Авторы контента

Станут ли авторы контента независимыми от соцсетей? ОК комментируют исследование экономики креативности

23 августа 2022
6 мин. чтения
Станут ли авторы контента независимыми от соцсетей? ОК комментируют исследование экономики креативности

Компании Nonfiction Research и Bodacious Strategy Studio провели масштабное исследование экономики креативности и поговорили с 1624 авторами контента из США и проверили, что они действительно на этом зарабатывают. Исследователи считают, что будущее экономики креативности зависит от того, какие способы зарабатывать на жизнь найдут авторы контента.

Почему:

  • 93% авторов считают, что создание контента негативно повлияло на их жизнь,
  • 65% считают, что перерабатывают или получают недостаточно денег,
  • 89% хотят строить бизнес по созданию контент абсолютно по-новому.

Золотая лихорадка экономики креативности

Среди преподавателей, любителей косметики, геймеров, стилистов и танцоров возможность поделиться уникальным талантом или любимым делом с миром и получить мгновенную славу, деньги и фанатов стала новой американской мечтой. Теперь 75% американских детей 6-17 лет мечтают стать блогером, когда вырастут.

Чтобы зарабатывать на демонстрации своих талантов, нужно выиграть в лотерею соцсетей — построить миллионную аудиторию. Это позволит получать достаточно денег от рекламодателей или долю от рекламного дохода платформ (revenue share).

Но у блогеров с небольшой аудиторией такой возможности нет. Чтобы заполнить этот пробел, появились первые инструменты для авторов контента — сервисы, позволяющие собирать донаты от фанатов и подписчиков в обмен на развлечение, обучение или экспертизу.

Сервисы для сбора донатов и доступа к контенту по подписке получили любовь в отрасли как простое решение для монетизации базы подписчиков в соцсетях. В дополнение к сотням мелких сервисов монетизации для авторов контента проснулись и гиганты — крупнейшие платформы начали запускать сервисы для блогеров.

spiker_1-min

Андрей Карпов

руководитель по развитию бизнеса ОК:

«В Одноклассниках авторы могут зарабатывать с помощью поддержки пользователей следующим образом:

  • Донаты, 
  • Платный контент (просмотр некоторых публикаций можно сделать платным),
  • Платный доступ (платной можно сделать всю группу),
  • Донаты в стримах».

Все не то, чем кажется

Если заглянуть под капот бизнеса креаторов, можно обнаружить, что его основа очень зыбкая. Заголовки изобилуют темой выгорания создателей контента и необходимостью программ по улучшению ментального здоровья, чтобы помочь тем, кто старается держаться прямо на контентной беговой дорожке в угоду богам алгоритмов.

Издание New Yorker недавно описало состоянии экономики креативности как экономику фриланса с сфере цифрового контента. И это не комплимент. Для начинающих блогеров, которые еще не добились успеха, соотношение затрат и доходов входа на рынок неэффективно, и они понимают, что возможно никогда не сведут концы с концами. Несмотря на тысячные аудитории и многообразие инструментов монетизации, математика похоже не сходится.

spiker_1-min

Андрей Карпов

руководитель по развитию бизнеса ОК:

«Поддержка начинающих авторов невероятно важна. Цель соцсети — представить автора пользователям, которым он может понравится. В ОК мы запустили алгоритм “Молния”, который помогает новичкам находить своих подписчиков с помощью алгоритмов машинного обучения и умной ленты. Мы видим, что авторы с помощью “Молнии” легко набирают свои первые 300 или даже 1000 подписчиков и дальше органично развиваются».

Как авторы контента сейчас зарабатывают

Опрошенные блогеры сейчас имеют больше источников дохода, чем когда-либо. Но эти красивые цифры скрывают более темную реальность.

Станут ли авторы контента независимыми от соцсетей? Одноклассники комментируют исследование экономики креативности

Авторы контента бьются о стеклянный потолок.

  • 93% авторов считают, что выбор профессии блогера негативно повлиял на их жизнь, 45% говорят, что переживали сильные эмоциональные упадки,
  • Только 35% респондентов считают, что имеют достаточный доход и тратят приемлемое количество времени и усилий. Это значит, что 65% авторов считают, что перерабатывают или получают недостаточно денег.
  • Почти 25% опрошенных сомневаются, что смогут достичь финансовых целей без выгорания.
  • 70% говорят, что резкое падение доходов из-за изменения алгоритмов окажет серьезное влияние на их жизнь.

