Во вторник 5 сентября студию «ОК на связи!» посетил замечательный гость — актер, руководитель театра им. Ермоловой и просто приятный собеседник Олег Меньшиков. Олег Евгеньевич ответил на вопросы пользователей ОК, рассказал о новом фильме «Гоголь.Начало» и руководстве театром, а также прямо в студии встретился со своими одноклассниками: они поделились своими историями о Меньшикове.
Больше подробностей — в записи шоу. Телевизионную версию шоу «ОК на связи!» смотрите на телеканале «Москва-24» в субботу в 22:30 и в воскресенье в 16:30.
Я считаю, что все награды и премии нужно вручать до 35 лет. Потом эти звания нужно отменять, потому что умному человеку они уже не нужны, только в молодости тебе это тешит самолюбие. Раньше тебе повышали зарплату, отдельный номер на гастролях, то есть были какие-то привилегии. Сейчас ничего этого нет, зато сколько интриг. Дали «народного» — не дали, получил премию — не получил. Надо относиться к этому чуть-чуть спокойнее.
Считается, что артист после спектакля очень сильно устает, отдыхает в гримерной, потом едет домой. У меня всё не так. Раньше после спектакля всё только и начиналось. Мы гудели в театре до 3-4 часов ночи, а когда уже появились круглосуточные рестораны, проводили время там. Сейчас уже до 3-4 часов не гудим, но и сильной усталости после спектакля я не чувствую.
Фильм при зрителях я не смотрю никогда. Находиться внутри зала, когда ты на экране? Ну нет. Я в принципе не люблю смотреть свои фильмы. Я их и один на один никогда не смотрю. Для меня фильм — это то, что происходит вокруг, в моей жизни во время съемок. И для меня это главное. У меня несколько другие ассоциации возникают при просмотре фильма, поэтому мне неинтересно смотреть фильмы, мне интереснее вспоминать, что происходило.
Я его увидел, когда пришел в театр Ермоловой. Они показали самостоятельный спектакль, который поставил Валерий Саркисов. И я совершенно обалдел от этого пацана, который сломал решетку батарейную. У него забытое амплуа – герой-неврастеник. И я ему сказал: «Переходи, я тебя жду». Я понимал, что это очень одаренный человек, по нему это видно.
Уже не помню, кто первый кому позвонил: Саша Цекало мне, или я ему. Скорее всего, Саша, но «подвалил»-то ко мне первый Петров. Он сказал: «Слушайте, Олег Евгеньевич, там одна группа есть, они боятся вам звонить». Видимо, существует вокруг меня легенда, что ко мне хрен подойдешь. […] И когда молодые режиссеры приходят, им говорят: «Что, просто так к нему пришли в кабинет?» Да, просто так. На самом деле действительно так, гораздо всё проще. И он [Александр Петров — прим.] рассказал мне, что это за история, что это такое, и дальше уже, по-моему, позвонил Саша Цекало, прислал мне первую серию. Это в фильме, что сейчас идет, две серии подряд, и он мне говорит: «Это 8-серийный фильм». А я ему: «Саш, вы вообще в сознании? Присылаете мне 8-серийный фильм, и в первой же серии меня убивают».
Сценарий мне понравился, видимо, за то же, за что его и будут ругать. Здесь можно смешивать направления, смешивать стили, позволить хулиганское существование «шутя, играю». Он [режиссер — прим.] дал нам почувствовать тот жанр, который он хотел видеть в кадре.
В Англии вообще «Макбет» даже не произносят. У них говорят «та шотландская пьеса», «эта пьеса». Считается, что ее нельзя играть, но ставят и играют, как миленькие. Почему-то считается, что она приносит несчастье. Там есть персонаж ведьмы, и есть теория, что они произносят по Шекспиру реальный какой-то заговор, и что его произносить нельзя. Но мы-то произносим не по-английски, мы произносим по-русски, так что у нас в любом случае нормально всё.
