Эксперты

«Либо ты делаешь технологический бизнес, либо — медиа»

22 марта 2018
26 мин. чтения
«Либо ты делаешь технологический бизнес, либо — медиа»

Наша серия интервью с участниками медиарынка пополнилась еще одним экспертом. С Иваром Максутовым, основателем и идейным вдохновителем «ПостНауки», мы обсудили экстремальные условия выживания нишевых медиа, сложности и возможности развития проекта за рубежом, а также роли просветительских медиа в формировании личности и восприятии человеком окружающего мира.

Прошло довольно много времени с момента запуска «ПостНауки» как медиа. Что за эти пять лет случилось с ПостНаукой, и где она находится сейчас?

В 2011-м году мы начали с Леной Веревкиной делать мероприятия под брендом «ПостНаука», но сайт запустили в мае 2012-го. Из маленького кружка, какой-то авантюры, «ПостНаука» выросла в медиа. Тогда у нас не было опыта в медиабизнесе, мы не понимали, как он работает и монетизируется: Лена пришла из индустрии, не связанной с медиа, а я занимался наукой. За пять лет «ПостНаука» превратилась в одно из главных изданий о науке в стране. Нас даже цитирует Нобелевский комитет: официальное комммьюнике о Нобелевской премии по химии 2017 года вышло с двумя ссылками на Serious Science — наш англоязычный проект. «ПостНаука» превратилась в успешное, прибыльное медиа. И теперь мы зарабатываем больше, чем все известные мне научно-популярные издания в России.

Сейчас это не только сайт?

Да, это давно уже трансмедийный проект. Мы делали то, что называется «мультиканальными медиа», когда еще не было мультиканальных медиа. У нас много видео, мы делаем мультики, лекции и всегда их делали, есть YouTube канал, многочисленные сообщества в соцсетях, которые равномерно развиты. У нас нет единого канала коммуникации с пользователем. Поэтому на разных площадках — разные пользователи, которые настолько по-разному смотрят, что некоторые пользователи не знают о существовании других каналов. Когда в 16-м, кажется, году мы выпустили запись в YouTube-канале: «Не волнуйтесь о сайте, мы его обновили, все будет хорошо, работаем над ним». Некоторые люди в комментариях писали: «А что за сайт? Почему он не сказал, какой сайт? Где смотреть?». Пользователи в YouTube — отдельная публика, пользователи Вконтакте считают, что «ПостНаука» — это только «паблик» во Вконтакте, пользователи Одноклассников думают, что «ПостНаука» — это группа в ОК.

Мы транслируем контент мультиканально, видео размещаем во всех каналах, и в ОК в том числе. Последний мультик собрал почти два миллиона просмотров, из них полтора — в Одноклассниках. Чтобы это считать, мы в какой-то момент написали специальное приложение, потому что готовых, устраивающих нас, решений на рынке не было. Мало у кого они есть, потому что мало кому нужно считать просмотр одного и того же продукта в разных каналах одновременно. И на сайте «ПостНауки» мы вывели этот счетчик.

К этому прибавилась уже два года существующая «ПостНаука.Academy» — интенсивные курсы по современной науке с оффлайновыми лекциями, семинарами. Опять же это свой видеопродакшн, книжная серия: сейчас совместно со Станиславом Дробышевским готовим к выпуску иллюстрированную книжку «Байки из грота».

И есть англоязычный проект Serious Science. Поэтому «ПостНаука» — это уже не один сайт, а два. И на самом деле это не два сайта, это 16 каналов.

«Либо ты делаешь технологический бизнес, либо — медиа»

Расскажите подробнее про мультики.

«ПостНаука» началась с того, что мы решили делать не полуторачасовые, а пятнадцатиминутные лекции о науке. На самом деле, изначально мы думали о пятиминутных роликах, потому что в интернете полтора часа — целая жизнь. В итоге мы нашли стандарт двенадцатиминутной лекции. Многим пользователям это казалось издевательством: они думали, мы снимаем часовую лекцию и потом режем ее на короткие кусочки. А на самом деле мы снимали их такими, какими придумали, и оккупировали рынок с помощью этого формата — следом за нами другие медиа пробовали делать такие лекции.

