Эксперты

«С точки зрения больших медиа, то, что делает “Батенька” и Breaking mad, — это абсолютное самоубийство»

15 сентября 2017
14 мин. чтения
«С точки зрения больших медиа, то, что делает “Батенька” и Breaking mad, — это абсолютное самоубийство»

Совсем недавно самиздат «Батенька, да вы трансформер» и новостной агрегатор Breaking Mad объединились в медиаартель «Мамихлапинатана». Мы встретились с главными участниками нового объединения — Антоном Ярошем, Егором Мостовщиковым, Григорием Тумановым и Залиной Маршенкуловой — чтобы расспросить о том, как будет развиваться медиаартель и их проекты.

Антон ЯрошЕгор МостовщиковГригорий ТумановЗалина Маршенкулова

Давайте начнем с такого вопроса: как вообще вы все вместе собрались?

Егор: Мы с Антоном учились вместе на одном курсе на журфаке МГУ, и в 2007 году, когда появился «Батенька, да вы трансформер», Антон был одним из первых, кто присоединился к этой безумной идее и, в общем, с тех пор заставляет нас работать. С Залиной мы были знакомы в Твиттере и решили встретиться, пообщаться, когда она приехала в Петербург. А с Гришей я познакомился во время беспорядков в Бирюлево. Все это время мы общались по разным фронтам. Весной 2017-го года Залина наконец согласилась на то, чтобы присоединиться к нашему с Антоном делу, а потом мы «схантили» Гришу — вот так мы оказались все вместе.

Григорий: Мы с Залиной познакомились в «Коммерсанте», когда Залина строила изданию социальные сети.

Антон: Залина параллельно развивала Breaking mad, а мы параллельно растили самиздат «Батенька, да вы трансформер». Очень долго обсуждали объединение.

Как так получилось, что вы решили объединиться и запустить медиаартель?

Егор: Это был долгий очень разговор, и он постоянно менял конфигурации, мы обсуждали разные виды взаимодействия.

Залина: Сначала мы хотели сделать не контентную студию , а объединение разных медийных площадок.

Антон: До того, как год назад появилась студия, которая и стала основным коммерческим звеном, все жили в формате самиздатов. И нам хотелось сделать что-то совместное, поддерживать друг друга, обмениваться экспертизой и авторами. А потом возникла идея создать контент-студию на базе редакции самиздата «Батенька, да вы трансформер», и это все стало приобретать форму бизнеса. Мы поняли, что можно не играть в маленькие медиа и маленький сбор медиаотбросов, а построить полноценную компанию, которая создает медиапроекты, которые нам нравятся самим, и при этом нести пользу рынку, бизнесу. Такой подход помогает прокормиться и растить свои собственные проекты. Сам рынок еще очень сильно трансформируется.

Кто еще был в вашем списке медиа, с кем вы хотели объединиться помимо Breaking mad?

Егор: У нас еще есть планы по включению в нашу артель других изданий, но пока нельзя об этом говорить.

Как сейчас поживают издания Breaking mad и «Батенька, да вы трансформер»?

Антон: «Батенька» за последние месяца два показал двукратный рост относительно того, что было до нашего объединения. Произошел обмен опытом между студией и редакцией, все это позволило нам работать эффективнее. «Батенька» и Breaking mad стали чувствовать себя лучше, и мы планируем дальше развивать их. Это наши флагманские проекты, мы их воспринимаем как имиджевую составляющую всей медиаартели.

Залина: У нас будет перезапуск сайта Breaking mad с новым дизайном.

Григорий: На «Батеньке» мы начали использовать много новых разных форматов, в том числе, надеюсь, начнем заниматься мультимедиа. Объединение позволило нам получить в свою команду бывшего директора всего видеоотдела дома Conde Nast Сашу Клецова, он отличный визионер. Становится очевидно веселее. Мне нравится наблюдать за тем, как это обрастает мышцами.

Наверное, нужно разделять, что в вашей артели есть отдельные издания и контент-студия, которая занимается созданием новых медиа.

