни (в 15% случаев).

Исследование ОК: каждый второй россиянин старается найти единомышленников в соцсетях

Самые популярные хобби в сервисе «Увлечения»

Кроме того, ОК проанализировали самые популярные категории в собственном сервисе «Увлечения» с сентября по январь. В топ-5 вошли кулинария, мода и красота, авто, рыбалка и рукоделие. В рамках категорий чаще всего смотрят рецепты выпечки, лайфхаки автотюнинга, дневной и вечерний макияж, секреты ловли щуки, художественную резьбу и лоскутное шитье.

Ежемесячно «Увлечения» посещают более 20 миллионов человек, а самые активные пользователи проводят в сервисе уже на 40% больше времени по сравнению с первым месяцем после запуска.

Исследование ОК: каждый второй россиянин старается найти единомышленников в соцсетях

В онлайн-исследовании приняли участие более 2000 человек из одиннадцати городов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Екатеринбург, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Самара, Саратов, Челябинск) в декабре 2022 года.

1
1
3
1
1

Материалы по теме

Российские блогеры рассказали об отношении к заработкам и роли нейросетей в создании контента

Одноклассники продолжают работать над развитием контентной платформы и привлечением качественных авторов в социальную сеть. В преддверии Дня блогера ОК узнали у создателей контента, почему они начали блогерскую карьеру, что их волнует, и достаточно ли они зарабатывают, чтобы полностью отказаться от работы и сосредоточиться на ведении  блога. В опросе приняли участие более 500 блогеров, ведущих свои аккаунты и группы на нескольких платформах, включая ОК.

Отсутствие или недостаток рекламодателей в 2024 году волнует только 25% опрошенных авторов. Больше всего блогеры переживают за удержание интереса аудитории – 42% заботят показатели просмотров и доля вовлеченности в контент, а 29% важна обратная связь. Мнение родных и близких о контенте заботит 20% респондентов. Критика и хейт являются проблемой для 17% блогеров. 

Почти половина (46%) опрошенных имеют основную работу, и блог для них – это источник дополнительного заработка. Еще 19% опрошенных уже уволились ради развития блога и зарабатывают только на нем.

42% контент-мейкеров в России начали активно развивать свой блог, потому что увидели интерес к их образу жизни и опыту со стороны родственников, друзей и знакомых. 38% видели в блоге возможность самореализоваться. Еще 33% активно развивают аккаунты в соцсетях, так как им нравится общаться и находить друзей и знакомых, разделяющих их взгляды на жизнь. Столько же опрошенных заявили, что стали блогером, так как хотели иметь возможность монетизировать свое увлечение.

Развитие нейросетей считают угрозой только 11% блогеров, а 31% инфлюенсеров уверены, что человеческий креатив заменить нельзя, поэтому не видят в нейросетях конкурентов. 33% рассматривают нейросети как помощников и уже активно задействуют эти возможности в работе (ищут идеи для тематик контента, выясняют тренды и пр.). 19% в целом не думают об этом и не используют новые возможности.

Число блогеров в России продолжает расти – в ОК в 2024 году число новых групп с качественным контентом увеличилось на 18% по сравнению с первым кварталом 2023 года. ОК также привлекают блогеров к развитию контентных сервисов внутри соцсети — для раздела «Мастер классы», запущенного в этом году, создатели контента в ОК совместно с платформой подготовили более 150 профессионально отснятых мастер-классов. К наполнению сервиса «Увлечения» ОК также привлекли сотни экспертов, популярных блогеров и брендов из разных профессиональных областей – авторы ежемесячно публикуют только в этот раздел почти 10 тысяч постов.

Россияне рассказали, чем займутся летом

Сервис Работа.ру и социальная сеть Одноклассники выяснили, чем россияне планируют заниматься летом. В исследовании приняли участие более 3 500 пользователей из всех регионов России.

Более половины россиян (57%) ждут лета, потому что смогут заниматься любимыми хобби, которыми не получается увлекаться так активно в другое время года. 16% планируют найти новое занятие, а для 27% летом ничего не поменяется. 

