До этого момента в нашей рубрике «Эксперты» не было ни одного пиарщика. Сегодня первой запускаем в космос Ольгу Вяткину, PR-директора агентства Nectarin, с которой мы обсудили, почему KPI по PR нужны всем сотрудникам агентства, как развивается digital PR в нашей стране и что нужно, чтобы получить «Молодого льва» в Каннах.
Расскажи, чем ты занимаешься?
Уже пять лет работаю PR-директором агентства Nectarin. Я пришла со стороны клиента и сначала несколько месяцев проработала аккаунтом, чтобы узнать изнутри, как функционирует агентство. Параллельно училась на факультете журналистики МГУ, и уже тогда завязывала контакты с журналистами, предлагая CEO различные публикации. В какой-то момент Денис Шапкарин предложил стать пиарщиком агентства.
Тогда не было ничего: ни PR-стратегий, ни KPI — нужно все было делать с нуля. А потом мы росли, росли, и PR-отдел стал автономной структурой. Появились сотрудники и даже продукты по клиентскому пиару — все заработало, закрутилось, и вот уже долгое время развивается.
Параллельно я преподаю в МГИМО на факультете международной журналистики. У меня два курса — «Реклама и связи с общественностью в бизнесе» и «Event-менеджмент». Я занялась этой историей для своего развития, потому что одно дело выступать на конференциях с докладами для профессионалов, другое дело — передавать опыт студентам. К тому же руководство не против.
То есть получается, что никакой конкуренции между этими занятиями не возникает?
В принципе нет, и я стараюсь даже наших топов приводить на лекции в качестве спикеров, потому что студентам это интересно. Такой персональный PR поддерживается в компании. Многие сотрудники уже побывали на моих лекциях — студенты в восторге. Когда приходит человек, который руками делал рекламную кампанию крутого бренда, слушатели, конечно, долго не отпускают, вопросы задают.
Ты рассказала, что у ваших сотрудников есть собственные KPI по PR, что это значит?
Это уникальная история на рынке. Когда обслуживаешь измеряемые клиентские KPI в рекламной кампании, то легко поставить и себе личные KPI внутри агентства. Перформанс подход полностью захватывает не только клиентско-агентские отношения, он проникает глубже, он становится нормой жизни каждого человека.Если раньше было сложно придумать, доказать, измерить PR план в конкретных лидах, то теперь это требование рынка. Digital PR — не исключение. Здесь также все можно запланировать и измерить. И не верьте, что кто-то просто так взял и добился высоких рейтингов агентства. Добиваются те, кто идет к ним через измеряемые еженедельные активности.
Если человек заинтересован в персональном пиаре, мы для этого даем все возможности: выступления на конференциях, выпуск с нашей помощью публикаций, мастер-классы. Если раньше приходилось бегать за сотрудниками, упрашивать написать тезисы, найти тему для конференции, то сейчас согласно годовой стратегии у каждого топ-менеджера запланированы PR-активности, и в зависимости от его деятельности, назначаются KPI. Для одних это конференции, для других — публикации, у третьих — кейсы. Это такая сложная система, которая разрабатывается для каждого сотрудника. Люди разные: кому дается легче писать, и тем, кто не любят выступать, мы предлагаем написать экспертный лонгрид. KPI формулируется в начале года, и человек понимает, что делать на протяжении года, чтобы этот KPI выполнить, и он завязан уже на личную финансовую мотивацию. Теперь все сотрудники заинтересованы в том, чтобы пиарить себя, агентство и свою работу.
Понятно. Расскажи, пожалуйста, чем занимается PR-директор, кроме того, что заставляет всех выполнять свой KPI по PR в течение года?
На самом деле, я не знаю обязанностей обычных пиарщиков, поскольку работала PR-директором только в одном агентстве. У меня много задач: я слежу за выполнением PR-стратегии компании, отвечаю на все запросы журналистов, организую выступления наших спикеров, как выпускающий редактор слежу за контентом, который идет во вне: это и публикации, и наши посты в соцсетях, новости на сайте, мероприятия, в том числе клиентские, я их сама организую. Это может быть и клиентский «междусобойчик», и профессиональная конференция. Фото и видео съемки. Есть запрос — я делаю.
Для каждого проекта мы принимаем четкие бизнес-показатели, и вспоминаем о них не в конце отчетного периода — работа идет постоянно, потому что все замотивированы на конкретный результат.
А ты занимаешься какими-то клиентскими проектами?
Раньше мы работали над клиентскими проектами. Это было три года назад, PR-отдел был многочисленнее, чем сейчас, мы обрабатывали входящие брифы, придумывали нестандартные спецпроекты. В Nectarin есть четкое продуктовое разделение, и когда клиент хочет большего, уже сложно. Ты не пойдешь в отдел «медийки», контекста, поэтому дополнительными запросами занимался PR, и за это время мы многое успели сделать: интегрированные оффлайн-кампании, ролики, фотосессии, ну и конечно, классический PR. Интересно было. Мне понравилось этим заниматься, и в будущем я бы хотела развивать клиентское направление.
А сколько сейчас человек у тебя в команде?
В команде только я и моя коллега — специалист по пиару. Для задач по корпоративному пиару это нормальный состав. Когда занимались клиентским PR, было и пять, и шесть, и семь человек с различными специальностями.
Некоторое время назад мы с вами делали делали кейс для блога ОК. Расскажи, как часто вы публикуете кейсы? Как выбираете кейсы и площадки для их продвижения?
