Авторы контента

Станут ли авторы контента независимыми от соцсетей? ОК комментируют исследование экономики креативности

23 августа 2022
6 мин. чтения
Станут ли авторы контента независимыми от соцсетей? ОК комментируют исследование экономики креативности

Компании Nonfiction Research и Bodacious Strategy Studio провели масштабное исследование экономики креативности и поговорили с 1624 авторами контента из США и проверили, что они действительно на этом зарабатывают. Исследователи считают, что будущее экономики креативности зависит от того, какие способы зарабатывать на жизнь найдут авторы контента.

Почему:

  • 93% авторов считают, что создание контента негативно повлияло на их жизнь,
  • 65% считают, что перерабатывают или получают недостаточно денег,
  • 89% хотят строить бизнес по созданию контент абсолютно по-новому.

Золотая лихорадка экономики креативности

Среди преподавателей, любителей косметики, геймеров, стилистов и танцоров возможность поделиться уникальным талантом или любимым делом с миром и получить мгновенную славу, деньги и фанатов стала новой американской мечтой. Теперь 75% американских детей 6-17 лет мечтают стать блогером, когда вырастут.

Чтобы зарабатывать на демонстрации своих талантов, нужно выиграть в лотерею соцсетей — построить миллионную аудиторию. Это позволит получать достаточно денег от рекламодателей или долю от рекламного дохода платформ (revenue share).

Но у блогеров с небольшой аудиторией такой возможности нет. Чтобы заполнить этот пробел, появились первые инструменты для авторов контента — сервисы, позволяющие собирать донаты от фанатов и подписчиков в обмен на развлечение, обучение или экспертизу.

Сервисы для сбора донатов и доступа к контенту по подписке получили любовь в отрасли как простое решение для монетизации базы подписчиков в соцсетях. В дополнение к сотням мелких сервисов монетизации для авторов контента проснулись и гиганты — крупнейшие платформы начали запускать сервисы для блогеров.

spiker_1-min

Андрей Карпов

руководитель по развитию бизнеса ОК:

«В Одноклассниках авторы могут зарабатывать с помощью поддержки пользователей следующим образом:

  • Донаты, 
  • Платный контент (просмотр некоторых публикаций можно сделать платным),
  • Платный доступ (платной можно сделать всю группу),
  • Донаты в стримах».

Все не то, чем кажется

Если заглянуть под капот бизнеса креаторов, можно обнаружить, что его основа очень зыбкая. Заголовки изобилуют темой выгорания создателей контента и необходимостью программ по улучшению ментального здоровья, чтобы помочь тем, кто старается держаться прямо на контентной беговой дорожке в угоду богам алгоритмов.

Издание New Yorker недавно описало состоянии экономики креативности как экономику фриланса с сфере цифрового контента. И это не комплимент. Для начинающих блогеров, которые еще не добились успеха, соотношение затрат и доходов входа на рынок неэффективно, и они понимают, что возможно никогда не сведут концы с концами. Несмотря на тысячные аудитории и многообразие инструментов монетизации, математика похоже не сходится.

spiker_1-min

Андрей Карпов

руководитель по развитию бизнеса ОК:

«Поддержка начинающих авторов невероятно важна. Цель соцсети — представить автора пользователям, которым он может понравится. В ОК мы запустили алгоритм “Молния”, который помогает новичкам находить своих подписчиков с помощью алгоритмов машинного обучения и умной ленты. Мы видим, что авторы с помощью “Молнии” легко набирают свои первые 300 или даже 1000 подписчиков и дальше органично развиваются».

Как авторы контента сейчас зарабатывают

Опрошенные блогеры сейчас имеют больше источников дохода, чем когда-либо. Но эти красивые цифры скрывают более темную реальность.

Станут ли авторы контента независимыми от соцсетей? Одноклассники комментируют исследование экономики креативности

Авторы контента бьются о стеклянный потолок.

  • 93% авторов считают, что выбор профессии блогера негативно повлиял на их жизнь, 45% говорят, что переживали сильные эмоциональные упадки,
  • Только 35% респондентов считают, что имеют достаточный доход и тратят приемлемое количество времени и усилий. Это значит, что 65% авторов считают, что перерабатывают или получают недостаточно денег.
  • Почти 25% опрошенных сомневаются, что смогут достичь финансовых целей без выгорания.
  • 70% говорят, что резкое падение доходов из-за изменения алгоритмов окажет серьезное влияние на их жизнь.