Григорий: студия не производит рекламные страницы, а работает как полноценное медиа, пользуясь экспертизой какого-то бренда. Она создает действительно полезную информацию: здесь есть редакция, где работают корреспонденты, что-то пишут, выясняют.

Залина: Создают уникальный контент.

Григорий: Да, суть в том, что одно перетекает в другое. Например, все видели шикарные иллюстрации «Батеньки», естественно, эти иллюстраторы работают и в других медиа. И при этом мне ужасно нравится, что нет какого-то там сращивания самиздата с коммерческой историей. По сути, бренд становится своего рода издателем. Мы привыкли к модели, когда бизнес-структуры владеют изданиями: Усманов и «Металлоинвест» владеют «Коммерсантом», Григорий Березкин теперь владеет «РБК». Тут та же самая история, просто в более мелких форматах.

Мы не те люди, которые будут говорить «дайте нам 4 минуты, мы сейчас уничтожим GQ, «Коммерсантъ», «РБК» и все информагентства на свете, положим на лопатки». Мы просто ушли в параллельную историю и немного параллельную реальность.

Залина: В больших-больших СМИ рекламодатели могут появляться, например, в виде баннера. Какой смысл висеть даже на семимиллионном сайте? Почему вообще появилась нативная реклама, и почему социальные сети приобретают все большее значение? Потому что некоторые рекламодатели больше не видит смысла выбрасывать огромные деньги на то, чтобы их баннер висел на мертвом месте, пусть даже на «Коммерсанте». Соответственно, что нужно рекламодателю? Обратная связь от живых людей. Для этого он стал делать нативную рекламу.

Или уходить в соцсети. И здесь нужна особая экспертиза, потому что социальными сетями тоже толком никто не умеет сегодня заниматься, особенно в медиа. Вообще социальные сети в медиа — это особая вселенная. И специалистов именно по социальным сетям для медиа действительно очень мало.

Предыдущая
Следующая

Во многих крупных изданиях есть свои студии, которые занимаются производством рекламного контента. И есть четкая граница между тем, чем занимается редакция, чем занимается эта студия. Эти части между собой практически не общаются.

Григорий: Я бы поспорил. Мне кажется, в глянцевых изданиях есть сложность в коммуникации. Возможно, она неправильно отстроена между рекламным и творческим коллективом. То есть проблема не в ее дефиците, а в относительно насильственном режиме. В ряде случаев происходит так: у рекламщиков есть KPI, им надо выполнять план, они все-таки продают бренд, а не издание. Если упростить это до колбасы, то есть люди, которые ходят и продают колбасу, говорят: «Какая вкусная колбаса». А есть люди, которые ее делают, — творческий коллектив издания. Если ты начинаешь этих людей терроризировать и объяснять, что они еще должны этикетки рисовать к этой колбасе, сниматься в роликах, то они перестают делать ее вкусно, потому что им не до того. То же самое сейчас в ряде случаев происходит с изданиями этого сегмента. Так что нет, эти части не разведены.

Егор: Мне кажется, что мы не проговорили очень важную вещь: нас некорректно сравнивать с компанией, внутри которой появляется студия как еще один вид заработка. Потому что у нас ровно противоположная ситуация. Все, что у нас сейчас есть — это вещи, на которые мы сами заработали. История в том, что и «Батенька», и Breaking mad были построены без каких-либо инвестиций, денег, инвесторов, вообще какой-либо финансовой помощи и подушки.

Это все основывалось исключительно на зверином энтузиазме и волонтерстве огромного количества людей, которые в этом участвуют. Как-то я пытался посчитать, сколько за три года к судьбе самиздата «Батенька, да вы трансформер» прикоснулось людей, но после цифры в тысячу человек, понял, что это бесполезно. У нас только одних авторов было опубликовано больше четырехсот, и то это очень устаревшая цифра. Еще тонна художников, десятки людей в разных странах мира, которые мобильно организуют мероприятия, в чем-то участвуют.

