Одноклассники меняются, кажется, это заметили уже многие. Невооруженному взгляду пока видны только нововведения в продуктовой части, мы регулярно сообщаем о них в новостях. Но это далеко не все, что мы хотим изменить. Следующий блок, над которым уже ведет кропотливую работу большое подразделение — это дизайн. Поставлены амбициозные цели, команда Одноклассников пополнилась новыми супер-сотрудниками, один из них — руководитель команды дизайна Леонид Ивахов, с которым мы поговорили о переменах, что ждут нас впереди.
В Одноклассники я пришел совсем недавно, а до этого 5 лет работал в «Билайне», руководил командой дизайнеров и исследователей. Мы запускали новый сайт, личный кабинет, мобильное приложение, делали множество спецпроектов и приводили в порядок все цифровые каналы коммуникации с клиентом. Часть проектов реализовали в партнерстве с такими топовыми командами, как Студия Артемия Лебедева, Promo Interactive, Actis Wunderman и Redmadrobot. Потом мне внезапно позвонили и предложили возглавить команду дизайнеров ОК.
В зону моей ответственности в Одноклассниках входит дизайн всего портала и сервисов ОК на всех платформах, организация команды, выстраивание новых взаимодействий.
В общем, да. Очевидно, что у соцсети огромное историческое наследие, и к созданию сервиса приложило руку большое количество дизайнеров, менеджеров, разработчиков. Каждый делал, как ему казалось правильным, не всегда поглядывая на соседей. Такое явление — не редкость в больших проектах, но этого можно избежать.
Порядок нужно навести не только в интерфейсе, но в самой команде. Сейчас дизайнеры «разбросаны» по трём городам: Москва, Питер, Рига. В первую очередь, мы перегруппируемся и сядем за одним столом. Ещё мы ищем новых дизайнеров, у нас не хватает рук, поэтому иногда сотрудничаем с партнёрами.
На самом деле у нас всё очень круто организовано — у нас потрясающая система аналитики, которая позволяет измерять вообще всё. Дизайнеры сидят локоть к локтю с датамайнерами, которые творят волшебство по запросу. Уверен, нам позавидовали бы многие интернет-гиганты.
Мы регулярно проводим исследования аудитории, юзабилити-тесты в UX-лаборатории, устраиваем внутренние хакатоны и дизайн-лаборатории. Это всегда держит в тонусе и освежает понимание. Кроме того, активно используем новые технологии, общаемся с разработчиками дизайнерского программного обеспечения и бурно обсуждаем нововведения, ищем им применение.
Что еще? Мы выступаем на конференциях и обмениваемся опытом с лидерами рынка, пробуем новые методологии, устраиваем внутренние лекции.
Недавно мы запустили проект «Стандартизация», который позволяет дизайнеру в Sketch работать с актуальным дизайном, который есть на продуктивной среде. Больше не нужно хранить собственную библиотеку графических элементов и ворошить дизайн-архивы. Это решение позволяет убрать «разношерстность” в дизайне, экономить время на спорах, быстрее запускать изменения и общаться с разработчиком на одном языке — языке компонентов. Этот большой и важный шаг.
Методом эксперимента. Мы берем несколько вариантов дизайна, запускаем их на разные части аудитории и смотрим как изменились ключевые метрики, которые мы выбираем вместе с менеджерами: это и классы, и возвраты, и походы в гости, и комментарии, и перепосты, и продажи подарков и т.д.
Иногда побеждают варианты, на которые мы вообще не делали ставки, но «голос пользователя» важнее. Мы видим вовлечённость, более интенсивное взаимодействие, анализируем его причины и уже тогда принимаем решение о варианте-победителе.
Мы идём двумя путями сразу — эволюционным и революционным. Первое, что мы делаем — постепенно и в то же время интенсивно повышаем уровень удобства по всему порталу на веб- и мобильной версиях, приложениях. Мы погружаемся в каждый сервис и делаем его немного лучше с каждым разом.
Кроме этого, мы, конечно же, думаем над концепциями: какими Одноклассники могут быть через год, два, пять. При этом ориентируемся не только на бизнесы, которые находятся рядом с нами (видеоплатформы, мессенджеры, музыкальные сервисы, фотопроекты и т.д.), а смотрим чуть шире: какие еще рынки могут оказывать влияние, чтобы придумывать что-то новое для наших пользователей. Поглядываем не только на западных аскетичных соседей, но и на Поднебесную, у них очень много всего интересного происходит.
