Эксперты

«Рынок рекламной индустрии развивается по принципу эффекта бабочки»

30 октября 2017
10 мин. чтения
«Рынок рекламной индустрии развивается по принципу эффекта бабочки»

Мы часто пишем в блоге о рекламных коммуникациях и рассказываем о кейсах с рекламодателями, но редко говорим о рекламном рынке в целом. И вот настал этот момент: публикуем интервью с настоящим экспертом — Денисом Сидоровым, директором по развитию крупнейшего медиа о рекламе и маркетинге Sostav.ru.

Денис, расскажи, чем ты занимаешься и как пришел в рекламную индустрию?

Я получил два образования: инженерное в техническом ВУЗе и стратегическое в Wordshop. Еще во время учебы в университете заметил, что часто разговариваю слоганами из рекламы. Давно влюбился в эту индустрию и зачитывался книгами по маркетингу, рекламе и дизайну — от Котлера до Огилви. Со временем стал пробовать себя на фрилансе в разработке логотипов, айдентики, web-дизайне, а основная карьерная лестница в тот момент развивалась в коммерческом подразделении в одной из лидирующих компаний по производству систем безопасности. В 2010-м году, когда мне предлагали возглавить первое представительство в Санкт-Петербурге, я отказался от руководящей должности и ушел в сторону мечты — в рекламу.

Через друзей сначала попал в стартап: помогал создавать и развивать интернет-магазин с нуля. Когда дело заработало, решил продолжать свое развитие дальше и найти работу в рекламной отрасли. А в январе 2014 в «поисках себя» я решил сначала изучить рынок изнутри и потом уже определиться, куда идти дальше. Таким образом, я приехал в Sostav.ru и здесь нашел свой новый дом, мое хобби стало ремеслом и затянуло, кажется, навсегда. Проекты из прошлого (по разработке стратегии или поиска каналов коммуникаций) периодически появляются, но отошли на второй план, где я выступаю уже только в роли консультанта.

Расскажи немного про Sostav, что проект представляет из себя сейчас?

Sostav функционирует по всем законам тематического СМИ. Медиаресурс состоит из независимой редакции, которая создает основной контент, и отдела спецпроектов, который решает различные задачи и потребности в продвижении бренда или услуг наших рекламодателей. Уже более 16 лет Sostav растет, развивается и выстраивает свой бренд среди аудитории и других медиа.

Нас отличает уникальный контент, релевантный двум аудиториям: для бизнес-среды и трендсеттеров. Эта аудитория не встречается на других площадках в таком количестве и качественном отборе. Если говорить о составе аудитории, то 30-40% — топ-менеджмент, стратеги и креативный состав агентств, а 60-70% — представители маркетинга рекламодателей и других медиа, журналисты, коллеги и конкуренты.

Наша главная миссия — делать рынок открытым и с помощью информации упрощать принятие решений в маркетинге, другая задача — помогать рекламодателям и агентствам находить друг друга для совместных проектов. Для одних мы рассказываем о новых брендах и тенденциях потребительского рынка, а для других публикуем аналитику, экспертные мнения и передовые рекламные практики.

Ты занимаешься тем, что держишь весь этот бизнес на плаву?

На плаву держать весь бизнес позволяет только слаженная работа всей команды и четко сформулированный формат и вектор развития. Сейчас я являюсь директором по развитию ресурса и параллельно руковожу отделом спецпроектов. Вместе с главным редактором мы модернизируем внутренние процессы, ищем новые варианты подачи материала и создаем новые рубрики.

Большинство новостных ресурсов либо гонятся за «хайповыми» новостями, либо размывают аналитические материалы. Наш фокус в «золотой середине» — мы публикуем только значимые новости для индустрии и отбираем аналитику, помогающую нашей аудитории принимать решения в маркетинге. Это особенно важно, когда так много лишнего информационного шума.

Какие есть сложности в медиа, которые пишут про рекламу и маркетинг?

Чтобы создавать интересный контент нужно разбираться во всем: по каким законам живет рынок, какие игроки в нем есть, какова специфика рекламных услуг и как устроена рекламная индустрия в целом. Если понимаешь задачи агентского бизнеса, маркетинговые и коммуникационные задачи брендов, то становишься «своим” среди акул рекламного бизнеса.

Соответственно нужно быть самому на пике трендов и событий, знать хронологию развития рекламного рынка в России и понимать прикладные вещи: победит ли digital телевидение или нет и почему, кто сейчас в топе рейтингов, кто входит в ассоциации или не входит, кто какую гнет линию.  Но если читать и не пропускать новости, то все это постижимо.