Студия существует ровно для того, чтобы люди, которые делают самиздат и «Breaking mad» могли этим заниматься. В этом вся логика.

И в этом смысле то, что мы строим — это абсолютно независимая штука, потому что здесь нет дяди, который в любой момент может сказать, что вы мне надоели, я вас продаю.

Залина: Например, почему я не захотела связываться с инвесторами? Потому что главное пожелание инвестора — превратить твой умный контент для умной аудитории в контент для широкой аудитории. То есть добавить побольше ADMEшных штучек, смешных картинок и четырехлетних баянов. Поэтому очень тяжело зарабатывать на контенте, который не для всех.

Егор: C точки зрения больших медиа, то, что делает «Батенька» и «Breaking mad», — это абсолютное самоубийство. Нам безусловно нравится, когда наши тексты читает много людей. Но сравнивать нас со «Снобом» или с тиражами GQ, «Коммерсантом», «Медузой» некорректно. У нас порядок цифр в десятки раз меньше, и нас это устраивает.

Григорий: Просто штука в том, что в наши издания пойдут не все, но это очень круто, потому что это community. В этом во всем есть какая-то миссия, она какая-то очень клевая и чистая. То есть она не про то, чтобы резко поднять денег.

Вам интересны видеоблогеры и паблики в качестве медиа?

Григорий: Это касается тенденций в традиционных медиа и нетрадиционных, относительно новых. Сейчас, мне кажется, все действительно сосредотачивается на людях и команде в большей степени. С видеоблогерами, например, происходит такая история: их очень хотят телеканалы, но при этом не в состоянии предложить им что-то выгодное.

То есть легитимизироваться в глазах моей мамы, например, потому что его покажут по «Первому», видеоблогеру не надо. У него и так все хорошо. Примерно то же самое, но в каком-то более усеченном формате происходит с журналистами. Объективно все эти люди нужны редакциям больших медиа. Но получается так, что редакции больших медиа в 2017-м году со всеми теми проблемами, которые сейчас есть в СМИ, от цензуры до странных законов и непонятных отношений с рекламодателями, они этим коллективам трудовым, в общем, не нужны. Мне верится, что все эти люди действительно в состоянии делать что-то свое и абсолютно новое. Это то, во что мы верим.

Каково делать такие медиа «под ключ» для брендов?

Егор: Удивительным образом никакой разницы нет. Ну, в смысле, тут принцип работы тот же самый остается. Основные действия такие: ты собираешь команду, и вы решаете, что вы будете делать, зачем это нужно. Самая важная часть в нашей работе — когда мы садимся продумывать решение задачи. Она абсолютно не отличается от того, как мы придумываем собственное медиа, технологии решения, подходы, принципы вообще не меняются ничем.

Как бывает чаще: вы приходите с идеями медиа к бизнесу, либо приходят к вам, и вы уже придумываете медиа?

Антон: Мы в любом случае с бизнесом общаемся, всегда начинаем с их целей и задач и пытаемся им донести, какой формат подходит. Далеко не всем подходит регулярное медиа, не все сделают часто обновляемый блог. Предлагаем создать что-нибудь одно большое, хорошее, заметное, долгоиграющее, потому что под цели бизнеса это лучше подходит. Там для кого-то аудио, для кого-то видео, для кого-то это будет иллюстративная штука.

Потому что те, кто на другой стороне электронной почты, с другой стороны стола, — тоже часть команды, абсолютно полноценная, и им тоже интересно в этом участвовать. Клиенты, которые к нам приходят с идеей, — это же такие же люди, как и мы, которым хочется что-то создавать.

Сколько уже запущенных проектов, три-четыре?

Антон: У нас сейчас больше проектов: шесть больших клиентов, у нас есть какие-то разовые штуки. Нам сейчас очень много заявок поступает. И в последнюю неделю это такая работа с new biz, что очень мотивирует по настройке процессов.

Что было самым сложным?