Растущий сегмент независимых авторов контента

Эти независимые авторы — маленький, но быстро растущий сегмент экономики креативности. Они достигают успеха, следуя трем принципам:

  1. Они владеют прямыми отношениями с аудиторией, а не берут в аренду у социальных платформ.
  • 57% считают, что прямой доход (подписки, чаевые, членство, курсы и пр.) более критичными для их будущего, чем доход от социальных сетей).
  • У 24% блогеров есть сайт, где их фанаты могут оплатить участие в марафонах или других активностях.
  1. Они зарабатывают от построения комьюнити, а не просто количества подписчиков.
  • 21% зарабатывают на онлайн-комьюнити, где пользователи платят, чтобы взаимодействовать друг с другом, а не только с блогером.
  • Авторы становятся независимыми, благодаря выстраиванию комьюнити, члены которого развлекают друг друга, освобождая блогера от конвейерного создания контента.
  1. Они стараются добиться сетевого эффекта вместо конвейерного производства контента, необходимого для социальных сетей.
  • 77% авторов говорят, их способность зарабатывать выросла после создания комьюнити, в котором пользователи платят, чтобы присоединиться и общаться друг с другом, а не только с блогером.
  • 77% также заявили, что их способность наращивать базу подписчиков выросла, когда они создали комьюнити.
Станут ли авторы контента независимыми от соцсетей? Одноклассники комментируют исследование экономики креативности

Все это благодаря сетевому эффекту. Авторы медленного, но верно движутся в эту сторону, благодаря

  • Запуску и развитию собственного сайта или приложения,
  • Экспериментам с построением комьюнити и платформами, где пользователи могут взаимодействовать друг с другом, не только с блогером,
  • Специальным сервисам, которое добавляет ценности связям в комьюнити автоматически.

При сетевом эффекте контент блогера замещается ценностью, которую создают члены комьюнити друг для друга. Это ведет к более разумному, устойчивому и масштабируемому цифровому бизнесу.

spiker_1-min

Андрей Карпов

руководитель по развитию бизнеса ОК:

«В ОК сейчас авторы могут строить коммьюнити и монетизировать его с помощью встроенного сервиса донатов. Кроме того, авторы размещают много нативной рекламы, которую они находят сами. ОК как площадка также соединяет рекламодателей и блогеров для создания спецпроектов».

Будущее экономики креативности

Результаты опроса показывают очевидную разницу между желанием и реальностью независимости авторов. Только 21% респондентов развивают комьюнити, используют прямые оплаты и собственный веб-сайт или приложение. 89% заявили, что им были бы интересны интегрированные платформы, которые сочетают все эти элементы.

Очевидно, что есть существенное различие в уровне независимости креаторов. Исследование обнаружило три возможных сценария развития в будущем.

Сценарий №1. Комбинации сервисов так и будут преобладать в сегменте

Авторы контента становятся независимыми, связывая вместе множество отдельных инструментов для блогеров. Но есть проблема: процессами на множестве платформ сразу сложно управлять. Также довольно дорого содержать растущее число сервисов для авторов контента.

Станут ли авторы контента независимыми от соцсетей? Одноклассники комментируют исследование экономики креативности

Сценарий №2. Интегрированные сервисы набирают обороты

Авторы контента используют готовые универсальные инструменты с множеством фич. Преимущество таких сервисов не только в легкости управления и низкой стоимости, но и функции для общения членов комьюнити друг с другом, которая создает сетевой эффект для автора.

Сценарий №3. Гигантские социальные платформы проглотят всё и всех

Социальные сети могут купить и интегрировать независимые платформы для работы с комьюнити, платежные сервисы и конструкторы веб-сайтов, или разработать все это самостоятельно.

Несмотря на то, какой сценарий претворится в жизнь, точно понятно, что роль социальных сетей изменится с «центра вселенной автора контента» на «место, где подписчики узнают об авторе перед тем, как присоединиться к его независимому миру».

spiker_1-min

Андрей Карпов

руководитель по развитию бизнеса ОК:

«Центральная роль социальных сетей сохранится в обозримом будущем. И платформы заинтересованы в том, чтобы капитал авторов увеличивался. При этом, если раньше фокус соцсетей был на блогерах-милионниках, то сейчас площадки предлагают программы монетизации для нишевых авторов или с небольшой аудиторией, чтобы поддержать их творчество и производства контента в дальнейшем».