Какие, на твой взгляд, есть пути развития у рекламных медиа?

У тематических медиа, включая рекламные, есть в основном два пути развития: либо создавать внешние бизнес-проекты под потребности своей аудитории, от рейтингов до конференций, к примеру, либо развивать основной медиа-ресурс и наращивать аудиторию вместе с предложениями для рекламодателей, с учетом развития медиа-трендов и изменения потребления информации, которое мы сейчас активно наблюдаем. С каждым годом к рекламным носителям, как и к самой рекламе, появляются новые требования для завоевания внимания потребителя. Также все сложнее становится удержать аудиторию и на медиа-ресурсах, так как фокус размывается альтернативными каналами: соцсетями, агрегаторами, видео-хостингами и так далее.  Поэтому нужно либо разрастаться масштабно и быть не просто мультиканальным, а уже появляться из всех носителей и осваивать интернет вещей, либо становиться четко таргетированным и узкоспециализированным проектом.

Кроме развития трендов, конечно же, все зависит и от людей, кто все это сможет оседлать. Sostav сейчас делает упор на амбициозную команду, способную накапливать знания, анализировать события и новые рекламные технологии, и генерить новые идеи.

Собственные конференции или другие офлайн проекты планируете делать?

Собственные конференции пока не планируем, но поддерживаем партнеров в этом направлении, которые уже пользуются большим спросом у нашей аудитории. Но при этом мы периодически демонстрируем широкой среде отраслевые круглые столы через прямые эфиры с мест проведения мероприятий. 

Самый большой наш оф-лайн проект — премия «Большая рыба», которую мы создали в этом году в продолжение ежегодного он-лайн проекта «Итоги года». Премия уникальна тем, что является абсолютно бесплатной для всех участников, а выбор «лучших из лучших» проходит на основе обзоров всех рекламных кампаний за год в открытом голосовании экспертами из рекламной отрасли — представителями лидирующих рекламных агентств, ассоциаций и крупнейших рекламодателей.  

Кроме этого у нас есть информационно-аналитические продукты в интерактивных и в печатных версиях с бесплатным распространением — «Карты рекламного рынка», «Карты рекламных технологий», «Пособие по проведению рекламных тендеров». Также есть много новых для рынка идей в офлайн и онлайн среде, которые мы планируем воплотить в новом году.

Расскажи про ваши пособия, планируете ли выпускать их дальше?

Мы делаем «Пособие», как и другие наши тематические информационные продукты, на основании предварительного опроса потребностей нашей аудитории. Когда вышел первый тираж, в редакцию поступило большое количество звонков с вопросами и желанием его приобрести, в то время как оно распространяется бесплатно. Это был отличный отклик, поэтому мы планируем продолжать проект и развивать это направление.

Как ты думаешь, что сейчас вообще происходит с рекламой в России?

Нам этот вопрос задают часто на встречах, и в диалогах возникла такая мысль: рекламный рынок развивается по принципу «эффекта бабочки», то есть когда происходит какое-нибудь резонансное событие, все стараются угнаться за «хайпом» и оседлать волну. Когда пришла первая rtb-платформа, сразу появились 10  аналогичных сервисов; когда появились услуги performance-маркетинга, многие агентства сразу переписали сайты. Бывает и обратная реакция: если тема не взлетела, то опять все моментально отрекаюся и перестраиваются обратно.

Рекламные бюджеты у большинства изменились, и все стали многоэтапнее и тщательнее выбирать подрядчиков и считать эффективность предложенных решений. Агентства и бренды планируют новые рекламные кампании, распределяют бюджеты и выбирают новые каналы, внимательнее наблюдая за трендами, успешными кейсами, новостями конкурентов и поведением потребителей.

Всегда наибольший бюджет отдавали на самые охватные каналы. А теперь большинство рекламных роликов снимаются очень короткими для размещения в digital-среде, что сильно экономит бюджет, лучше позволяет таргетироваться на аудиторию, прозрачнее смотреть аналитику и считать эффективность кампании.

Тенденция ухода денег с ТВ в digital, продолжает расти, как и массовая автоматизация всевозможных рекламных процессов и сервисов. В Европе, например, уже баланс между ними смещен не в пользу традиционных каналов.

В России разрыв тоже небольшой, но надо понимать, как это измеряется.

Все аналитические сервисы постоянно развивают свои метрики и позволяют измерять очень много различных показателей. Задачи больших охватов все чаще сменяются на генерацию заявок и других действий пользователей.