«Арзамас», например, появившийся через три года после «ПостНауки», по сути, взял эту продолжительность как стандарт, но дополнил формат картинками. Через два-три года работы мы поняли, что длительность роликов нужно еще уменьшать и только такими лекциями аудиторию не купить. Нам нужно еще что-то короткое, а главное – более развлекательное. Было много примеров, TED запустил мультики. Тогда и мы решили попробовать сделать что-то анимационное, развлекательное — то, что доберется до гораздо большей аудитории, чем лекция, к которой у зрителя должен быть хоть какой-то сформированный интерес.

Мы нашли партнера, готового пойти на этот эксперимент, — МГТС — и сделали первый мультик «Умный дом». Команда прошла тяжелый путь создания нового формата и нового «продакшена», и чтобы сделать второй мультик, нам потребовалось полгода. Редакционно делать их сложно, т.к. нужен отдельный бюджет, поэтому мультики сейчас создаются в рамках спецпроектов, с помощью партнера: «Яндекс», «РВК», «Сколтех», фонды «Арифметика добра» (мультик о детстве), «Вклад в будущее» «Сбербанка». Сейчас мы готовим девять мультиков с корпоративным университетом «Сбербанка». Думаю, мы нашли правильный формат и поняли, как это производить: как сделать не очень дорого, но при этом очень круто. С одним из партнеров запустили пилот из трех мультиков в проекте «Краткая история всего на свете» и уже подписали договор на проект из 50 коротких трехминутных мультиков, которые будут представлять собой мультимедийный учебник по тому, как устроен мир.

Расскажите про англоязычный проект Serious Science?

Когда оказалось, что авантюрная идея о том, что ученые и наука кому-то нужна, выстрелила и отлично работает. Мы поняли, что делать проект только на одном языке странно. Мы в Москве записываем лекцию ученого, который пересказывает идеи другого ученого. И я подумал: «Черт возьми! А почему бы не снять его напрямую?». И в 2013 году мы съездили в первую экспедицию в Бостон. Две недели я снимал ученых в MIT, Гарварде и других университетах штата Массачусетс, до которых мы добрались. Было непонятно, пойдут они на контакт или нет, но в итоге я привез сто с небольшим лекций. Параллельно снимали иностранцев, приезжающих в Россию, которых удавалось поймать. Вот так и запустили англоязычный проект Serious Science. Его тяжело делать из Москвы, не имея полноценной редакции за рубежом, потому что все-таки во многом «ПостНаука» держится на личных связях, на том, что ученые о нас знают. И, конечно, научное сообщество добавляет веса «ПостНауке». Когда преподаватели рекомендуют лекции или рассказывают о «ПостНауке», это сильный драйвер для такого проекта.

Serious Science пока не сильно взлетел. Аудитория сайта «ПостНауки» — это 450 тысяч «уников» в месяц, а у Serious Science — 20 тысяч уников в месяц, половина из них — иностранцы. В лучшие времена у него было 100-120 тысяч. Но все равно это очень мало. С другой стороны, приятно, что смотрение в видеохостингах растет, но оно растет вместе с общим видеосмотрением, у канала Serious Science сейчас 40-50 тысяч просмотров в месяц, и мы как раз планируем его развивать. У нас упорядочилась жизнь внутри редакции, и стало понятнее и стабильнее с зарабатыванием денег. Деньги, которые раньше инвестировали в новые форматы, сейчас хотим направить в Serious Science.

Мы стремимся сделать Serious Science такой же «ПостНаукой», только в большем объёме. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы «ПостНаука» была российским отделением Serious Science, а не наоборот, потому что сейчас это некоторый англоязычный ресурс, который позволяет нам добывать крутые статьи и тексты.

Вы планируете переводить редакцию туда, где есть сообщество — Бостон, Лондон?

Да, именно так мы и планируем. Это либо Лондон, либо Бостон, либо Нью-Йорк, либо Сан-Франциско — у каждого из четырех городов есть преимущества. Думаю, что определяющим будет то, где мы найдем деньги. И в отличие от «ПостНауки» надо сразу придумывать, как проект будет зарабатывать. Я не верю в то, что медиа в будущем смогут существовать как чистый бизнес, просветительские медиа должны работать за счет лояльной аудитории, которая «донатит» — оплачивает подписку, членские взносы. «ПостНаука» — такое странное образование, как и большинство медиа в России сегодня, когда наполовину это некоммерческое предприятие, которое борется с режимом, или выступает за демократию и свободу слова, или же просвещает людей, старается, чтобы студенты и школьники становились лучше. А с другой стороны к этому некоммерческому предприятию приделано агентство нативной или еще какой-нибудь рекламы, которое отчаянно пытается втюхать спецпроект или размещение в этом издании. Было бы намного лучше, если бы медиа были просто о красоте, добре, справедливости, том, как не надо сорить на улицах. Собственно, мы с этим уже экспериментируем. У нас есть порядка 150 подписчиков, которые каждый месяц перечисляют пожертвования. По сути, академия, книги и донаты — попытка понять, сколько можно получить денег с читателей, насколько читатели готовы платить. Понятно, что они не готовы и им нужно объяснить за что.

