Эксперты

«Следующим шагом будет эпоха глобальных медиа»

6 июля 2017
8 мин. чтения
«Следующим шагом будет эпоха глобальных медиа»

В последнее время главной темой обсуждений в медиа стала концепция мультиканальных медиа, которой начинают придерживаться все больше изданий и пабликов. Одноклассники решили разобраться в этом вопросе и изучить дальнейшие пути развития медиарынка. В этом нам помогал Алексей Аметов, сооснователь издательства Look At Media, которое одним из первых приняло концепцию мультиканальных медиа.

Расскажи, что для тебя значит понятие «мультиканальные медиа»?

Мультиканальные медиа — это медиа, которые работают на разных платформах: web, mobile web, Facebook, Вконтакте, Instagram, Одноклассники, Apple News, Google AMP и т.д.

Мы сейчас пытаемся определить, где грань: как сохранить признаки бренда, но при этом адаптировать его под разные каналы. Это может быть одна история, но рассказать ее нужно по-разному: где-то в формате видео, где-то — текст или набор фотографий с подписями.

Мы задумались над этой концепцией в конце прошлого года и установили для себя цель — превратиться в мультиканальный издательский дом. Сейчас мы активно развиваем бренд на разных платформах, экспериментируем. Создали внутри видеоотдел, причем уже во второй раз — лет 5 назад мы сделали LAM TV. Но, к сожалению, тогда не было хорошей схемы дистрибуции для видеоконтента. Мы не знали, как зарабатывать, и нам пришлось закрыть отдел. Сейчас все переменилось, видео хорошо расходится, с монетизацией стало проще.

С видеоплатформой Одноклассников тоже работаете?

На Одноклассниках мы пока делаем очень аккуратные шаги. Все-таки аудитория ОК для нашего издательского дома нетипичная, и мы сейчас только пытаемся нащупать оптимальную стратегию. Например, контент Wonderzine вызывает большой отклик, и у некоторых, конечно, бомбит от него. В целом, людям интересно. The-Village тоже заходит, но не так бурно, как Wonderzine. Мы продолжаем искать ключ к аудитории. Наша задача — максимально большому количеству людей рассказывать наши истории. У нас нет снобизма, что эти читатели нам не нужны. При этом мы хотим сохранить ценности бренда и рассказывать то, о чем мы рассказываем везде, а не делать что-то специальное для этой аудитории. Мы хотим, чтобы эта аудитория двигалась в сторону наших брендов, и чтобы наши бренды двигались в сторону аудитории.

«Следующим шагом будет эпоха глобальных медиа»

А что для тебя, как для издателя, изменилось с того момента, как вы приняли концепцию мультиканальных медиа?

Изменилось примерно все: структура «ньюсрума», подход к бюджетированию, KPI. Теперь важны не просмотры на сайте, а аудиторные показатели на разных платформах. Нужен баланс между охватом аудитории на платформе и переходом на сайт с этой платформы. Изменилась монетизация: мы начали делать канальные спецпроекты и продавать комплексные решения. У нас в структуре каждой редакции появились редакторы, которые занимаются ростом и дистрибуцией.

А как редакция восприняла эти изменения?

Сначала не все поняли суть и смысл этой идеи, у некоторых были опасения на этот счет. Но в целом сейчас все понимают, зачем перестраиваться и то, что это действительно важно. Несколько человек, кто не очень были согласны с новой концепцией, ушли. Пришли люди, которым действительно интересно. Сейчас команда очень мотивирована и все понимают, чтобы не повторить судьбу печатных изданий, нужно акцентировать время, деньги, внимание на новую платформу. Нельзя повторять действия бумажных журналов и выкладывать печатную версию на сайт — это путь в никуда. У нас тоже самое — нельзя сейчас продолжать постить ссылки в соцсетях, тоже ничем хорошим не кончится.

Давай поговорим подробнее про монетизацию. Как она изменилась? На чем сейчас зарабатывает издательство?

