Олег, почему сыр? С чего началось твое увлечение сыроварением?
Я просто очень люблю сыр! Все просто. У меня есть редкая возможность — делать то, что мне нравится. Я начал мечтать о возрождении русской деревни, ферме и сыроварне, с тех пор как в юности в ходе поисковой экспедиции увидел, как гибнет русская деревня. Мечтал об этом много лет, но не мог решиться. А принять волевое решение мне помогли санкции. Я понял: сейчас или никогда!
Импортозамещение работает?
Импортозамещение реально работает. Таких сыроварен, как наша, сейчас по всей стране работает около 400 штук. Это очень много! До старта программы импортозамещения их было по пальцам пересчитать, а теперь стало в десятки раз больше! Нам еще нужно 5-7 лет санкций, и мы накормим Россию, а потом перейдем к экспорту продукции за рубеж!
Расскажи, как проходит обычный день на твоей ферме.
Мой рабочий день на протяжении этих четырех лет сильно менялся. Сначала мы вдвоем варили сыр с утра и до вечера. Иногда с обеда начинали продавать свежий сыр и йогурт прямо на сыроварне. Потом потихоньку мы обрастали помощниками, строили ферму, и рабочий день немного поменялся. Сейчас рано утром я иду посмотреть и проверить, как ребята варят сыр, к сожалению, возможность всласть поварить у меня теперь есть только в воскресенье. Смотрю пробы молока, все ли в порядке, не проскочило ли чего-то в анализах. Варим. Затем мы прессуем сырное зерно в головки сыра, потом они отправляются на просолку в солильный бассейн, потом — в погреб. Очень важно следить за каждой головкой, мы очень серьезно ухаживаем за сыром, это не менее важно, чем его сварить. Эта профессия называется афинер или хранитель подземелий. Проверяю температуру и влажность в погребах, слежу, чтобы какая лишняя плесень не образовалась и из-за этого сорт сыра не поменялся. Если успеваю, бегу на дойку, если не успел, то ребята доят без меня. Но все равно надо проверить наших рогатых красавиц, как им живется в нашем коровнике больше похожем на санаторий для коров: каждый день у них шведский стол и спа-процедуры с вычесыванием шерстки. Потом бегу по стройкам — мы постоянно что-то строим и расширяемся, затем забег по документам — все ли у нас в порядке, потом в магазинчики и рынки по возможности, где продаем наш сыр. Потом обычно собираю какие-нибудь документы на очередной кредит. Потом — опять на сыроварню (там работа продолжается круглые сутки), потом что-нибудь пишу в Одноклассниках на утро.
В общем, скучать не приходится. Список задач примерно такой, но каждый день он меняется. В сельском хозяйстве вообще все, что может даже теоретически произойти, обязательно случается.
Традиционный вопрос про форматы — скажи, стоит ли нам ждать экскурсии по твоей ферме в прямом эфире?
Скоро мы запустим новый цех — комплектуем его российским оборудованием — достроим новый сырный погреб, начнем варить еще больше сыра, вот тогда будет чем похвастаться, я сделаю большую онлайн-трансляцию и на все вопросы зрителей в Одноклассниках отвечу!