Станут ли авторы контента независимыми от соцсетей? Одноклассники комментируют исследование экономики креативности
3
1
4
1
4

Материалы по теме

ОК объявили победителей «Академии контента 2.0»

Одноклассники подведи итоги второго сезона «Академии контента» – курса по созданию личного бренда на платформе. Победителями проекта стали блогеры Мария Кагушева («Маша в Чехии»), Эдуард Клишин («Ed Life: жизнь и путешествия») и Анна Клишина («Фото и путешествия. Анна Клишина»).

Лучшие участники получили подарки от ОК – сертификаты на покупку профессиональной техники для блогеров:

  • 1 место, Мария Кагушева – сертификат на сумму 100 000 рублей;
  • 2 место, Эдуард Клишин – сертификат на сумму 50 000 рублей;
  • 3 место, Анна Клишина – сертификат на сумму 30 000 рублей.

«Академия контента 2.0» – проект команды ОК, который объединил авторов контента, уже ведущих группы в соцсети, и помог им выйти на новый уровень популярности и развить личный бренд. Преподавателями курса стали Ана Мавричева, Катя Гершуни, Екатерина Пискунова и другие известные авторы контента ОК, а также сотрудники платформы. В проекте приняли участие более 1000 блогеров из России и других стран.

Материалы курса можно посмотреть в Insideok. Ученикам «Академии контента 2.0» доступны не только видеоуроки, но и полезные материалы по продвижению в ОК.

Половина россиян (53%) ни разу не посещали архитектурные достопримечательности своего региона – исследование Одноклассников

Одноклассники при поддержке экспертов фонда «Внимание» в рамках проекта «Архитектурный перископ», который посвящен разрушающимся памятникам зодчества провели исследование и выяснили, знакомы ли россияне с достопримечательностями своего региона, как часто они их посещают, и как ищут информацию о культурных объектах.

В опросе приняли участие почти 2000 респондентов по всей России, в том числе из городов-основных направлений внутреннего туризма: Санкт-Петербурга, Владимира, Ярославля и других.

ОК ежедневно посещают миллионы пользователей со всей страны, проектом «Архитектурный перископ» социальная сеть вносит свой вклад в развитие и сохранение культуры в регионах и развивает комфортную среду как внутри соцсети, так и за ее пределами.

Исследование показало, что больше половины россиян (53%) ни разу не посещали архитектурные достопримечательности своего города или края. Практически треть россиян (28%) посещает их 1-2 раз в год, а каждый десятый житель страны (9%) – 3-5. Зато во время поездок в соседние регионы и в дальних путешествиях по России каждый второй респондент (53%) готов изучать памятники, ходить на экскурсии и узнавать новое.

Почти каждый пятый житель России (18%) старается больше читать и чаще посещать достопримечательности своего региона, а 16% респондентов даже готовы к включению налога на их восстановление в стоимость ж/д и авиабилетов.

Большинство россиян (66%) могут назвать по памяти максимум три архитектурные достопримечательности своего края, а треть из них (33%) смогли вспомнить только одну.

При этом, большинство опрошенных (59%) испытали гордость, радость или любопытство, когда узнали, что в их регионе есть важные памятники архитектуры.

Некоторые респонденты все-таки смогли вспомнить редкие памятники зодчества, которым в том числе посвящен проект «Архитектурный перископ». Самыми узнаваемыми стали Рязанская ВДНХ (объект узнает почти каждый пятый россиян – 18%), Белая башня в Екатеринбурге и Усадьба Пущино-на-Оке в Московской области (их узнали в 12% случаев).

Большинство россиян (66%) могут назвать по памяти максимум три архитектурные достопримечательности своего края, а треть из них (33%) смогли вспомнить только одну.

При этом, большинство опрошенных (59%) испытали гордость, радость или любопытство, когда узнали, что в их регионе есть важные памятники архитектуры.

Некоторые респонденты все-таки смогли вспомнить редкие памятники зодчества, которым в том числе посвящен проект «Архитектурный перископ». Самыми узнаваемыми стали Рязанская ВДНХ (объект узнает почти каждый пятый россиян – 18%), Белая башня в Екатеринбурге и Усадьба Пущино-на-Оке в Московской области (их узнали в 12% случаев).