Антон: Да такого не было, чтобы мы с кем-то там уткнулись. Есть просто разные категории. Если это lifestyle тематика, которая нам близка и понятна, то мы быстро находим общий язык и выходим на такое уже производство и контроль. А есть индустрия фармацевтики, например, которая дико сложная сама по себе — инфраструктура очень тяжелая. Особенности рынка с точки зрения правовых ограничений, соответствия внутреннем нормам и стандартам — все эти вещи надо учитывать. Нужно креативно мыслить: как сделать клевый продукт, при этом не нарушив никаких правил регулирующих органов.

У вас ведь есть медиа, связанное с деменцией.

Антон: Да. Но это тут надо сделать поправку: не мы его создали, он уже существовал как проект коллективных блогов людей, родственников людей с болезнью Альцгеймера, с деменцией. Человек, который его создал, близок нам по духу.

Ему нужна была команда побольше, чтобы этот проект двигать. И для нас это важная тема, интересное направление, потому что оно, во-первых, социально важное в стране, где практически никто, кроме этого проекта, не занимается больше информированием. И во вторых, сайт с очень внушительным трафиком для такого медиа — это здорово.

Нам интересно рассказывать об этом именно нашим ровесникам, потому что болезнь Альцгеймера во всем мире вообще — это проблема номер один. Она важнее любых других заболеваний, потому что процент пожилого населения увеличивается в развитых странах, и все более у молодых людей начинают замечать деменцию, чем всех хочется напугать. У нас в стране всем говорили: «Если бабушка забывает, что вы хотели, посмотрите, сколько ей лет». И никто не думает о серьезных заболеваниях, которые через 5 лет превратятся в какой-то ад. Мы понимаем необходимость рассказывать об этой проблеме людям нашего возраста, которые смогут быстрее заметить ее в своих родственниках, более пожилых родителях, бабушек, дедушек. Забывчивость — это болезнь, и от нее надо лечиться.

Мы с вами поговорили про то, как создать какое-то медиа, настроить. Но есть же  еще проблема дистрибуции.

Залина: Мы здесь все достаточно опытные работники интернета. Самая главная проблема дистрибуции – это соцсети, это самый главный канал. Проблема заключается в том, что SMM-щик — специальность гибридная.

Это должен быть одновременно, особенно, если это медийный SMMщик, и редактор, и журналист, и маркетолог, и пиарщик — все вместе. Добавочная проблема для рынка — чтобы найти такого специалиста, его нужно вырастить. Он должен приобрести определенный опыт в том продукте, который нужно продвигать.

У нас же есть преимущество — определенный социальный капитал в соцсетях. Поэтому нам с помощью своих проектов проще качественные и интересные истории выводить в медийное поле, помимо того, что мы можем создать действительно хороший и качественный контент и вовлекать аудиторию, а не просто постить смешные картинки.

Антон: Тут, наверное, основная мысль в том, что подключения всей команды SMM и команды Залины происходит автоматом на любом проекте. Мы не отделяем, а даем цельный продукт. Этап дистрибуции обязательно на старте надо продумать, это мировоззрение медиа.

Дистрибуция — это обязательный столп, на котором основывается наша работа. Мы ведем официальные паблики медиапроектов, потому что это входная точка в аудиторию. И как Залина правильно сказала, если у клиентов более сжатые условия, и нам нужно как-то справляться самим чисто органически, то для старта мы можем использовать свои площадки, наработанные аудитории, социальный капитал, чтобы этот маховик раскрутить. И дальше у нас отработан процесс договоров с различными другими фабриками и площадками.

Залина: Важный момент Антон сказал, что обязательно, когда мы формируем стратегию для какого-то продукта, уже на начальном этапе думаем, как будем его продвигать. Условно говоря, нет такого, что мы сначала придумали медиа, а потом — ой, его никто не будет читать. Такое на самом деле бывает у других компаний, которые приходят со своим продуктом в агентство. Обычно агентства все работают в аду. У них нет просто обычно возможностей в эту контентную историю погружаться. И они используют, как правило, стандартные схемы для всех продуктов. У нас же получается уже на старте индивидуальный подход к каждой контентной истории. Это очень важно, потому что соцсеть и дистрибуция не будет работать, если у тебя нет единого понимания, какое сообщение передо мной и для какой аудитории.