Одна из главных задач агентства — прогнозирование рекламной кампании. Чем четче они спланируют стратегию, тем лучше будет результат. При этом рекламодателю важно, чтобы потребитель не только увидел сообщение, но и захотел купить. И тут возникают два вопроса: что важнее — эффективное размещение рекламного ролика или побудит ли увиденное к покупке? Поэтому агентства, чтобы стать конкурентноспособнее, кроме аналитики наращивают внутри себя и креативные компетенции. Кстати, одна из тенденций последних двух лет — командообразование и переобучение сотрудников.

А внутренняя кухня такая: в большинстве случаев бренд приходит за рекламой на ТВ через медиаагентство, где происходит разработка задач и распределение бюджета. Вот представь, агентства держат огромный денежный пирог в сотни миллиардов рублей, и в какой-то момент эти деньги начинают перетекать в digital. И теперь все разделилось на два больших континента: ТВ говорит, что телевидение всегда будет масштабнее и тем самым лучше, а digital утверждает, что он понятнее и точнее дает возможность «пощупать» аудиторию и ее поведение.

А еще дальше объединяются глобальные игроки и создают новый медиаальянс и медиаизмеритель, которые поднимают цены на свои услуги в борьбе за возвратом инвестиций. В итоге не все агентства могут по новым условиям продавать рекламу брендам и вынуждены перестраиваться, наращивать новые компетенции в digital и креативе, либо продаваться большим холдингам и объединяться в новые группы, или вовсе закрывать бизнес. Это, кстати, еще один ответ на вопрос о сегодняшней ситуации в рекламе.

Как думаешь, что будет следующим game-changer в рекламе?

Все зависит от поведения потребителя, поэтому нужно следовать за ним и быть там, где он проводит свое время. Это влияет и на появление новых рекламных носителей, форматов, каналов и так далее. Поэтому в идеальной коммуникационной стратегии уже не может быть только одного канала, в ней переплетаются ТВ и digital, а это создает уже новые рекламные технологии и новые медиа.

Где грань между ТВ и digital?

Грань становится все тоньше и одно перетекает в другое, появляются smart-tv и кнопки «купить» на пультах. Есть предпосылки, что digital победит, но полностью ТВ не заменит. Многие рекламодатели все еще тестируют интернет, а кто вырос из digital, пробуют сейчас ТВ-рекламу. Как только видеоблоггеры набирают обороты и рекламодателей, телеканалы сразу стараются привлечь в свои проекты.

Cейчас большие платформы, от Apple до Одноклассников, делают свои собственные шоу для пользователей. Как ты думаешь, с увеличением этой тенденции [платформы будут создавать свой собственный контент], будут ли большие бренды заходить в такие истории?

Да, скорее всего будут. Если есть ресурс для создания нового канала потребления информации или технологического сервиса, упрощающего жизнь потребителя, то за этим последует покупатель, а за ним и бренды, соответственно.

Но есть же платформы, работая с которыми нет смысла продавать себя ТВ, потому что ты играешь с ним наравне.

С одной стороны, да, но, с другой стороны, всегда решают деньги и поведение потребителя. Можно оставаться независимым, а можно продаться, если придет «чемодан с деньгами или весомыми аргументами» и сделает предложение, от которого сложно отказаться. Когда выбор есть, все решит эффективность платформы. Если это наглядно доказать брендам, весь рынок перейдет на нее моментально.

Не стоит упускать из виду практику, когда гениальные сервисы покупались конкурентами и закрывались специально. Поэтому тут важно принять сразу правила игры — стремиться стать лидером рынка или дорасти до удачной продажи.

Есть мнение, что киберспорт будет основным драйвером роста индустрии развлечений. Например, в Одноклассниках есть специальная видеовитрина по киберспорту. Как это повлияет на рынок?

Когда появляется что-то новое, участники рынка начинают в это играть. И если это принесло результат и не теряет актуальности и дальше, то получает шанс стать со временем не просто мейнстримом, а новым каналом. А если все наигрались и понимают, что перспектив в этом нет, и параллельно появилась новая игрушка, то все переключаются на нее. Киберспорт сейчас — новая игрушка с большими перспективами, но и со своими страхами и сомнениями, что аудитория там есть, но своеобразная. Только определенной группе брендов она пока интересна в перспективе больше, чем шумиха вокруг этой ситуации сейчас.

Если смотреть на киберспорт в разрезе расходов на рекламу?