В ближайшее время мы будем экспериментировать с совсем новыми дизайнами, смело, но аккуратно. Аудитория Одноклассников привыкла к тому, что есть сейчас, и если любое обновление резко отличается от текущего варианта, люди воспринимают его не всегда положительно. Однако мы намерены формировать новые привычки пользователей, несмотря на то, что это довольно тяжело и опасно, мы рискуем потерять нашего пользователя.
Я всё время задаю себе этот вопрос. Для меня дизайн — это гипотеза. Когда меня просят посмотреть на дизайн и спрашивают, хороший он или плохой, я всегда честно отвечаю: «Не знаю». Дизайн всегда решает какую-то задачу. Если отбросить все заумные догмы, то «радовать глаз» — тоже задача, которая может существовать. Почему бы и нет?
Для меня очень важное значение имеет впечатление, которое возникает у человека. Люди редко могут точно объяснить, почему им нравится или не нравится дизайн, они сами этого не знают, но очень хорошо ощущают. Важно научиться с этим работать.
Мы намерены формировать новые привычки пользователей, несмотря на то, что это довольно тяжело и опасно
Уже сейчас такая возможность существует, просто тема персонализации касается не только того, как пользователь может оформить свое личное пространство визуально. Это затрагивает его интересы, поведение, людей, с которыми он общается и т.д. Когда человек заходит в ОК, он видит контент, который он же для себя сформировал, выбирая группы или друзей, игры, видео. Одноклассники ему рекомендуют какие-то вещи, основываясь на его предпочтениях и поведении.
Конечно, залезть в голову к пользователю, точно выявить, чего он хочет и сделать ему такой интерфейс, который 100% будет соответствовать его ожиданиям, — сложная задача, но мы к этому стремимся. Пусть мы не телепаты, но стараемся сделать сервис понятным абсолютно для каждого пользователя, чтобы его пребывание было органичным, интересным, чтобы хотелось с этим взаимодействовать.
Конечно, мы анализируем всю обратную связь, которую мы получаем от пользователей, и очень часто это является секретным оружием в спорах, которые существуют между разработчиками, дизайнерами, менеджерами. Если мы не можем принять решение, что же лучше для пользователя, то анализируем, что нам пишут: довольны или не довольны, или хотят поделиться какими-то идеями. Очень часто получается, что мы выполняем желание пользователей — они довольны, и мы довольны.
Люди редко могут точно объяснить, почему им нравится или не нравится дизайн, они сами этого не знают, но очень хорошо ощущают. Важно научиться с этим работать
Если посмотреть на оранжевый в целом, то он яркий, живой, интересный, добрый, он про развлечения. Многие жалуются, что в других соцсетях скучно, серенько, потому что дизайнеры решили сделать визуализацию не заметной — в первую очередь должен быть виден контент. Мы тоже придерживаемся этой стратегии, но понимаем, что одновременно визуальное окружение создает определенное настроение, и это настроение нашей аудитории нравится, Одноклассники — добрая соцсеть.
Контент, который становится очень популярным в обсуждении, очень добрый, люди поддерживают, сочувствуют, мотивируют друг друга делиться чем-то хорошим, позитивным и т.д. Это всегда находит очень хороший отклик, а поскольку ОК не только про общение и взаимодействие, но и про развлечение, мы хотим, чтобы человек оставался с позитивным настроем не только от контента, но и от среды, в которой он все это видит.
Многие, привыкшие к другим соцсетям, нас «троллят» по поводу дизайна, но мы смеёмся и не обращаем внимания, просто делаем свою работу. Те, кто понимают, насколько ОК сложный продукт, относятся к нам с уважением и следят за нашими успехами, это приятно.
На самом деле показатели нашей работы не заметны с первого раза, но они есть и очень значимые. Одноклассники воспринимают всё лучше и лучше, ломаются прежние стереотипы, люди приятно удивляются. Мы видим это по результатам исследований удовлетворённости и лояльности. Но работы ещё много — мы знаем куда идём и чего хотим добиться.
Катигория:Мы хотим, чтобы человек оставался с позитивным настроем не только от контента, но и от среды, в которой он все это видит