У нас раньше нативная реклама представляла где-то 40%, 60% — «медийка». Потом мы потихоньку дрейфовали в сторону 50 на 50. Сейчас, с учетом того, что нативная реклама растет как рынок и в рамках мультиканальных проектов удается делать большие охваты, у нас начинают доминировать рекламные спецпроекты. Это где-то 60%. В горизонте года-двух ожидаем, что достигнем 70%, а доля медийки будет 30%. Пока все идет по нашему плану.

У нас очень большой опыт по нативной рекламе — первый проект мы сделали для Volkswagen Polo в 2010 году. Сегмент, к тому же, эволюционирует, меняется дистрибуция. С прошлого лета мы два раза полностью перебрали продуктовую линейку, и это нравится рекламодателям. Эти изменения принесли +40% в продажах к прошлому году.

Кроме того, мы монетизируем паблики на рекламе. Когда появляется нативный спепроект, мы сразу продаем комплексное решение. Это позволяет делать охват в 2-3 раза больше, при этом для бренда стоимость размещения в соцсети стала ниже в 4 раза по сравнению с прошлым годом.

Как изменилась дистрибуция в медиа? Стала ли дистрибуция в медиа занимать большую роль, чем к примеру, 5 лет назад?

Дистрибуция всегда была важна. Из-за того, что сейчас больше платформ и под каждую из них нужна собственная модель дистрибуции, этим процессом нужно управлять и следить за тем, чтобы все работало.

Скорость изменений возросла очень серьезно — каждые 12 месяцев полностью меняется ландшафт. За последнее время Stories стали очень важной составляющей Instagram — это абсолютно новый формат контента, другие правила распространения, и год назад этого еще не было. Например, форматы Stream и Live были не очень популярными, а за последний год стали очень большой историей. Мы сейчас тоже активно занимаемся прямыми трансляциями и делаем технологические решения для того, чтобы транслировать сразу на 4-5 платформ, меняем подход к работе корреспондентов на месте.

Расскажи подробнее про вашу команду дистрибуции? Сколько там человек? Чем они занимаются?

Мы уже несколько раз поменяли структуру команды дистрибуции. Раньше она состояла из руководителя дистрибуции, аналитика и продюсеров под каждую социальную сеть, или группу социальных сетей, если они небольшие. Сейчас мы перешли к другой схеме: у нас есть аналитик, он же занимается партнерскими взаимоотношениями с платформами, и видеопродюсер, который отвечает за дистрибуцию видео и видеоформат. Вдобавок, в каждой редакции есть сотрудники, отвечающие за рост и дистрибуцию: в Wonderzine один человек, а в The-Village таких двое.

Расскажи про франшизу The-Village. Это новый способ зарабатывать или новый способ покорять новые рынки?

И то, и другое. Идея изначально появилась из двух вещей: во-первых, наши партнеры в Украине попросили франшизу, потому что хотели возродить The-Village. Его давно знали, любили и все хотели, чтобы он снова появился. Так мы подумали о том, что международная франшиза крутое дело. Параллельно поняли, что в России дальше Урала двигаться не можем. Из-за часовых поясов и расстояний невозможно обеспечить качественное управление. При этом важно, чтобы на месте люди действовали максимально самостоятельно и мотивировано.

Франшиза — крутой вариант, потому что это собственный бизнес, где люди сами зарабатывают и сами решают, что им делать. Меньше времени тратим на менеджмент.

При этом можно задавать стандарты, технологии, обучать их, помогать с рекламными форматами — за счет этого они более конкурентоспособны, чем местные команды, которые работают в одиночку. И это как раз отличный вариант для экспансии дальше на Восток. Мы в ежедневном режиме следим, как работают наши партнеры, даем им советы по улучшению продукта. У нас есть чат для главных редакторов, где они обмениваются опытом, получилось создать коммьюнити.

«Следующим шагом будет эпоха глобальных медиа»

Ты уже можешь оценить первые результаты запусков франшиз?

