Начал с продвижения собственных проектов, и только потом это стали называть SMM. С начала двухтысячных годов работал руководителем проектов как в диджитал, так и в интеграторском бизнесе и государственных проектах. В 2008 пришел в копирайт-бюро Сopy&Сopy на позицию Project manager, позже перешел в агентство Creatoric на позицию Social media account manager. Недолго работал на клиентской стороне, запустил проект, ныне почивший – the-garage.ru, после чего вернулся на сторону агентства и руководил диджитал проектами для бренда Marlboro с 2011 по 2012 год. В Конце 2012 года перешел в Cheil Worldwide, Social media account manager, но достаточно быстро возглавил направление, увеличив отдел до 7 человек, включая собственный продакшн. В феврале 2014 был приглашен в Hungry Boys на позицию директора по социальным медиа, которую и занимает до сих пор.
Я полюбил рекламу еще в детстве. Помню, как смотрел «каннских львов» на кассетах, потом с модема выкачивал ролики. В общем, это было давно. Рекламное агентство не было моим первым местом работы, потому что работать я начал еще в школе, и думал, что стану экономистом или вообще уйду в финансы. А потом как-то так получилось, что проджект-менеджмент в области слаботочных систем для госзаказов завел меня в копирайт-бюро, где я делал спецпроекты для Bayer.
В SMM я пришел не планируя. В первые годы университета мы с товарищем осознали, что музыка, которая нам нравится, нравится далеко не всем, и если мы хотим посмотреть вживую на любимые группы – надо везти их самим. Что, собственно и стали делать. Бюджета у нас не было никакого, в том числе на рекламу, и тогда я придумал, как делать массовые посевы в ЖЖ, а так же на профильном блог-ресурсе так, чтобы вылетать в топ Яндекса, а оттуда и дальше. Доходило до разворота в Афише и трехстраничном интервью в TimeOut. Было это давно, в 2003-2004 годах, где-то так.
Это было в самом начале, когда я работал в Сopy&Сopy, а клиентом был Bayer. На Bayer было интересно работать – это фарма, причем рецептурная, да еще и для девочек. Нельзя – ничего, говорить могут только врачи. Вот мы и делали масштабные ивенты, на которых говорили врачи, процентов 5-10, а все остальное – это были лекции и мастерклассы. Успех был, когда мы сделали ивент на Красном Октябре на 12 площадок и многотысячным посещением практически без бюджета. Это было по-настоящему здорово.
Настоящий провал был с антикризисным пиаром в социальных сетях скандального фонда «Федерация», но там провал был еще на этапе брифинга. Суровый бэкграунд проджект менеджера заставляет меня анализировать факторно, то есть в каждой кампании находить плохие и хорошие стороны.
Извлек ли я из этого полезный урок? Да. С тех пор я еще один раз сунулся в околополитические истории, но все, больше – никогда.
Очевидно, Samsung. В котором тоже было множество хорошего и плохого. Удалось сделать действительно огромные паблики для одного бренда и производить для них крутой контент, но это только то, что видно снаружи. Мне удалось собрать потрясающую команду и все делать инхаус, включая выделенного фотографа и иллюстратора – это такая, скорее менеджерская победа, но все равно победа.
Secret был очень грязен первые дни. Мне было неприятно, что российское общество именно так воспользовалось этим инструментом. Поэтому, я скорее обратил этот канал в шутку и развлекался как мог, стараясь никому не вредить.
Слухи и интриги есть всегда, это большая проблема российского рекламного бизнеса. Многие строят козни и шепчутся за спинами вместо того, чтобы стремиться к цивилизованному рынку с нормальными прозрачными правилами. Круто, что Влад Ситников сделал Клуб Креативных Директоров, – это важный и большой шаг на пути к здравой реальности.
Ну и да, как всегда, чем больше агентство, тем больше политики в нем происходит, все куда-то репортят, тайно встречаются, договариваются и тому подобное. На стороне клиента происходит все то же самое, только в три раза страшнее.
Самая большая проблема – это агентства, которые не готовы хоть как-то инвестировать в сотрудников – это безусловно тяжело. На менеджерских позициях ты всегда понимаешь, сколько конкретно ты, или твои подчиненные приносят денег агентству. Когда агентство не готово дать тебе даже нормальный компьютер, учитывая сотни тысяч долларов готовой прибыли, принесенной тобой, порой вызывает озлобленность, которая ужасно мешает работать.
Непонимание и зашоренность. Клиент, который, услышав твою идею, сразу спрашивает, кто это сделал до него, – клиент не готовый к инновациям, а желающий лишь дженерик.