Растущий сегмент независимых авторов контента

Эти независимые авторы — маленький, но быстро растущий сегмент экономики креативности. Они достигают успеха, следуя трем принципам:

  1. Они владеют прямыми отношениями с аудиторией, а не берут в аренду у социальных платформ.
  • 57% считают, что прямой доход (подписки, чаевые, членство, курсы и пр.) более критичными для их будущего, чем доход от социальных сетей).
  • У 24% блогеров есть сайт, где их фанаты могут оплатить участие в марафонах или других активностях.
  1. Они зарабатывают от построения комьюнити, а не просто количества подписчиков.
  • 21% зарабатывают на онлайн-комьюнити, где пользователи платят, чтобы взаимодействовать друг с другом, а не только с блогером.
  • Авторы становятся независимыми, благодаря выстраиванию комьюнити, члены которого развлекают друг друга, освобождая блогера от конвейерного создания контента.
  1. Они стараются добиться сетевого эффекта вместо конвейерного производства контента, необходимого для социальных сетей.
  • 77% авторов говорят, их способность зарабатывать выросла после создания комьюнити, в котором пользователи платят, чтобы присоединиться и общаться друг с другом, а не только с блогером.
  • 77% также заявили, что их способность наращивать базу подписчиков выросла, когда они создали комьюнити.
Станут ли авторы контента независимыми от соцсетей? Одноклассники комментируют исследование экономики креативности

Все это благодаря сетевому эффекту. Авторы медленного, но верно движутся в эту сторону, благодаря

  • Запуску и развитию собственного сайта или приложения,
  • Экспериментам с построением комьюнити и платформами, где пользователи могут взаимодействовать друг с другом, не только с блогером,
  • Специальным сервисам, которое добавляет ценности связям в комьюнити автоматически.

При сетевом эффекте контент блогера замещается ценностью, которую создают члены комьюнити друг для друга. Это ведет к более разумному, устойчивому и масштабируемому цифровому бизнесу.

spiker_1-min

Андрей Карпов

руководитель по развитию бизнеса ОК:

«В ОК сейчас авторы могут строить коммьюнити и монетизировать его с помощью встроенного сервиса донатов. Кроме того, авторы размещают много нативной рекламы, которую они находят сами. ОК как площадка также соединяет рекламодателей и блогеров для создания спецпроектов».

Будущее экономики креативности

Результаты опроса показывают очевидную разницу между желанием и реальностью независимости авторов. Только 21% респондентов развивают комьюнити, используют прямые оплаты и собственный веб-сайт или приложение. 89% заявили, что им были бы интересны интегрированные платформы, которые сочетают все эти элементы.

Очевидно, что есть существенное различие в уровне независимости креаторов. Исследование обнаружило три возможных сценария развития в будущем.

Сценарий №1. Комбинации сервисов так и будут преобладать в сегменте

Авторы контента становятся независимыми, связывая вместе множество отдельных инструментов для блогеров. Но есть проблема: процессами на множестве платформ сразу сложно управлять. Также довольно дорого содержать растущее число сервисов для авторов контента.

Станут ли авторы контента независимыми от соцсетей? Одноклассники комментируют исследование экономики креативности

Сценарий №2. Интегрированные сервисы набирают обороты

Авторы контента используют готовые универсальные инструменты с множеством фич. Преимущество таких сервисов не только в легкости управления и низкой стоимости, но и функции для общения членов комьюнити друг с другом, которая создает сетевой эффект для автора.

Сценарий №3. Гигантские социальные платформы проглотят всё и всех

Социальные сети могут купить и интегрировать независимые платформы для работы с комьюнити, платежные сервисы и конструкторы веб-сайтов, или разработать все это самостоятельно.

Несмотря на то, какой сценарий претворится в жизнь, точно понятно, что роль социальных сетей изменится с «центра вселенной автора контента» на «место, где подписчики узнают об авторе перед тем, как присоединиться к его независимому миру».

spiker_1-min

Андрей Карпов

руководитель по развитию бизнеса ОК:

«Центральная роль социальных сетей сохранится в обозримом будущем. И платформы заинтересованы в том, чтобы капитал авторов увеличивался. При этом, если раньше фокус соцсетей был на блогерах-милионниках, то сейчас площадки предлагают программы монетизации для нишевых авторов или с небольшой аудиторией, чтобы поддержать их творчество и производства контента в дальнейшем».