Недавно было небольшое обсуждение, что эффективнее всего для брендов — делать свое медиа, либо покупать рекламу в существующих медиа. Как вы считаете, что правильнее?

Антон: Мне кажется, нет единого ответа, потому что не можем взять всех под одну гребенку. Начинаем опять-таки с целей. Если речь идет, например, о продающей кампании, нужно охватить какие-то новые аудитории, инициировать первую покупку. Да, наверное, здесь не избежать рекламных инструментов.

Если люди не готовы собирать свою площадку, можно упаковывать контент в рекламные сообщения. Мы сделаем что-то интересное: это может быть какой-то отдельный лонгрид, на котором хочется остаться, его хочется прочитать, поделиться еще дополнительно, но это просто увеличит качество вашей коммуникации.

Но опять же, есть другие продукты, которые заинтересованы в построении имиджа или обучении своей целевой аудитории. Сегодня, когда медиапотребление очень изменилось — все заходят через социальные сети, либо через репостинг — это существенно понижает необходимость какой-то другой внешней площадки, готового ресурса. Когда делаешь спецпроект на популярном портале, он возьмет с тебя деньги, как за свою аудиторию, так и за продакшн. Возможно, придется заплатить еще какую-то комиссию. И это будет временный проект, который пройдет в два прайса. При том, что тебе обещают 15 тысяч прочтений этой статьи и делают их тебе, потому что ты платишь. Но это те цифры, которых можно добиться совершенно спокойно, создав свою собственную площадку.

И придется ходить к этому клиенту много раз, они не будут этого делать, им просто лень. Они почитают в общих источниках каких-то, может быть, возьмут пару интервью — в любом случае качество существенно пострадает. Но как только ты понимаешь, что пытаешься высосать экспертизу из самого клиента, ты становишься его частью. Мы, редакция, просто присоединяемся как отдел к компании: заходим туда, общаемся, нас знакомят с врачами, различными экспертами рынка. Нам помогают встретиться с пациентами, чтобы лучше понять проблему. Все мы вплетаемся в эту проблему, становимся абсолютными идеологами, носителями самой концепции, идеи.

Так что здесь ответ, скорей всего, что правда посередине. В общем, реклама не умрет, и сейчас идет очень интересный процесс на рынке: когда технологии одновременно двигаются в сторону персонализации контента, мы, журналисты, стали двигаться в сторону маркетинга для того, чтобы создавать качественные коммуникации. Когда технология научится очень персонализировано подходить к людям, а мы — подавать интересно, хорошо и содержательно именно то, что они хотят, тогда мы дойдем до того, что реклама перестанет нас раздражать. Таким образом, реклама и коммуникации брендов станут сервисом, где вокруг пользователя формируются только те сообщения, в которых он действительно заинтересован.

Какие у вас планы на будущее?

Егор: У нас столько лет план никогда не менялся, мы его всегда честно проговаривали с момента основания самиздата «Батенька, да вы трансформер». Мы намерены захватить мир. Это наш курс.

0
0
0
0
0

Материалы по теме

Одноклассники проспонсируют блогерам создание профессиональных  шоу

В прошлом году ОК помогли блогерам снять три полноценных шоу – запущенные проекты про кино и кулинарию уже собрали более 20 млн просмотров в соцсети. В этом году Одноклассники увеличат число победителей как минимум в два раза и планируют снять от 6 до 9 проектов в зависимости от решения жюри.

Одноклассники запускают второй сезон конкурса креативных концепций шоу для блогеров – «БлогШоу» – и открывают прием заявок. Идеи должны соответствовать интересам аудитории соцсети и помогать пользователям развиваться в своем хобби. На воплощение проектов победители получат денежный грант, размер которого будет определяться индивидуально. Подать заявку для участия можно на сайте до 26 мая. Премьера шоу победителей состоится эксклюзивно в ОК.