Еще бич росиийского рынка – это клиент, который не понимает, что такое диджитал, но с ним работает. Странно видеть на высоких позициях людей, неспособных отличить баннер от преролла, а посев в пабликах от email-рассылки. Случаи, кстати, реальные. Если проблема не совсем запущена, агентство может научить клиента, и, в общем-то, должно, но порой уровень знания на стороне клиента просто шокирует.
Это информационный клаттер. Постоянные нововведения, которые, с одной стороны, конечно прекрасны, но порой могут полностью перечеркнуть придуманную, расписанную и проданную механику на этапе экзекьюшена. Основная проблема рынка соцмедиа в РФ – непрофессионализм. Я на прошлой неделе получил тестовое задание, в котором было написано, что для реализации поставленной задачи необходима закупка ботов. Я часто сталкиваюсь на тендерах с непониманием клиента того, как формируется стоимость подписчика, так как кто-то до тебя предложил 1000 подписчиков за 500 рублей. Мы все знаем античат, но это серьезно подрывает рынок.
Разбираться в Social media. В SMM нельзя «разобраться» раз и на всегда, нужно «разбираться» постоянно. Специфика SMM состоит в том, что все перманентно меняется. Например, фон Facebook обновляется раз в неделю, там же постоянно что-то файнтьюнят. Поэтому надо просто работать, исследовать, стараться делать новое.
Ничего. На самом деле. Когда ты не боишься ничего, ты делаешь что-то новое, то, что нравится тебе. И если это нравится тебе, есть шанс, что это понравится другим людям.
То, что ты придумаешь сам. Или я придумаю. Или еще кто-то. Тренды формируют для тех, кому лень думать самому.
Психологический возраст. Опять же, все постоянно время меняется, и ты должен быть к этому готов. И достаточно безумен, потому что иначе тебе это все надоест.
Не знаю. Мне например жутко не хватает фестивалей и наград, и сейчас я сосредоточен на том, чтобы показать, что в Social тоже есть место креативу и креативу на высоком уровне и в лучшем смысле.
В прошлом году ОК помогли блогерам снять три полноценных шоу – запущенные проекты про кино и кулинарию уже собрали более 20 млн просмотров в соцсети. В этом году Одноклассники увеличат число победителей как минимум в два раза и планируют снять от 6 до 9 проектов в зависимости от решения жюри.
Одноклассники запускают второй сезон конкурса креативных концепций шоу для блогеров – «БлогШоу» – и открывают прием заявок. Идеи должны соответствовать интересам аудитории соцсети и помогать пользователям развиваться в своем хобби. На воплощение проектов победители получат денежный грант, размер которого будет определяться индивидуально. Подать заявку для участия можно на сайте до 26 мая. Премьера шоу победителей состоится эксклюзивно в ОК.
В первую очередь будут рассматриваться идеи по тематикам кулинария, ремонт и дизайн, рукоделие и садоводство – эти направления контента особенно популярны среди пользователей ОК и имеют большую потенциальную аудиторию как внутри соцсети, так и в рунете в целом. Помимо перечисленных тем можно предложить концепции видеопроектов об авто, моде, путешествиях, питомцах, рыбалке, кино и сериалах, юморе, семье и отношениях.
Участвовать в конкурсе смогут все блогеры, у которых на момент подачи заявки есть группа в ОК. Для подачи своего проекта автору нужно будет описать свою идею с обоснованием, почему она может быть интересна аудитории соцсети, а также отразить примерный бюджет. Профессиональное жюри из представителей команды ОК и компаний, специализирующихся на создании профессионального контента, будут рассматривать все заявки в несколько этапов. Отобранные финалисты будут защищать свою идею перед экспертами. Победители будут названы до конца третьего квартала этого года.
Победители присоединятся к профессиональной команде, которая будет работать над воплощением идеи и сопровождать их от этапа проработки сценария до финального продюсирования и продвижения на платформе ОК. Команда соцсети даст блогерам рекомендации по созданию контента в том числе с учетом алгоритмов ОК и интересов пользователей. Автор будет полностью вовлечен в процесс съемок, постановку и воплощение идеи.
В первом сезоне ОК получили более 80 заявок от крупных и начинающих блогеров, которые описали идеи для шоу. В финале свои концепции защищали 20 участников с видеопроектами по тематикам «путешествия», «кулинария», «строительство и ремонт», «кино» и «рукоделие». Победителями стали три блогера ОК – Павел Сизов, автор кулинарной группы «Рецепты от шефа», Григорий Кукушкин, автор группы о кино «Грин Кинопомощник» и Татьяна Рыбакова, блогер-нутрициолог, автор группы «Таня Рыбакова – Психология стройности». Благодаря проекту блогеры запустили полноценные шоу о кулинарии и кино, которые суммарно уже собрали более 20 млн просмотров – «Секретный рецепт», «Властелин фильмец» и «Таня пробует» (выход запланирован на май 2024 года).