Станут ли авторы контента независимыми от соцсетей? Одноклассники комментируют исследование экономики креативности
3
1
4
1
4

Материалы по теме

Позиционирование бренда в ОК

Позиционирование бренда означает его место в сознании покупателей. Первые ассоциации, которые возникают при виде торговой марки. 

О позиционировании заговорили в конце 1960-х — и оно по-прежнему остаётся одним из главных инструментов маркетинга. Но сегодня к каналам его реализации добавился ещё один — социальные сети.

Как правильно позиционировать бренд в ОК, рассказываем в этой статье.

Для начала разберёмся, из каких элементов состоит позиционирование бренда.

Портрет клиента. Прежде всего, нужно определить, на какую аудиторию ориентируется бизнес. Для этого составляют портрет клиента — список характеристик будущего покупателя. Сюда входят пол, возраст, местоположение, образование, род занятий, уровень дохода, даже привычки и предпочтения.

Портрет клиента детского развивающего центра может выглядеть так: женщина 25-30 лет в декрете с ребёнком 1-3 лет, живущая неподалёку и интересующаяся педагогикой и ранним развитием; уровень дохода — средний или ниже среднего.

Стратегия брендинга. Брендинг включает разработку логотипа, фирменного стиля, слогана и основных ценностей компании. Важно, чтобы всё гармонично сочеталось между собой.

Так, бренд экологичных чистящих средств транслирует семейные ценности и заботу о природе и окружающих. Об этом говорят спокойные бежево-зелёные тона в оформлении упаковки и сердечки в шрифте.

Поведение бренда. В узком смысле под поведением понимают голос бренда — правила и стиль общения с клиентами. Он может быть оптимистичным, спокойным, мотивирующим, формальным, дерзким и т.п.

В широком смысле к нему добавляются другие способы взаимодействия с аудиторией: от реакции на негатив до участия в благотворительных акциях и популярных трендах.

Уникальное предложение. Наконец, объективно отделить себя от конкурентов позволяет уникальное торговое предложение (УТП). УТП — это ценность предложения для клиента, которую он не может получить у других брендов.

Например, УТП известного mp3-плеера: «1000 песен в твоём кармане». Обратите внимание: акцент на уникальности — количестве песен. Качество звука и функциональное управление есть у других брендов, но если хотите взять в дорогу всю свою фонотеку — вам нужен именно этот.

Вместе рассмотренные элементы определяют положение бренда на рынке и в сознании потребителя. Таким образом, суть позиционирования — это разработка и применение каждого из них.

Теперь перейдём к стратегиям, с помощью которых можно на практике позиционировать бренд.

Чаще всего, бизнесы выбирают один из следующих подходов:

Чаще всего, бизнесы выбирают один из следующих подходов:

Самый логичный вариант для бренда с сильным УТП. Эти компании часто называют себя лучшими или единственными в своей нише. Скажем, «Лучший клиентский сервис среди маркетинговых агентств» или «Единственные в мире аксессуары для диабетиков».

Самый логичный вариант для бренда с сильным УТП. Эти компании часто называют себя лучшими или единственными в своей нише. Скажем, «Лучший клиентский сервис среди маркетинговых агентств» или «Единственные в мире аксессуары для диабетиков».

Часть брендов делает ставку на сообщество клиентов. Становясь обладателем продукта, потребитель получает пропуск в эксклюзивный клуб единомышленников. Пример такого бренда — производитель садовых и бытовых инструментов, создавший международное объединение скрапбукеров. Это объединение значит для его участников намного больше, чем ножницы и дыроколы, которые выпускает компания.

Часть брендов делает ставку на сообщество клиентов. Становясь обладателем продукта, потребитель получает пропуск в эксклюзивный клуб единомышленников. Пример такого бренда — производитель садовых и бытовых инструментов, создавший международное объединение скрапбукеров. Это объединение значит для его участников намного больше, чем ножницы и дыроколы, которые выпускает компания.

Клиент выбирает не столько товар, сколько вклад бренда в социальное благополучие. Так, крупный бренд одежды целенаправленно сокращает потребление воды, затрачиваемое на производство джинсов. Его забота об экологии — важная часть рекламных материалов и контента на корпоративном сайте.

Клиент выбирает не столько товар, сколько вклад бренда в социальное благополучие. Так, крупный бренд одежды целенаправленно сокращает потребление воды, затрачиваемое на производство джинсов. Его забота об экологии — важная часть рекламных материалов и контента на корпоративном сайте.