Рекламодатели, конечно, видят, что в киберспорте по количеству огромная аудитория — новая тусовка, которая растет большими темпами. Поэтому сейчас — время туда идти и пробовать, хотя бы даже ради «хайпа», потому что первооткрыватели запомнятся геймерам еще надолго.

В целом, следующий год принесет большие бюджеты в любой спортинвентарь, потому что там будут все бренды, а теплого места мало. Киберспорт на этом фоне тоже на себя одеяло натянуть попробует, а вот у кого из-за этого ноги на холод вылезут, посмотрим по итогу.

Беседовал Елдос Кулумбетов

0
0
0
0
0

Материалы по теме

Одноклассники проспонсируют блогерам создание профессиональных  шоу

В прошлом году ОК помогли блогерам снять три полноценных шоу – запущенные проекты про кино и кулинарию уже собрали более 20 млн просмотров в соцсети. В этом году Одноклассники увеличат число победителей как минимум в два раза и планируют снять от 6 до 9 проектов в зависимости от решения жюри.

Одноклассники запускают второй сезон конкурса креативных концепций шоу для блогеров – «БлогШоу» – и открывают прием заявок. Идеи должны соответствовать интересам аудитории соцсети и помогать пользователям развиваться в своем хобби. На воплощение проектов победители получат денежный грант, размер которого будет определяться индивидуально. Подать заявку для участия можно на сайте до 26 мая. Премьера шоу победителей состоится эксклюзивно в ОК.

В первую очередь будут рассматриваться идеи по тематикам кулинария, ремонт и дизайн, рукоделие и садоводство – эти направления контента особенно популярны среди пользователей ОК и имеют большую потенциальную аудиторию как внутри соцсети, так и в рунете в целом. Помимо перечисленных тем можно предложить концепции видеопроектов об авто, моде, путешествиях, питомцах, рыбалке, кино и сериалах, юморе, семье и отношениях.

Участвовать в конкурсе смогут все блогеры, у которых на момент подачи заявки есть группа в ОК. Для подачи своего проекта автору нужно будет описать свою идею с обоснованием, почему она может быть интересна аудитории соцсети, а также отразить примерный бюджет. Профессиональное жюри из представителей команды ОК и компаний, специализирующихся на создании профессионального контента, будут рассматривать все заявки в несколько этапов. Отобранные финалисты будут защищать свою идею перед экспертами. Победители будут названы до конца третьего квартала этого года.

Победители присоединятся к профессиональной команде, которая будет работать над воплощением идеи и сопровождать их от этапа проработки сценария до финального продюсирования и продвижения на платформе ОК. Команда соцсети даст блогерам рекомендации по созданию контента в том числе с учетом алгоритмов ОК и интересов пользователей. Автор будет полностью вовлечен в процесс съемок, постановку и воплощение идеи.

В первом сезоне ОК получили более 80 заявок от крупных и начинающих блогеров, которые описали идеи для шоу. В финале свои концепции защищали 20 участников с видеопроектами по тематикам «путешествия», «кулинария», «строительство и ремонт», «кино» и «рукоделие». Победителями стали три блогера ОК – Павел Сизов, автор кулинарной группы «Рецепты от шефа», Григорий Кукушкин, автор группы о кино «Грин Кинопомощник» и Татьяна Рыбакова, блогер-нутрициолог, автор группы «Таня Рыбакова – Психология стройности». Благодаря проекту блогеры запустили полноценные шоу о кулинарии и кино, которые суммарно уже собрали более 20 млн просмотров – «Секретный рецепт»«Властелин фильмец» и «Таня пробует» (выход запланирован на май 2024 года).

Как работают рекомендательные системы соцсетей

Алгоритмы обрабатывают информацию об интересах пользователей, чтобы дать им возможность смотреть релевантный контент. Андрей Кузнецов, директор по ML Одноклассников, рассказал о том, что влияет на работу рекомендаций в социальных сетях.

Соцсети отличаются от других сервисов, в которых аудитория потребляет контент, тем, что между пользователями социальных платформ есть связи. Общение происходит благодаря перепискам, добавлению друзей и реакциям на контент.