Мне кажется, pay wall — тупиковый путь. Нужно придумать freemium-модель. Из этого страшного капкана с жизнью на рекламе надо выходить, потому что неизбежно будут возникать конфликтные ситуации, когда тебе нужны деньги, а рекламодатель немножко странный и хочет чего-то странного — ты в заложниках у рекламодателя. Да и главное – ни в одном другом бизнесе нет этого явного противоречия, когда ты зарабатываешь не на том продукте, который производишь. Странно было бы, если бы ресторан зарабатывал не на еде, а на листовках, которые раздавали бы при входе, или на автомате по продаже презервативов в туалете. Это может быть дополнительным источником дохода, но зарабатывать надо ровно на том, что делаешь, потому что тогда не размывается твой фундамент.

Есть же системы грантов, которые получают медиа и зарубежные, и российские…

Да, но это возможный источник. Понятно, что медиа живет не на гранты. Мы говорим все-таки о рынке как о не сформировавшемся. И опасность состоит в том, что если идти по чисто рекламному пути, то там очень понятный горизонт и близкий к моменту, где начинается конкуренция с Фейсбуком, который точно делает рекламу гораздо лучше, чем ты. Как, собственно, делают многие компании: они покупают рекламную статью в медиа, а потом покупают в Фейсбуке рекламу на эту статью, через которую собирают эту аудиторию, покупая фактически бренд. Ну, сколько такое еще продлится? Пока рекламодатели не придумают, как делать собственные медиа, но просто чуть дешевле или… В общем, эта история для медиа опасна. Если медиа не научатся брать деньги с читателей, точнее, если не научатся мотивировать читателей и объяснять, зачем они нужны, то судьба их незавидная, конечно.

«ПостНаука» — это научный эксперимент о том, есть ли у пользователей интерес к науке через большое медиа.

Ну, когда-то это действительно был эксперимент. Когда в 2011 я обсуждал с друзьями-журналистами, продюсерами идею, то советовался по вопросам видео, потому что мы не занимались видеопродакшном и не понимали, сколько это будет стоить. А меня спрашивали: «А сколько ты хочешь производить?». Я говорю: «Ну, каждый день по лекции». Мне говорят: «Дурак. Зачем столько? Никто и не будет это смотреть. Сколько таких ученых найдешь?». Всего их 20-30 человек, причем все эти два землекопа известны: они выступают с лекциями там, пишут книжки.

Оказалось, что их не сотни, а тысячи, и что если к ученым подойти с интересом, а не использовать как вторсырье для собственных статей и странных журналистских расследований, то они готовы и могут рассказывать очень интересно. Мы открыли много звезд и увидели, что публике правда это нужно. Спустя три-четыре года мы увидели следом за «ПостНаукой» волну появления новых медиа о науке — думаю, что мы в некотором смысле протоптали дорожку. По крайней мере, показали, на этом можно зарабатывать, делать независимое издание, у которого нет доброго дяди-олигарха, и при этом не пытаться заигрывать с аудиторией, поднимать ее до своего уровня, говорить с ней серьезно.

У вас больше больше всего материалов про биологию, историю и культуру. Почему так получилось?

На самом деле, это очень несовершенный рубрикатор, и мы сейчас придумываем, как от него уйти. Главное, что люди и вправду не хотят смотреть просто о биологии. На мой взгляд, есть шесть блоков науки, которые людям интересны: первый — «История», включающая в том числе этнографию, обычаи, далее «Вселенная» от макромира до микромира, и она очень точно отражает пользовательский интерес. Есть люди, которые хотят узнать, как устроен мир, физика его, как вещество устроено, движется, меняется; сюда же попадает и фундаментальная химия. Дальше есть «Земля» — такая область, в которой собрано все планетоведение: геология, тектонические плиты, как все движется, магма, кора, нефть, в том числе и полеты на Марс. Потому что Марс, конечно, это не о физике, а геологию. Это в некотором смысле даже о приключениях, освоении других континентов, географии, геологии, минералогии и так далее.