Ценовую стратегию позиционирования выбирают два типа брендов. Во-первых, бюджетные аналоги дорогих товаров: так недорогая косметика повторяет линейки люксовых производителей. Во-вторых, компании из премиум-сегмента, которые подчёркивают престижность предложения высокой ценой. Достаточно вспомнить любую известную марку модной одежды.

Ценовую стратегию позиционирования выбирают два типа брендов. Во-первых, бюджетные аналоги дорогих товаров: так недорогая косметика повторяет линейки люксовых производителей. Во-вторых, компании из премиум-сегмента, которые подчёркивают престижность предложения высокой ценой. Достаточно вспомнить любую известную марку модной одежды.

Бренд можно позиционировать через чётко очерченную целевую аудиторию. Яркий пример — барбершопы. В отличие от салонов красоты с широким спектром услуг, они рассчитаны на вполне конкретных посетителей. Как правило, это молодые мужчины, работающие в офисе по IT- и близким специальностям, семейные и ведущие активный образ жизни.

Бренд можно позиционировать через чётко очерченную целевую аудиторию. Яркий пример — барбершопы. В отличие от салонов красоты с широким спектром услуг, они рассчитаны на вполне конкретных посетителей. Как правило, это молодые мужчины, работающие в офисе по IT- и близким специальностям, семейные и ведущие активный образ жизни.

Позиционировать себя в качестве противоположности главному конкуренту — ещё один известный подход. Его часто используют бренды, занимающие вторые места на своих рынках. Не имея преимущества в размере и популярности, такие компании не могут позволить себе посредственный клиентский сервис. 

Именно этот факт и становится основой их маркетинговых кампаний. Потребители, которым важно качество обслуживания, а не известность марки, выбирают именно их.

Позиционировать себя в качестве противоположности главному конкуренту — ещё один известный подход. Его часто используют бренды, занимающие вторые места на своих рынках. Не имея преимущества в размере и популярности, такие компании не могут позволить себе посредственный клиентский сервис. 

Именно этот факт и становится основой их маркетинговых кампаний. Потребители, которым важно качество обслуживания, а не известность марки, выбирают именно их.

Итак, мы узнали, как и с помощью каких инструментов можно позиционировать бренд. Переходим к главному — как делать это в ОК.

Разработать голос бренда. В социальных сетях главный элемент позиционирования — голос бренда. Определите, в каком стиле будете общаться с пользователями от имени компании. Затем постоянно придерживайтесь его — а также зафиксируйте в шаблоне ТЗ для внешних подрядчиков.

Вскоре клиенты смогут узнавать вас по голосу бренда, как давнего знакомого. Узнаваемый стиль общения хорошо привлекает целевых пользователей и отделяет неподходящую аудиторию.

Оформить группу бизнеса. Брендинг в ОК начинается с оформления группы. Загрузите аватар и обложку в цветах бренда, добавьте товары, настройте меню, не забудьте заполнить описание. Старайтесь поддерживать единый стиль при оформлении иллюстраций для постов и обложек видеороликов.

Составить контент-план. Запланируйте публикации на 1-2 месяца вперёд, чтобы поддерживать образ бренда постоянным присутствием в новостной ленте. В контент-план можно вписывать только темы, а тексты постов готовить позже. Однако стоит иметь запас готовых публикаций хотя бы на неделю, чтобы не нарушать график.

Взаимодействовать с аудиторией. Ценности компании проявляются во взаимодействии с пользователями. Отвечайте на комментарии, используя фирменный голос, находите упоминания бренда — и реагируйте на них в соответствии со стратегией позиционирования. И вне зависимости от стратегии — отвечайте всем и решайте проблемы клиентов. Это покажет, что на вас стоит подписаться в ОК.

Выбирать правильные тренды. Новые тренды и флешмобы появляются в интернете каждый месяц. Важно не идти на поводу у моды, а участвовать только в тех, которые отражают ваше позиционирование. 

Бренд, главная ценность которого — комфорт, не станет обливать сотрудников ледяной водой, даже во имя благотворительности. Зато сможет присоединиться к тренду в честь Дня заботы о себе, если такой будет проходить в соцсетях.

Сотрудничать с подходящими блогерами. То же касается и лидеров мнений, с которыми вы объединяетесь для продвижения. Прежде чем заказывать публикацию в блоге, убедитесь, что взгляды автора совпадают с ценностями бренда. 