Большинство респондентов (74%) подписаны на сообщества с интересными фактами о достопримечательностях или следят за блогерами, которые поднимают важные социальные темы, рассказывают об урбанистике и культуре. 28% россиян используют простую поисковую выдачу или специализированные сайты, когда хотят узнать что-то конкретное про достопримечательность или посетить ее. Что интересно – каждый четвертый житель страны (24%) находит информацию о культурных объектах в соцсетях.

Большинство респондентов (74%) подписаны на сообщества с интересными фактами о достопримечательностях или следят за блогерами, которые поднимают важные социальные темы, рассказывают об урбанистике и культуре. 28% россиян используют простую поисковую выдачу или специализированные сайты, когда хотят узнать что-то конкретное про достопримечательность или посетить ее. Что интересно – каждый четвертый житель страны (24%) находит информацию о культурных объектах в соцсетях.

По мнению россиян, наиболее эффективные инициативы для поддержки объектов культурного наследия – это государственные программы и гранты (в 23% случаев). Наравне с государственными и частными инициативами, россияне верят в идею волонтерства (в 23% случаев) как в действенный способ реальной и информационной помощи.

Опрос показал, что сейчас каждый пятый россиянин уже помогает фондам, которые восстанавливают достопримечательности: небольшой суммой подписки, разовыми донатами или даже репостами в соцсетях.

Одноклассники и «Чек Индекс» узнали, какие питомцы наиболее популярны среди россиян и сколько люди тратят на их содержание

Ко Всемирному дню домашних животных, который отмечается 30 ноября, ОК и «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД» выяснили, какие питомцы наиболее популярны среди российских пользователей и сколько владельцы тратят на содержание четвероногих и пернатых.

Собаки оказались самыми популярными домашними животными среди пользователей ОК с начала 2023 года. Вторыми стали кошки, третьими – птицы. К таким выводам пришли аналитики соцсети, изучив интерес аудитории к различным темам, связанным с питомцами*. В топ-5 наиболее популярных пород собак вошли немецкая овчарка, померанский шпиц, йоркширский терьер, чихуахуа и французский бульдог. Среди кошек пользователи ОК больше всего интересовались такими породами, как шотландская вислоухая, русская голубая, сибирская, тайская и канадский сфинкс. Что касается птиц, в топ-5 по популярности вошли только попугаи, в частности волнистый, жако, какаду, ара и корелла.

В этом году россияне стали уделять больше внимания своим питомцам, что отразилось на потребительском спросе, считают эксперты «Чек Индекса»**. С января по октябрь 2023 года включительно средний чек покупки в зоомагазинах составил 3062 рубля – на 10% выше, чем за аналогичный период в 2022-м. Количество покупок зоотоваров выросло на 8% в сравнении год к году, в том числе на 19% – на онлайн-площадках. Россияне чаще всего покупали еду для питомцев, в основном сухой корм. На втором месте наполнители для зоотуалетов, на третьем – инструменты для ухода за шерстью (от щеток до электроприборов для бритья), на четвертом – игрушки.

Многие владельцы домашних животных не скупились на качественный корм и товары для ухода за питомцами. Например, средний чек покупки корма для кошек составил 558 рублей, что на 19% выше по сравнению с 2022 годом, для собак – 948 рублей (на 18% выше), для птиц – 263 рубля (на 9% выше). Количество покупок в категории кормов также увеличилось год к году, рост составил от 6 до 13% в зависимости от вида домашнего животного.

ОК регулярно отмечают с пользователями праздники: ко Всемирному дню домашних животных соцсеть и российское зоозащитное онлайн-СМИ «КОТ» создали спецпроект, чтобы напомнить людям, как важно относиться к питомцам с любовью. «КОТ» в ОК выпустил серию видео о домашних животных, тематические рамки и эмодзи-статус.

*Аналитики ОК изучили данные об интересе российских пользователей к контенту, размещенному в сервисе «Увлечения», с начала 2023 года. Рассматривалось количество уникальных пользователей и просмотров.

**Данные предоставлены аналитическим ресурсом «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД» — крупнейшего оператора фискальных данных России, который ежедневно принимает 55–57 млн кассовых чеков с более чем 1,1 млн онлайн-касс в стране, покрывает 30% всех касс и розничного оборота в РФ. Для анализа использовалась агрегированная обезличенная информация о продажах из сетевой и традиционной торговли и сферы услуг.