Все происходит чуть медленнее, чем мы планировали. Много времени нужно тратить на тренинги, также время занимает юридическая волокита — в каждой стране свои нюансы. С Беларусью, Латвией и с Казахстаном мы намного дольше юридические вопросы утрясали, но, в целом, все идет нормально.

В какие страны вы еще планируете выйти?

У нас есть Украина, Беларусь, Казахстан и Латвия, плюс мы ведем переговоры по поводу Польши и Румынии. Пока мы хотим развиваться в Европе, чтобы опять же не было большой разницы в часовых поясах, чтобы всем было проще взаимодействовать. Плюс, мы все-таки понимаем европейский рынок. Мы не понимаем рекламную структуру, бюджеты в Азии, например, или Южной Америке. Надо разбираться. Пока сконцентрировались на Европе.

А что будет с остальными изданиями, которые заморожены?

На Look At Me скоро начнем серию экспериментов с автоматическим главным редактором — робот будет определять, о чем писать, и у внештатников заказывать контент. Пока думаем, как дальше развивать Furfur.

Как к концу года изменятся ваши медиа?

К концу года, я думаю, наши охваты видео и наши охваты на платформах сравняются с вебом, а скорее всего даже превысят. У нас будет 60-65% доходов от нативной рекламы, а не от «медийки», к тому же мы будем делать достаточно много прямых трансляций. При этом полностью сохранятся базовые принципы компании — независимая журналистика, разделение рекламной части и редакционной, отсутствие скрытого пиара и скрытой рекламы. Нам очень важно сохранить стержень именно медийной компании вне зависимости от того, на каких мы платформах присутствуем. С точки зрения количества сотрудников, я думаю, мы не будем как-то сильно расти, исключение составит только видеоотдел, который мы немного усилим.

Как будут развиваться медиа в целом? Сейчас настала эпоха мультиканальных медиа, что будет следующим шагом?

Следующим шагом будет эпоха глобальных медиа. Сейчас очень важные вещи происходят: машинный перевод начинает стремительно приближаться по качеству к человеческому переводу. И как только качество машинного перевода достигнет уровня среднего переводчика — я не говорю про перевод литературы — в этот момент произойдет изменение в медиамире, сравнимое с изобретением печатного станка.

Любое медиа из любой точки мира будет доступно в любой точке мира на любом языке. Это приведёт к быстрой консолидации медийного рынка. Уже сейчас есть возможность автоматически продавать рекламу, позже появится возможность присутствовать на любом языке — тогда у них начнет резко расти отрыв от любых других медиа. Они смогут содержать 20-30 тысяч человек штата, применять лучшие технологии, и всем остальным будет очень тяжело догонять. Вне этой гонки останутся гиперлокальные продукты, которые очень точно настроены либо на локальную повестку, либо на локальный дискурс, как The-Village или Wonderzine. В рамках этой истории тяжеловато будет большим универсальным медиа. Им и сейчас не сладко, а станет совсем плохо.

0
0
0
0
0

Материалы по теме

Одноклассники проспонсируют блогерам создание профессиональных  шоу

В прошлом году ОК помогли блогерам снять три полноценных шоу – запущенные проекты про кино и кулинарию уже собрали более 20 млн просмотров в соцсети. В этом году Одноклассники увеличат число победителей как минимум в два раза и планируют снять от 6 до 9 проектов в зависимости от решения жюри.

Одноклассники запускают второй сезон конкурса креативных концепций шоу для блогеров – «БлогШоу» – и открывают прием заявок. Идеи должны соответствовать интересам аудитории соцсети и помогать пользователям развиваться в своем хобби. На воплощение проектов победители получат денежный грант, размер которого будет определяться индивидуально. Подать заявку для участия можно на сайте до 26 мая. Премьера шоу победителей состоится эксклюзивно в ОК.