Основа всех современных рекомендательных систем — технологии машинного обучения, которые используются для улучшения пользовательского опыта. Их применяют в нескольких случаях:

  • Когда нужно показать обновления профилей и групп, на которые подписан пользователь. Предположим, пользователь в среднем тратит около часа в сутки в соцсети. Не стоит показывать ему весь контент, который добавляли его друзья, в хронологическом порядке. С помощью алгоритмов машинного обучения можно выбрать публикации, которые наиболее интересны для данного пользователя, и добавить эти посты в его ленту.
  • Когда надо узнать, какого контента и социального взаимодействия не хватает пользователю на платформе. С помощью рекомендательных систем соцсети могут предложить пользователю авторов контента или группы, которые могут быть ему интересны.
  • Когда пользователь ищет контент или других пользователей на платформе. Алгоритмы машинного обучения позволяют персонализировать результаты поиска и расположить их в нужном формате. При этом они учитывают, что, например, для пользователей разного пола и возраста одни и те же слова имеют своё значение — как, например, понятие «‎современная музыка»‎ для разных поколений.

Технологии машинного обучения получили своё название из-за того, что используют не только теорию, но и предыдущий опыт — накопленные знания о пользователе. 

Алгоритмы учитывают, какую личную информацию пользователь указал в своём профиле. Эти данные формируют публичный образ, который человек хочет использовать при общении. 

Важно также анализировать, как пользователь взаимодействовал с контентом на площадке: на какие посты он реагировал лайками или «‎классами»‎, какие ролики смотрел и т.д. Эти данные о реальных действиях человека в виртуальном пространстве показывают, какому контенту он готов уделять своё время. Интересно, что не всегда эти предпочтения совпадают с тем, что пользователь рассказывает о себе в профиле. При помощи технологий можно выяснить такие различия и учесть их при создании персональной ленты.

Рекомендательные системы анализируют не только интересы пользователя, но и предпочтения аудитории, похожей на него по какому-либо признаку. Обычно на людей влияет их окружение, и каждый человек хочет общаться с теми, кто близок ему по мировоззрению. Алгоритмы относят пользователя к широкому кластеру людей с одинаковыми предпочтениями. Одна из важных задач машинного обучения — это поиск тех, кто «‎похож»‎ на пользователя по полу, возрасту, городу проживания и т. д.

Можно выделить два направления машинного обучения в рекомендательных системах:

  • Контенто-ориентированное. Этот подход связан с предыдущим опытом пользователя на площадке. Рекомендательные системы будут показывать человеку контент, похожий на тот, на который он реагировал ранее.
  • Коллаборативное. Алгоритмы учитывают неявные предпочтения пользователя. Например, они будут считать похожими две разные публикации, на которые положительно отреагировала одна и та же аудитория.

Универсальных решений для всех задач, с которыми сталкиваются специалисты по машинному обучению, нет. Обычно разработчики используют гибридный подход.

Основа рекомендательных систем — это машинное обучение. Чтобы предложить пользователю актуальный контент и возможных друзей, нужна математика.

Самая простая технология, которая используется для этого — матричные разложения. Можно представить матрицу как квадратную таблицу, в которой в каждом столбце хранятся данные об одном пользователе, а в каждой строке — какие-то сущности, items (например, темы или единицы контента). В клетках, где пересекаются профиль пользователя и объект, который его заинтересовал, стоит единица, а где нет – ноль.

Алгоритмы машинного обучения помогают разложить одну матрицу на две другие с данными о пользователе или item и характеристиками. С помощью математической функции можно сопоставить, у каких пользователей наиболее схожи интересы. 

Рекомендательные системы решают, как правильно строить и обрабатывать такие таблицы. Алгоритмы машинного обучения непрерывно обрабатывают информацию — как в реальном времени, так по прошествии некоторого времени. Поведение пользователя может со временем меняться, поэтому рекомендации нужно постоянно подстраивать.

Алгоритмы анализируют историю и подстраиваются под изменения в поведении и интересах прользователей. Например, пользователь указал в профиле, что любит кошек, но со временем стал заходить в группы о собаках (причём определённой породы — корги) и ставить «‎классы»‎ под публикациями о них. Со временем алгоритмы перестроятся и начнут предлагать ему больше постов и видео о корги.

Современные социальные платформы открыто используют рекомендательные системы. Они заинтересованы в том, чтобы пользователю нравился предложенный контент и он как можно больше времени проводил за его просмотром.