В первую очередь будут рассматриваться идеи по тематикам кулинария, ремонт и дизайн, рукоделие и садоводство – эти направления контента особенно популярны среди пользователей ОК и имеют большую потенциальную аудиторию как внутри соцсети, так и в рунете в целом. Помимо перечисленных тем можно предложить концепции видеопроектов об авто, моде, путешествиях, питомцах, рыбалке, кино и сериалах, юморе, семье и отношениях.

Участвовать в конкурсе смогут все блогеры, у которых на момент подачи заявки есть группа в ОК. Для подачи своего проекта автору нужно будет описать свою идею с обоснованием, почему она может быть интересна аудитории соцсети, а также отразить примерный бюджет. Профессиональное жюри из представителей команды ОК и компаний, специализирующихся на создании профессионального контента, будут рассматривать все заявки в несколько этапов. Отобранные финалисты будут защищать свою идею перед экспертами. Победители будут названы до конца третьего квартала этого года.

Победители присоединятся к профессиональной команде, которая будет работать над воплощением идеи и сопровождать их от этапа проработки сценария до финального продюсирования и продвижения на платформе ОК. Команда соцсети даст блогерам рекомендации по созданию контента в том числе с учетом алгоритмов ОК и интересов пользователей. Автор будет полностью вовлечен в процесс съемок, постановку и воплощение идеи.

В первом сезоне ОК получили более 80 заявок от крупных и начинающих блогеров, которые описали идеи для шоу. В финале свои концепции защищали 20 участников с видеопроектами по тематикам «путешествия», «кулинария», «строительство и ремонт», «кино» и «рукоделие». Победителями стали три блогера ОК – Павел Сизов, автор кулинарной группы «Рецепты от шефа», Григорий Кукушкин, автор группы о кино «Грин Кинопомощник» и Татьяна Рыбакова, блогер-нутрициолог, автор группы «Таня Рыбакова – Психология стройности». Благодаря проекту блогеры запустили полноценные шоу о кулинарии и кино, которые суммарно уже собрали более 20 млн просмотров – «Секретный рецепт»«Властелин фильмец» и «Таня пробует» (выход запланирован на май 2024 года).

Как работают рекомендательные системы соцсетей

Алгоритмы обрабатывают информацию об интересах пользователей, чтобы дать им возможность смотреть релевантный контент. Андрей Кузнецов, директор по ML Одноклассников, рассказал о том, что влияет на работу рекомендаций в социальных сетях.

Соцсети отличаются от других сервисов, в которых аудитория потребляет контент, тем, что между пользователями социальных платформ есть связи. Общение происходит благодаря перепискам, добавлению друзей и реакциям на контент.

Основа всех современных рекомендательных систем — технологии машинного обучения, которые используются для улучшения пользовательского опыта. Их применяют в нескольких случаях:

  • Когда нужно показать обновления профилей и групп, на которые подписан пользователь. Предположим, пользователь в среднем тратит около часа в сутки в соцсети. Не стоит показывать ему весь контент, который добавляли его друзья, в хронологическом порядке. С помощью алгоритмов машинного обучения можно выбрать публикации, которые наиболее интересны для данного пользователя, и добавить эти посты в его ленту.
  • Когда надо узнать, какого контента и социального взаимодействия не хватает пользователю на платформе. С помощью рекомендательных систем соцсети могут предложить пользователю авторов контента или группы, которые могут быть ему интересны.
  • Когда пользователь ищет контент или других пользователей на платформе. Алгоритмы машинного обучения позволяют персонализировать результаты поиска и расположить их в нужном формате. При этом они учитывают, что, например, для пользователей разного пола и возраста одни и те же слова имеют своё значение — как, например, понятие «‎современная музыка»‎ для разных поколений.

Технологии машинного обучения получили своё название из-за того, что используют не только теорию, но и предыдущий опыт — накопленные знания о пользователе. 

Алгоритмы учитывают, какую личную информацию пользователь указал в своём профиле. Эти данные формируют публичный образ, который человек хочет использовать при общении. 