В первую очередь будут рассматриваться идеи по тематикам кулинария, ремонт и дизайн, рукоделие и садоводство – эти направления контента особенно популярны среди пользователей ОК и имеют большую потенциальную аудиторию как внутри соцсети, так и в рунете в целом. Помимо перечисленных тем можно предложить концепции видеопроектов об авто, моде, путешествиях, питомцах, рыбалке, кино и сериалах, юморе, семье и отношениях.

Участвовать в конкурсе смогут все блогеры, у которых на момент подачи заявки есть группа в ОК. Для подачи своего проекта автору нужно будет описать свою идею с обоснованием, почему она может быть интересна аудитории соцсети, а также отразить примерный бюджет. Профессиональное жюри из представителей команды ОК и компаний, специализирующихся на создании профессионального контента, будут рассматривать все заявки в несколько этапов. Отобранные финалисты будут защищать свою идею перед экспертами. Победители будут названы до конца третьего квартала этого года.

Победители присоединятся к профессиональной команде, которая будет работать над воплощением идеи и сопровождать их от этапа проработки сценария до финального продюсирования и продвижения на платформе ОК. Команда соцсети даст блогерам рекомендации по созданию контента в том числе с учетом алгоритмов ОК и интересов пользователей. Автор будет полностью вовлечен в процесс съемок, постановку и воплощение идеи.

В первом сезоне ОК получили более 80 заявок от крупных и начинающих блогеров, которые описали идеи для шоу. В финале свои концепции защищали 20 участников с видеопроектами по тематикам «путешествия», «кулинария», «строительство и ремонт», «кино» и «рукоделие». Победителями стали три блогера ОК – Павел Сизов, автор кулинарной группы «Рецепты от шефа», Григорий Кукушкин, автор группы о кино «Грин Кинопомощник» и Татьяна Рыбакова, блогер-нутрициолог, автор группы «Таня Рыбакова – Психология стройности». Благодаря проекту блогеры запустили полноценные шоу о кулинарии и кино, которые суммарно уже собрали более 20 млн просмотров – «Секретный рецепт»«Властелин фильмец» и «Таня пробует» (выход запланирован на май 2024 года).

Как работают рекомендательные системы соцсетей

Алгоритмы обрабатывают информацию об интересах пользователей, чтобы дать им возможность смотреть релевантный контент. Андрей Кузнецов, директор по ML Одноклассников, рассказал о том, что влияет на работу рекомендаций в социальных сетях.

Соцсети отличаются от других сервисов, в которых аудитория потребляет контент, тем, что между пользователями социальных платформ есть связи. Общение происходит благодаря перепискам, добавлению друзей и реакциям на контент.

Основа всех современных рекомендательных систем — технологии машинного обучения, которые используются для улучшения пользовательского опыта. Их применяют в нескольких случаях:

  • Когда нужно показать обновления профилей и групп, на которые подписан пользователь. Предположим, пользователь в среднем тратит около часа в сутки в соцсети. Не стоит показывать ему весь контент, который добавляли его друзья, в хронологическом порядке. С помощью алгоритмов машинного обучения можно выбрать публикации, которые наиболее интересны для данного пользователя, и добавить эти посты в его ленту.
  • Когда надо узнать, какого контента и социального взаимодействия не хватает пользователю на платформе. С помощью рекомендательных систем соцсети могут предложить пользователю авторов контента или группы, которые могут быть ему интересны.
  • Когда пользователь ищет контент или других пользователей на платформе. Алгоритмы машинного обучения позволяют персонализировать результаты поиска и расположить их в нужном формате. При этом они учитывают, что, например, для пользователей разного пола и возраста одни и те же слова имеют своё значение — как, например, понятие «‎современная музыка»‎ для разных поколений.

Технологии машинного обучения получили своё название из-за того, что используют не только теорию, но и предыдущий опыт — накопленные знания о пользователе. 

Алгоритмы учитывают, какую личную информацию пользователь указал в своём профиле. Эти данные формируют публичный образ, который человек хочет использовать при общении. 