Чтобы настроить алгоритмы под себя, нужно ярко выражать отношение к публикациям в ленте. Рекомендательные системы используют два вида обратной связи от пользователей: 

  • Явная обратная связь. Пользователь открыто показывает своё отношение контенту — ставит реакции, пишет комментарии или, наоборот, скрывает подобные посты из ленты.
  • Неявная обратная связь. Например, пользователь посмотрел большую часть длинного видео. Скорее всего, эта тема ему была интересна. Если же пользователь выключил ролик в первые пять минут, больше не строит предлагать ему такой контент. Неявная обратная связь обычно имеет меньшее значение при настройке алгоритмов, потому что мы пока не научились определять, какие эмоции у аудитории вызывает просмотр видео. Возможно, некоторые пользователи просто не выключили его вовремя. 

Иногда модель машинного обучения могут пытаться взломать. В информационной безопасности такое действие называется «‎злонамеренным манипулированием входными данными»‎. Это происходит, когда кто-то хочет заставить модель давать неправильные предсказания, чтобы, например, получить финансовую выгоду или нарушить работу системы. Интересно, что даже изображение можно «‎отправить»‎ так, что человек не увидит разницу с исходной картинкой, а для нейросети она изменит восприятие контента. В научном сообществе сейчас развивается целая область, которая изучает такие способы взлома и методы борьбы.

Главная задача, которую приходится решать разработчикам – это привлечение внимания пользователя. У каждого человека есть определённое количество времени, которое он готов посвятить просмотру контента в соцсетях и в интернете в целом. В будущем платформам придётся конкурировать за внимание пользователей и timespent (время, которое аудитория проводит на площадке).

IT-компании движутся к тому, чтобы научиться лучше понимать пользователей и персонифицировать их опыт. Цифровой след человека на площадке помогает при этом правильно настроить модели машинного обучения.

Через некоторое время рекомендательные системы будут использоваться в персональных голосовых ассистентах ​​(conversational recommendation systems). Они уже умеют решать многие повседневные задачи — от выбора музыки и вызова такси. Модели машинного обучения и рекомендации помогут добавить новые функции для ассистентов и дать возможность людям делегировать всё больше задач.

Возможно, в ближайшем будущем мы будем чаще слышать о развитии генеративного искусственного интеллекта. Пилотные проекты уже привлекают много внимания, но компании не всегда продумывают риски до того, как модель станет доступной для пользователей. Согласно прогнозу Gartner на 2024 год, развитие комплексной программы управления доверием, рисками и безопасностью искусственного интеллекта станет одной из ключевых IT-тенденций. Благодаря этому подходу можно заранее проверять надёжность систем и защиту конфиденциальных данных.

683
15 мин.
Новый медиакит ОК: что важно знать о платформе в 2024 году

ОК опубликовали обновлённый медиакит, который содержит информацию о новых продуктах и сервисах соцсети для блогеров и бизнеса. В документе собраны актуальные данные об аудитории платформы, новых контентных проектах ОК и инструментах для продвижения.

Одноклассники укрепляют позиционирование в качестве территорией увлечений — платформы, где собран контент даже о самых редких хобби. В обновлённом сервисе «Увлечения» пользователи могут обсуждать любимые занятия с единомышленниками, смотреть интересный контент, а также задавать вопросы экспертам и другим пользователям.

  • ОК запустили новых 13 собственных шоу — «ОКнутые люди», «Психология кино», «Игристое шоу» и т.д.
  • Благодаря алгоритму поддержки начинающих авторов «Молния» 1000 групп получили дополнительную поддержку от ОК. Общее количество новых групп с качественным контентом выросло на 35%.
  • Количество новых блогеров на платформе увеличилось в 3 раза, а рост охватов авторов контента и медиа достиг 61% по сравнению с 2022 годом.
  • Создатели контента активно участвуют в программах монетизации — в 2023 году количество групп, получающих доход от своего контента, выросло на 86%. 
  • 36 млн россиян используют ОК каждый месяц. 17% из них живут в Москве, 58% — в городах-миллионниках, а 25% — в других местах страны.
  • 80% пользователей предпочитают заходить в ОК только с мобильных устройств. 87% из них используют устройства на платформе Android.
  • В 2023 году пользователи ОК оставили 17 млрд реакций под постами, написали 1,8 млрд комментариев и установили 43 млн рамок на аватары профилей. Они отправили друг другу 35 млрд подарков.
  • Аудитория ОК часто использует обновлённый сервис «Увлечения»: пользователи опубликовали в нём 70000 единиц нового контента.
  • 19,7 млн пользователей запустили новую мобильную игру в 2023 году.
  • Среднее время, которое мобильная аудитория проводит в играх, увеличилось на 17,2%.

В новом медиаките собрана информация о популярных рекламных форматах и об инструментах для спецпроектов в ОК, а также об интересах пользователей платформы.