Важно также анализировать, как пользователь взаимодействовал с контентом на площадке: на какие посты он реагировал лайками или «‎классами»‎, какие ролики смотрел и т.д. Эти данные о реальных действиях человека в виртуальном пространстве показывают, какому контенту он готов уделять своё время. Интересно, что не всегда эти предпочтения совпадают с тем, что пользователь рассказывает о себе в профиле. При помощи технологий можно выяснить такие различия и учесть их при создании персональной ленты.

Рекомендательные системы анализируют не только интересы пользователя, но и предпочтения аудитории, похожей на него по какому-либо признаку. Обычно на людей влияет их окружение, и каждый человек хочет общаться с теми, кто близок ему по мировоззрению. Алгоритмы относят пользователя к широкому кластеру людей с одинаковыми предпочтениями. Одна из важных задач машинного обучения — это поиск тех, кто «‎похож»‎ на пользователя по полу, возрасту, городу проживания и т. д.

Можно выделить два направления машинного обучения в рекомендательных системах:

  • Контенто-ориентированное. Этот подход связан с предыдущим опытом пользователя на площадке. Рекомендательные системы будут показывать человеку контент, похожий на тот, на который он реагировал ранее.
  • Коллаборативное. Алгоритмы учитывают неявные предпочтения пользователя. Например, они будут считать похожими две разные публикации, на которые положительно отреагировала одна и та же аудитория.

Универсальных решений для всех задач, с которыми сталкиваются специалисты по машинному обучению, нет. Обычно разработчики используют гибридный подход.

Основа рекомендательных систем — это машинное обучение. Чтобы предложить пользователю актуальный контент и возможных друзей, нужна математика.

Самая простая технология, которая используется для этого — матричные разложения. Можно представить матрицу как квадратную таблицу, в которой в каждом столбце хранятся данные об одном пользователе, а в каждой строке — какие-то сущности, items (например, темы или единицы контента). В клетках, где пересекаются профиль пользователя и объект, который его заинтересовал, стоит единица, а где нет – ноль.

Алгоритмы машинного обучения помогают разложить одну матрицу на две другие с данными о пользователе или item и характеристиками. С помощью математической функции можно сопоставить, у каких пользователей наиболее схожи интересы. 

Рекомендательные системы решают, как правильно строить и обрабатывать такие таблицы. Алгоритмы машинного обучения непрерывно обрабатывают информацию — как в реальном времени, так по прошествии некоторого времени. Поведение пользователя может со временем меняться, поэтому рекомендации нужно постоянно подстраивать.

Алгоритмы анализируют историю и подстраиваются под изменения в поведении и интересах прользователей. Например, пользователь указал в профиле, что любит кошек, но со временем стал заходить в группы о собаках (причём определённой породы — корги) и ставить «‎классы»‎ под публикациями о них. Со временем алгоритмы перестроятся и начнут предлагать ему больше постов и видео о корги.

Современные социальные платформы открыто используют рекомендательные системы. Они заинтересованы в том, чтобы пользователю нравился предложенный контент и он как можно больше времени проводил за его просмотром.

Чтобы настроить алгоритмы под себя, нужно ярко выражать отношение к публикациям в ленте. Рекомендательные системы используют два вида обратной связи от пользователей: 

  • Явная обратная связь. Пользователь открыто показывает своё отношение контенту — ставит реакции, пишет комментарии или, наоборот, скрывает подобные посты из ленты.
  • Неявная обратная связь. Например, пользователь посмотрел большую часть длинного видео. Скорее всего, эта тема ему была интересна. Если же пользователь выключил ролик в первые пять минут, больше не строит предлагать ему такой контент. Неявная обратная связь обычно имеет меньшее значение при настройке алгоритмов, потому что мы пока не научились определять, какие эмоции у аудитории вызывает просмотр видео. Возможно, некоторые пользователи просто не выключили его вовремя. 