Не стоит жертвовать аутентичностью ради широкого охвата. Если делаете акцент на позиционировании, в долгосрочном периоде важнее сообщество лояльных клиентов. Найти подходящий блог в ОК можно здесь

Оставаться верными себе. Даже когда дела идут неважно. Так, бренд из премиум-сегмента не должен проводить акций с большими скидками, чтобы поднять продажи. Эффективнее запустить дочерний бренд для другого ценового сегмента. 

Занимаясь позиционированием, важно быть последовательными во всём. Не публикуйте заявлений, расходящихся с ценностями компании, и не участвуйте в противоречащих им трендах (какими бы массовыми они ни были).

Итак, мы узнали, как и с помощью каких инструментов можно позиционировать бренд. Переходим к главному — как делать это в ОК.

Разработать голос бренда. В социальных сетях главный элемент позиционирования — голос бренда. Определите, в каком стиле будете общаться с пользователями от имени компании. Затем постоянно придерживайтесь его — а также зафиксируйте в шаблоне ТЗ для внешних подрядчиков.

Вскоре клиенты смогут узнавать вас по голосу бренда, как давнего знакомого. Узнаваемый стиль общения хорошо привлекает целевых пользователей и отделяет неподходящую аудиторию.

Оформить группу бизнеса. Брендинг в ОК начинается с оформления группы. Загрузите аватар и обложку в цветах бренда, добавьте товары, настройте меню, не забудьте заполнить описание. Старайтесь поддерживать единый стиль при оформлении иллюстраций для постов и обложек видеороликов.

Составить контент-план. Запланируйте публикации на 1-2 месяца вперёд, чтобы поддерживать образ бренда постоянным присутствием в новостной ленте. В контент-план можно вписывать только темы, а тексты постов готовить позже. Однако стоит иметь запас готовых публикаций хотя бы на неделю, чтобы не нарушать график.

Взаимодействовать с аудиторией. Ценности компании проявляются во взаимодействии с пользователями. Отвечайте на комментарии, используя фирменный голос, находите упоминания бренда — и реагируйте на них в соответствии со стратегией позиционирования. И вне зависимости от стратегии — отвечайте всем и решайте проблемы клиентов. Это покажет, что на вас стоит подписаться в ОК.

Выбирать правильные тренды. Новые тренды и флешмобы появляются в интернете каждый месяц. Важно не идти на поводу у моды, а участвовать только в тех, которые отражают ваше позиционирование. 

Бренд, главная ценность которого — комфорт, не станет обливать сотрудников ледяной водой, даже во имя благотворительности. Зато сможет присоединиться к тренду в честь Дня заботы о себе, если такой будет проходить в соцсетях.

Сотрудничать с подходящими блогерами. То же касается и лидеров мнений, с которыми вы объединяетесь для продвижения. Прежде чем заказывать публикацию в блоге, убедитесь, что взгляды автора совпадают с ценностями бренда. 

Не стоит жертвовать аутентичностью ради широкого охвата. Если делаете акцент на позиционировании, в долгосрочном периоде важнее сообщество лояльных клиентов. Найти подходящий блог в ОК можно здесь

Оставаться верными себе. Даже когда дела идут неважно. Так, бренд из премиум-сегмента не должен проводить акций с большими скидками, чтобы поднять продажи. Эффективнее запустить дочерний бренд для другого ценового сегмента. 

Занимаясь позиционированием, важно быть последовательными во всём. Не публикуйте заявлений, расходящихся с ценностями компании, и не участвуйте в противоречащих им трендах (какими бы массовыми они ни были).

Одноклассники проспонсируют блогерам создание профессиональных  шоу

В прошлом году ОК помогли блогерам снять три полноценных шоу – запущенные проекты про кино и кулинарию уже собрали более 20 млн просмотров в соцсети. В этом году Одноклассники увеличат число победителей как минимум в два раза и планируют снять от 6 до 9 проектов в зависимости от решения жюри.

Одноклассники запускают второй сезон конкурса креативных концепций шоу для блогеров – «БлогШоу» – и открывают прием заявок. Идеи должны соответствовать интересам аудитории соцсети и помогать пользователям развиваться в своем хобби. На воплощение проектов победители получат денежный грант, размер которого будет определяться индивидуально. Подать заявку для участия можно на сайте до 26 мая. Премьера шоу победителей состоится эксклюзивно в ОК.