Важно также анализировать, как пользователь взаимодействовал с контентом на площадке: на какие посты он реагировал лайками или «‎классами»‎, какие ролики смотрел и т.д. Эти данные о реальных действиях человека в виртуальном пространстве показывают, какому контенту он готов уделять своё время. Интересно, что не всегда эти предпочтения совпадают с тем, что пользователь рассказывает о себе в профиле. При помощи технологий можно выяснить такие различия и учесть их при создании персональной ленты.

Рекомендательные системы анализируют не только интересы пользователя, но и предпочтения аудитории, похожей на него по какому-либо признаку. Обычно на людей влияет их окружение, и каждый человек хочет общаться с теми, кто близок ему по мировоззрению. Алгоритмы относят пользователя к широкому кластеру людей с одинаковыми предпочтениями. Одна из важных задач машинного обучения — это поиск тех, кто «‎похож»‎ на пользователя по полу, возрасту, городу проживания и т. д.

Можно выделить два направления машинного обучения в рекомендательных системах:

  • Контенто-ориентированное. Этот подход связан с предыдущим опытом пользователя на площадке. Рекомендательные системы будут показывать человеку контент, похожий на тот, на который он реагировал ранее.
  • Коллаборативное. Алгоритмы учитывают неявные предпочтения пользователя. Например, они будут считать похожими две разные публикации, на которые положительно отреагировала одна и та же аудитория.

Универсальных решений для всех задач, с которыми сталкиваются специалисты по машинному обучению, нет. Обычно разработчики используют гибридный подход.

Основа рекомендательных систем — это машинное обучение. Чтобы предложить пользователю актуальный контент и возможных друзей, нужна математика.

Самая простая технология, которая используется для этого — матричные разложения. Можно представить матрицу как квадратную таблицу, в которой в каждом столбце хранятся данные об одном пользователе, а в каждой строке — какие-то сущности, items (например, темы или единицы контента). В клетках, где пересекаются профиль пользователя и объект, который его заинтересовал, стоит единица, а где нет – ноль.

Алгоритмы машинного обучения помогают разложить одну матрицу на две другие с данными о пользователе или item и характеристиками. С помощью математической функции можно сопоставить, у каких пользователей наиболее схожи интересы. 

Рекомендательные системы решают, как правильно строить и обрабатывать такие таблицы. Алгоритмы машинного обучения непрерывно обрабатывают информацию — как в реальном времени, так по прошествии некоторого времени. Поведение пользователя может со временем меняться, поэтому рекомендации нужно постоянно подстраивать.

Алгоритмы анализируют историю и подстраиваются под изменения в поведении и интересах прользователей. Например, пользователь указал в профиле, что любит кошек, но со временем стал заходить в группы о собаках (причём определённой породы — корги) и ставить «‎классы»‎ под публикациями о них. Со временем алгоритмы перестроятся и начнут предлагать ему больше постов и видео о корги.

Современные социальные платформы открыто используют рекомендательные системы. Они заинтересованы в том, чтобы пользователю нравился предложенный контент и он как можно больше времени проводил за его просмотром.

Чтобы настроить алгоритмы под себя, нужно ярко выражать отношение к публикациям в ленте. Рекомендательные системы используют два вида обратной связи от пользователей: 

  • Явная обратная связь. Пользователь открыто показывает своё отношение контенту — ставит реакции, пишет комментарии или, наоборот, скрывает подобные посты из ленты.
  • Неявная обратная связь. Например, пользователь посмотрел большую часть длинного видео. Скорее всего, эта тема ему была интересна. Если же пользователь выключил ролик в первые пять минут, больше не строит предлагать ему такой контент. Неявная обратная связь обычно имеет меньшее значение при настройке алгоритмов, потому что мы пока не научились определять, какие эмоции у аудитории вызывает просмотр видео. Возможно, некоторые пользователи просто не выключили его вовремя. 