Я говорил и говорю, что очень хочу сняться в комедии, прямо мечтаю. Я в Театральном училище имени Щепкина играл только комедийные роли, никто и подумать не мог, что по истечении времени я буду играть Калигулу или Макбета — трагедийные роли, но страсть к комедии у меня осталась. Моя любовь к оперетте, к тому, что Станиславский называл «брызги шампанского» — мне этого очень не хватает. Я хочу комедию буффонадную, клоунадную, комедию положений, такую итальянскую.
Я как художественный руководитель снял спектакль в генеральный прогон, когда на него уже были потрачены деньги. Я сказал: «Мама, где я? Что мне вообще показывают?» Это был просчет, когда я приглашал режиссеров и считал неэтичным вмешиваться в творческий процесс. Это не значит, что сейчас я буду вмешиваться в процесс, но я буду уже больше вовлечен в процесс.
Я объявил, когда вступил в должность, что приветствую приход молодых режиссеров. А спустя пять лет руководства я понял, что режиссура — вне возраста. Нет никакой свежести взгляда. Это неправильно, что молодые режиссеры несут новое.
Идея не нова, она существует в мире, и очень мне понравилась. Садятся артисты, перед ними пюпитры, листы сценария, они не знают, кто из них что читает. Мне предложены были для начала «Покровские ворота», и мне понравилась эта идея, я загорелся. Я присутствовал при многих успехах [спектаклей — прим.]. И тот успех, с которым прошли «Покровские ворота», был с ними соотносим. В конце был просто стон в зале. По фотографиям видно, какой кайф ловят артисты. Проект будет продолжаться — раза два-три за сезон мы сделаем с другими фильмами, уже в ноябре будет новый проект.
Мы придумали проект «+1». Берется информационный повод, приглашаются два участника — известных артиста. И они друг у друга берут интервью. Мы пробовали такое перед «Притяжением», и получилась увлекательная история. После этого интервью может быть фильм, внутри интервью может быть чтение стихов, пение романсов — такой достаточно широкий спектр действия.
Мне очень нравится хорошо одеваться, ходить по магазинам, особенно за границей, когда никто не мешает. Если очень понервничал, то в магазин. Я очень люблю заходить в гардероб утром. У меня там черная дыра, останавливается время.
Наталья Малик: Я училась с Олегом в одной школе, в соседних классах, он был на год старше меня. Помню, это был замечательный мальчик, такой активный, хорошо учился, великолепный организатор, был председателем пионерской организации, активист. Таких показывали в фильмах о школе в 50-е годы».
Марина Климова: В 9 классе он стал режиссером школьного театра. Мы ставили веселые музыкальные спектакли, он был двигателем творческого процесса. Много пел, и на переменах мы часто устраивали «спевки». Первое выступление, которое я запомнила – что-то из Райкина. Мне кажется, никто в классе не сомневался, что его ждет артистическая карьера.
Александр Бессмертный: Когда мы заканчивали 10 класс, мальчики занимались физкультурой отдельно от девочек — и тренер сказал, что все получат пятерку. И говорит: «Но еще многие из вас получат спортивный разряд по волейболу». И он зачитал фамилии тех, кто получит этот разряд. А для него нужна еще одна вещь — золотой значок ГТО. У Олега для этого не хватало норм. Надо сдать какую-то норму, и тренер предложил ее выбрать. Фактически выбирать было не из чего — только подтягивание. Олег подтягивался два раза, а на золотой значок надо было восемь. До дня сдачи осталось две недели и через две недели Олег подтянулся восемь раз.
Вторая история — мы поехали в Ленинград, а у Олега отец увлекался фотографией. И перед поездкой он дал фотоаппарат «Смена» и научил одному трюку — фотографировать в движении, и неважно, попадет человек в фокус или нет. И там многие снимали, но фотографии Олега были самыми лучшими.
Наталья Андреева: Мы жили в одном дворе. Он учился в музыкальной школе, которая находилась в нашем подъезде. Олег участвовал в смотре песни и строя в ДК Москворечье, играл фашиста с автоматом. Мы пели песню «На безымянной высоте».