В первую очередь будут рассматриваться идеи по тематикам кулинария, ремонт и дизайн, рукоделие и садоводство – эти направления контента особенно популярны среди пользователей ОК и имеют большую потенциальную аудиторию как внутри соцсети, так и в рунете в целом. Помимо перечисленных тем можно предложить концепции видеопроектов об авто, моде, путешествиях, питомцах, рыбалке, кино и сериалах, юморе, семье и отношениях.

Участвовать в конкурсе смогут все блогеры, у которых на момент подачи заявки есть группа в ОК. Для подачи своего проекта автору нужно будет описать свою идею с обоснованием, почему она может быть интересна аудитории соцсети, а также отразить примерный бюджет. Профессиональное жюри из представителей команды ОК и компаний, специализирующихся на создании профессионального контента, будут рассматривать все заявки в несколько этапов. Отобранные финалисты будут защищать свою идею перед экспертами. Победители будут названы до конца третьего квартала этого года.

Победители присоединятся к профессиональной команде, которая будет работать над воплощением идеи и сопровождать их от этапа проработки сценария до финального продюсирования и продвижения на платформе ОК. Команда соцсети даст блогерам рекомендации по созданию контента в том числе с учетом алгоритмов ОК и интересов пользователей. Автор будет полностью вовлечен в процесс съемок, постановку и воплощение идеи.

В первом сезоне ОК получили более 80 заявок от крупных и начинающих блогеров, которые описали идеи для шоу. В финале свои концепции защищали 20 участников с видеопроектами по тематикам «путешествия», «кулинария», «строительство и ремонт», «кино» и «рукоделие». Победителями стали три блогера ОК – Павел Сизов, автор кулинарной группы «Рецепты от шефа», Григорий Кукушкин, автор группы о кино «Грин Кинопомощник» и Татьяна Рыбакова, блогер-нутрициолог, автор группы «Таня Рыбакова – Психология стройности». Благодаря проекту блогеры запустили полноценные шоу о кулинарии и кино, которые суммарно уже собрали более 20 млн просмотров – «Секретный рецепт»«Властелин фильмец» и «Таня пробует» (выход запланирован на май 2024 года).

Большинство россиян продумывают дизайн интерьера самостоятельно – спрос на контент по этой теме вырос в 2,5 раза

Сервис «Ремонт со СберУслугами» и Одноклассники провели исследование и выяснили, что россияне самостоятельно разрабатывают дизайн своего жилья, а интерес к информации о том, как продумать интерьер, постоянно растёт. Помимо этого, выяснили, чего боятся россияне во время ремонта, и что думают о дизайнерах. В исследовании приняли участие более 3 600 россиян старше 18 лет из всех регионов страны.

Опрос показал, что 72% россиян хоть раз сталкивались с ремонтом, еще 14% планируют начать его в ближайшее время. При этом, 82% из тех, кто делал или собирается делать ремонт, продумывают дизайн интерьера и все детали самостоятельно, и только 18% пользуются услугами дизайнеров.

По данным Одноклассников, интерес к контенту про дизайн и интерьер (лайфхаки, дизайнерские решения, советы) постоянно растет – так, в марте 2024 года охват такого контента в ОК вырос в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В основном читают статьи и смотрят видео по этой тематике женщины в возрасте 30-35 лет, когда у людей уже есть возможность делать ремонт. Отвечая спросу растет и число такого контента на площадке – за год (март 2023 к марту 2024) число публикаций по теме выросло более чем в 1,5 раза.

При самостоятельном планировании интерьера 46% предпочитают читать статьи, где люди делятся опытом и ошибками. Видеоуроки и мастер-классы смотрят 44% опрошенных, а лайфхаки по ремонту 41%. 32% россиян нравятся практические инструкции по составлению плана ремонта и выбора подрядчиков. Статьи и обзоры о трендах в дизайне выделили 18% россиян. Вдохновляющие истории успеха полезны для 12%.

Среди опрошенных, которые проводили ремонт, 57% говорят, что главная сложность в ремонте заключается в накоплении средств. 44% россиян планируя ремонт, боятся, что, стоимость может быть значительно выше запланированной, а 28% опасаются недоделок. 27% россиян считают, что трудно найти настоящих профессионалов. О серьезной трате энергии и времени рассказали 26% респондентов, а 22% отметили, что придется самостоятельно исправлять ошибки, допущенные в ремонте. Трудно понять, с чего начать ремонт, 18% опрошенным. Столько же (18%) отметили сложности с выбором и заказом строительных материалов. 15% беспокоятся, что им не понравится результат ремонта, а 4% боятся выбрать стиль, который быстро устареет.