Каждый клиентский директор и клиентская группа готовят по четыре кейса в год, об этом они знают уже в начале года. Одним группам это дается легко, и они в начале года закрывают все KPIs по PR. Например, группа, которая работает с кино. Там каждая рекламная кампания — это креативный кейс и стоит того, чтобы о ней рассказать. Другие работают со стандартными инструментами, которые можно описать с помощью бизнес-показателей, но это уже не такие креативные кейсы — банки, недвижимость. У некоторых сокращаем количество кейсов, либо объясняем, что лучше объединить несколько кейсов в один. Это если говорить в принципе об оформлении реализованных кампаний.
Но есть же еще креативные кейсы, которые можно подать на фестиваль, о которых можно написать на Sostav.ru, Adindex и т.д. Для этих целей мы создали внутреннюю рабочую группу, которая определяет, какой кейс будем оформлять под фестиваль. Мы не креативное агентство, у нас все-таки другая направленность, поэтому KPIs по получению фестивальных наград не такие высокие. Но некоторые кейсы все равно «выстреливают».
Какие критерии отбора, кроме креативности фестивальных кейсов? Что там еще должно быть?
Конечно, главное — креативная идея, она должна быть новой, свежей. Некоторые фестивали ориентируются на бизнес результат, например, Effie. Агентство оформляет работу, к которой прилагается безумное количество результатов со стороны клиентов, показывающих, что ты не просто провел кампанию-однодневку и отправил ее на фестиваль. Агентство доказывает, что у клиента улучшились показатели после этого кейса.
Кроме того, проводятся специализированные фестивали. Недавно Nectarin вошел в шорт-лист Google Premier Partner Awards за контекстную кампанию. Там нет креатива, а все очень четко: что сделали, какими инструментами Google воспользовались и к чему пришли — одни цифры, графики, показатели. Для меня это новый опыт — до этого такие кейсы не оформляли. В других агентствах, насколько я знаю, PR привлекают, когда кампания реализована и PR только ее оформляет. У нас стараются привлекать PR в начале этого пути, чтобы дать рекомендации по содержанию, например. Получается такой экспертный совет, это очень помогает.
Почему именно четыре кейса должны делать подразделения? Не семь, не шесть.
Мы так посчитали нагрузку, и, в принципе, сотрудники укладываются в этот KPI. Но есть группы, у которых кейсов больше: если хотят оформить больше работ, то мы это делаем. Часто приходят запросы от клиентов, они же тоже любят кейсы и просят оформить, чтобы показать руководству, или перевести на английский язык, сделать видеокейс. Мы, конечно, не отказываем.
Эти публикации кейсов приносят лиды?
Мы отслеживаем переходы на сайт: какие публикации и форматы приносят результат. И в свое время мы анализировали наш сайт, наполняли разные разделы. Новости выходили постоянно, наша команда, наши продукты — все максимально свежо и полно. В какой-то момент мы посмотрели на пользовательское поведение и поняли, что посетители смотрят один раздел — кейсы. С того момента делаем акцент на оформлении кейсов, и я считаю, что это правильно.
Ты принимала участие в «Каннских Львах». Расскажи, пожалуйста, что это был за кейс? Получил ли он награду?
Нет, мы не получили награду, к сожалению. Расскажу эту грустную историю. У меня есть мечта получить «Каннского Льва». Несмотря на то, что я занимаюсь корпоративным PR, надеюсь, что приду к ней. Я хочу реализовать кейс, который заметят и в России, и в других странах, поэтому меня, наверное, и тянет в клиентский PR.
Для меня неделя в Каннах — допинг такого уровня, что я потом полгода хожу заряженная, и мозг по-другому работает. Стараюсь ездить каждый год. На фестивале я узнала о конкурсе молодых «Львов» и поняла, что еще прохожу по возрасту — оставался последний год, когда я могла поучаствовать. Выяснила, как проходят отборочные туры в России, и подала заявку. В «Молодых Львах» все не так, как во взрослой номинации: готовая работа не нужна, задание получаешь на месте и у тебя есть день на создание PR-стратегии. Бриф, как правило, социальный, нашим заказчиком стал Green Peace с задачей «Сокращение потребления мяса на планете». На брифинге представительницы Green Peace рассказали о негативных последствиях потребления мяса, и на следующий день в 8 утра мы должны были прийти в специальное помещение с флагом и компьютером для работы. С 8:00 до 20:00 мы готовили презентацию по этому брифу: описывали идею, разрабатывали PR-стратегию, писали сопроводительное письмо. Картинками мы могли пользоваться только из конкретного ресурса — все очень четко.
Но, так как бриф получаешь за день до, мы, конечно, сразу начали думать, и у нас была прикольная идея. Мы решили, что надо сразу подсчитать расходы, выйти в ноль и т.д. — очень по-российски. Но надо было думать по-каннски: продумывать не реализацию, а саму идею, и у победителей была очень простая задумка: они придумали зоопарк из овощей. На мой взгляд, очень спорно, но это Канны, и нужно понимать, что они немного по-другому на все смотрят. Эти ребята участвовали второй год подряд, и в первый раз у них не получилось войти в тройку победителей, в этот раз приехали уже с пониманием того, что такое Каннский креатив. И мы с ним уехали. Расстроились, но ничего: в Young Lions мы уже не подходим — будем в обычном участвовать.