Иногда модель машинного обучения могут пытаться взломать. В информационной безопасности такое действие называется «‎злонамеренным манипулированием входными данными»‎. Это происходит, когда кто-то хочет заставить модель давать неправильные предсказания, чтобы, например, получить финансовую выгоду или нарушить работу системы. Интересно, что даже изображение можно «‎отправить»‎ так, что человек не увидит разницу с исходной картинкой, а для нейросети она изменит восприятие контента. В научном сообществе сейчас развивается целая область, которая изучает такие способы взлома и методы борьбы.

Главная задача, которую приходится решать разработчикам – это привлечение внимания пользователя. У каждого человека есть определённое количество времени, которое он готов посвятить просмотру контента в соцсетях и в интернете в целом. В будущем платформам придётся конкурировать за внимание пользователей и timespent (время, которое аудитория проводит на площадке).

IT-компании движутся к тому, чтобы научиться лучше понимать пользователей и персонифицировать их опыт. Цифровой след человека на площадке помогает при этом правильно настроить модели машинного обучения.

Через некоторое время рекомендательные системы будут использоваться в персональных голосовых ассистентах ​​(conversational recommendation systems). Они уже умеют решать многие повседневные задачи — от выбора музыки и вызова такси. Модели машинного обучения и рекомендации помогут добавить новые функции для ассистентов и дать возможность людям делегировать всё больше задач.

Возможно, в ближайшем будущем мы будем чаще слышать о развитии генеративного искусственного интеллекта. Пилотные проекты уже привлекают много внимания, но компании не всегда продумывают риски до того, как модель станет доступной для пользователей. Согласно прогнозу Gartner на 2024 год, развитие комплексной программы управления доверием, рисками и безопасностью искусственного интеллекта станет одной из ключевых IT-тенденций. Благодаря этому подходу можно заранее проверять надёжность систем и защиту конфиденциальных данных.

477
15 мин.
Новый медиакит ОК: что важно знать о платформе в 2024 году

ОК опубликовали обновлённый медиакит, который содержит информацию о новых продуктах и сервисах соцсети для блогеров и бизнеса. В документе собраны актуальные данные об аудитории платформы, новых контентных проектах ОК и инструментах для продвижения.

Одноклассники укрепляют позиционирование в качестве территорией увлечений — платформы, где собран контент даже о самых редких хобби. В обновлённом сервисе «Увлечения» пользователи могут обсуждать любимые занятия с единомышленниками, смотреть интересный контент, а также задавать вопросы экспертам и другим пользователям.

  • ОК запустили новых 13 собственных шоу — «ОКнутые люди», «Психология кино», «Игристое шоу» и т.д.
  • Благодаря алгоритму поддержки начинающих авторов «Молния» 1000 групп получили дополнительную поддержку от ОК. Общее количество новых групп с качественным контентом выросло на 35%.
  • Количество новых блогеров на платформе увеличилось в 3 раза, а рост охватов авторов контента и медиа достиг 61% по сравнению с 2022 годом.
  • Создатели контента активно участвуют в программах монетизации — в 2023 году количество групп, получающих доход от своего контента, выросло на 86%. 
  • 36 млн россиян используют ОК каждый месяц. 17% из них живут в Москве, 58% — в городах-миллионниках, а 25% — в других местах страны.
  • 80% пользователей предпочитают заходить в ОК только с мобильных устройств. 87% из них используют устройства на платформе Android.
  • В 2023 году пользователи ОК оставили 17 млрд реакций под постами, написали 1,8 млрд комментариев и установили 43 млн рамок на аватары профилей. Они отправили друг другу 35 млрд подарков.
  • Аудитория ОК часто использует обновлённый сервис «Увлечения»: пользователи опубликовали в нём 70000 единиц нового контента.
  • 19,7 млн пользователей запустили новую мобильную игру в 2023 году.
  • Среднее время, которое мобильная аудитория проводит в играх, увеличилось на 17,2%.

В новом медиаките собрана информация о популярных рекламных форматах и об инструментах для спецпроектов в ОК, а также об интересах пользователей платформы.