Иногда модель машинного обучения могут пытаться взломать. В информационной безопасности такое действие называется «‎злонамеренным манипулированием входными данными»‎. Это происходит, когда кто-то хочет заставить модель давать неправильные предсказания, чтобы, например, получить финансовую выгоду или нарушить работу системы. Интересно, что даже изображение можно «‎отправить»‎ так, что человек не увидит разницу с исходной картинкой, а для нейросети она изменит восприятие контента. В научном сообществе сейчас развивается целая область, которая изучает такие способы взлома и методы борьбы.

Главная задача, которую приходится решать разработчикам – это привлечение внимания пользователя. У каждого человека есть определённое количество времени, которое он готов посвятить просмотру контента в соцсетях и в интернете в целом. В будущем платформам придётся конкурировать за внимание пользователей и timespent (время, которое аудитория проводит на площадке).

IT-компании движутся к тому, чтобы научиться лучше понимать пользователей и персонифицировать их опыт. Цифровой след человека на площадке помогает при этом правильно настроить модели машинного обучения.

Через некоторое время рекомендательные системы будут использоваться в персональных голосовых ассистентах ​​(conversational recommendation systems). Они уже умеют решать многие повседневные задачи — от выбора музыки и вызова такси. Модели машинного обучения и рекомендации помогут добавить новые функции для ассистентов и дать возможность людям делегировать всё больше задач.

Возможно, в ближайшем будущем мы будем чаще слышать о развитии генеративного искусственного интеллекта. Пилотные проекты уже привлекают много внимания, но компании не всегда продумывают риски до того, как модель станет доступной для пользователей. Согласно прогнозу Gartner на 2024 год, развитие комплексной программы управления доверием, рисками и безопасностью искусственного интеллекта станет одной из ключевых IT-тенденций. Благодаря этому подходу можно заранее проверять надёжность систем и защиту конфиденциальных данных.

623
15 мин.
Новый медиакит ОК: что важно знать о платформе в 2024 году

ОК опубликовали обновлённый медиакит, который содержит информацию о новых продуктах и сервисах соцсети для блогеров и бизнеса. В документе собраны актуальные данные об аудитории платформы, новых контентных проектах ОК и инструментах для продвижения.

Одноклассники укрепляют позиционирование в качестве территорией увлечений — платформы, где собран контент даже о самых редких хобби. В обновлённом сервисе «Увлечения» пользователи могут обсуждать любимые занятия с единомышленниками, смотреть интересный контент, а также задавать вопросы экспертам и другим пользователям.

  • ОК запустили новых 13 собственных шоу — «ОКнутые люди», «Психология кино», «Игристое шоу» и т.д.
  • Благодаря алгоритму поддержки начинающих авторов «Молния» 1000 групп получили дополнительную поддержку от ОК. Общее количество новых групп с качественным контентом выросло на 35%.
  • Количество новых блогеров на платформе увеличилось в 3 раза, а рост охватов авторов контента и медиа достиг 61% по сравнению с 2022 годом.
  • Создатели контента активно участвуют в программах монетизации — в 2023 году количество групп, получающих доход от своего контента, выросло на 86%. 
  • 36 млн россиян используют ОК каждый месяц. 17% из них живут в Москве, 58% — в городах-миллионниках, а 25% — в других местах страны.
  • 80% пользователей предпочитают заходить в ОК только с мобильных устройств. 87% из них используют устройства на платформе Android.
  • В 2023 году пользователи ОК оставили 17 млрд реакций под постами, написали 1,8 млрд комментариев и установили 43 млн рамок на аватары профилей. Они отправили друг другу 35 млрд подарков.
  • Аудитория ОК часто использует обновлённый сервис «Увлечения»: пользователи опубликовали в нём 70000 единиц нового контента.
  • 19,7 млн пользователей запустили новую мобильную игру в 2023 году.
  • Среднее время, которое мобильная аудитория проводит в играх, увеличилось на 17,2%.

В новом медиаките собрана информация о популярных рекламных форматах и об инструментах для спецпроектов в ОК, а также об интересах пользователей платформы.