Опрос показал, что летний сезон у россиян больше ассоциируется со спортом — так, 66% ждали лета, чтобы проводить свое свободное время активнее. Из них — 26% будут кататься на велосипедах, 11% начнут бегать, 10% займутся бадминтоном, 7% — баскетболом, футболом и волейболом, 6% начнут практиковать теннис на улице, а 3% хотят кататься на сапах. По 1% проголосовали за гольф, квадроциклы и вейксерфинг. 

По данным Одноклассников, интерес к контенту о спортивной тематике в преддверии летнего сезона действительно растет. Начиная с марта пользователи активно подписываются на группы про спорт — число подписчиков этих групп с начала марта до начала мая увеличилось на 31%. При этом, если в марте подписчиков больше интересуют тематики фитнеса и похудения, то уже ближе к середине мая пользователи ищут единомышленников в группах про теннис, бадминтон, футбол и пр.  

Помимо спорта, 61% россиян планируют больше гулять на свежем воздухе, 33% будут заниматься садоводством, а 19% хотят рыбачить. Как показывают данные ОК, интерес среди пользователей к контенту про садоводство растёт с середины февраля-начала марта, когда россияне начинают активно готовиться к дачному сезону. При этом, в текущем году спрос на контент про садоводство особенно заметен среди пользователей до 30 лет (+15% год к году). 

Чаще всего участники исследования занимаются любимым хобби в одиночестве (58%). 39% приглашают присоединиться семью, 28% — друзей, 17% — партнера, а 4% — коллег. 

Из респондентов, ищущих единомышленников среди коллег, 40% занимаются с ними активным отдыхом. 35% играют в настолки, 34% посвящают время творчеству, а 22% опрошенных дегустируют напитки. 21% участников исследования вместе с коллегами смотрят спортивные матчи, а 20% даже организовали спортивную команду. 10% опрошенных же обычно обсуждают книги и кино.

ОК и ЮKassa выяснили, на что тратят россияне в преддверии лета

Одноклассники и ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) провели исследование* и узнали, на что россияне тратят деньги в преддверии лета.

По данным опроса ЮMoney, почти две трети россиян (62%) совершают покупки специально к лету. Самая популярная статья расходов – это новая одежда (20%), вторая по популярности – отпуск (14%). Ещё 11% респондентов планируют потратить больше всего на ремонт и благоустройство дома. Столько же покупают подарки на дни рождения, свадьбы и другие торжественные мероприятия, а 9% опрошенных увеличивают расходы на занятия спортом.

В соцсети ОК с приближением летнего сезона сильнее всего вырос интерес пользователей к контенту о дачах и загородном отдыхе. В середине мая число просмотров публикаций о благоустройстве дома и участка выросло на 89% по сравнению с началом весны.

Также в этом месяце, по данным ЮKassa, увеличился спрос на строительные и садовые принадлежности. С 1 по 20 мая в сегменте стройматериалов оборот вырос в два раза по сравнению с теми же числами февраля. Количество покупок возросло на 95%, число покупателей – на 66%, средний чек – на 17%, до 20 824 рублей. Оборот от продаж садовых материалов увеличился почти в три раза, количество покупок – более чем вдвое, покупателей стало на 31% больше, а средний чек вырос на 24% и составил 3 990 рублей.

По данным аналитиков ОК, вторая по популярности тема в соцсети – правильное питание и диеты (рост на 54%), а на третьем месте – идеи для отпуска (41%). Обновление гардероба к летнему сезону тоже интересует пользователей: просмотров публикаций о выборе и сочетании одежды стало на 25% больше.

ОК и ЮKassa также узнали, сколько респонденты готовы потратить на подготовку к лету. Большинство опрошенных (29%) планируют выделить на сезонные покупки не более 25 тысяч рублей, по 17% – 25-50 и 50-100 тысяч, по 11% – 100-250 и 250-500 тысяч. Ещё 10% опрошенных не планируют никаких дополнительных трат в преддверии летнего сезона, а  5% собираются заплатить более 500 тысяч рублей или не считают траты.

*Опрос проводился на сайте ЮMoney в мае 2024 года. В нём приняли участие более тысячи пользователей на территории РФ.