Как «Марсианин» про картошку было.

Да-да-да, вот об этом — выживании, образе геолога, который в поход идет. У людей есть такой интерес. Я его долго не понимал, он был для меня слепым пятном, поэтому на «ПостНауке» не было тега «геология». Дальше есть большой блок «Жизнь» — туда попадает медицина, экология, как устроены экосистемы, фундаментальная биология: как устроены гены, почему мы отличаемся от шимпанзе, как устроена эволюция и прочее, и то, что называется по-английски «plants and animals» (мишки, бобры, еноты, леопарды). Все это жизнь. Это большая область, и отдельно биология как предмет людям не интересна — интересно, как устроена жизнь.

Следующий блок «Человек» объединяет гуманитарные и социальные разделы, где они не касаются истории. Здесь мы говорим о том, как устроен наш социум и культура, которую мы придумали как вторую природу. Она, конечно, живет по другим законам и хотя мы пытаемся найти аналоги в животном мире, наше существование кардинально отличается от того, что видим в природе, потому что мы меняем себя постоянно. Это называется «цивилизация» — вторая природа, культура.

То, что мы не понимаем и создаем — это последний блок «Будущее». У человека, который жил триста лет назад было представление о прогрессе, но, в целом, он жил, рождался и умирал по тем же правилам и законам, что и его папа, дедушка, прадедушка и думал, и дальше так будет. А тысячу лет назад он считал, что мир не меняется. Сегодня же мы мало того, что знаем, что завтра будет по-другому, но и пытаемся придумать, каким оно будет. Если сто лет назад писатель-фантаст думал: «Там будет хорошо», то мы знаем, что может быть нехорошо совсем. И массовая культура, которая является проявлением нашего коллективного бессознательного, говорит нам, что там будет п****ц, потому что мы будем биться за ресурсы, будет зомби-апокалипсис. В общем, какой-то кошмар. Мы это пытаемся спроектировать, у нас есть ясные сценарии, люди готовятся к зомби-апокалипсису и на полном серьезе строят бункеры. Значит, и будущее для нас такое же настоящее, как то, что мы едим на завтрак, или будем делать вечером — мы к нему готовимся, как к пятнице. Возможно, оно даже реальнее, чем пятница. И важно, чтобы это будущее формировали ученые, и они прикладывают много сил.

Поэтому сказать, что отдельно биология и культура, людям она неинтересна сферически. Но люди, которые интересуются наукой (я их называю сайнстерами), хотят узнать, как устроен мир. Это ответ на вопрос: «А как устроен я? Как мне быть? Что мне делать? Что важно, что неважно? На что обращать внимание? Как поступать».

В вашем идеальном мире кто должен обладать этими знаниями — школьники, взрослые или студенты?

Понятно, что пройдет немного времени, и не будет тех школьников, не будет странного периода в жизни, когда люди учатся, а потом не учатся. В принципе, уже сейчас понятно, что нельзя учиться только пять или десять лет, человек учится постоянно и должен развивать в себе навыки life on education. Поэтому возникнет некоторый процесс изменения социальной карты.

У тебя была какая-то правильная позиция, но ты что-то поменял, набрал новых знаний, это требует некой образовательной платформы или среды, которая даст возможность это делать. Думаю, «ПостНаука» может стать одной из таких сред, или, по крайней мере, она будет в переходном этапе. Эту функцию заберут себе музеи, общественные институты, но отдельного не персонализированного инструмента [школы] больше не будет. Возможно, «ПостНаука» уже ее выполняет в мире, который просто еще не изменился.

Я не верю в то, что медиа в будущем смогут существовать как чистый бизнес, просветительские медиа должны работать за счет лояльной аудитории, которая «донатит» — оплачивает подписку, членские взносы.

Сложно ли найти людей в команду в мире, где есть детский сад, школа, университет, и при этом нести идеи, что образование должно быть непрерывным процессом?

Несложно найти таких людей — редакторов или продюсеров спецпроектов. Сложно, если единомышленников немного. Но, скорее, моя проблема как издателя — очень слабый рынок кадров, мало людей, которые умеют делать. А тех, которые умеют делать и делают хорошо, быстро растаскивают. А некоммерческому предприятию, как «ПостНаука», несмотря на то, что у нас растет выручка, трудно конкурировать с госкомпаниями и предложениями других медиа, которые есть на рынке. Не так просто, скажем, как хотелось бы. Единомышленников много, но мы собрали довольно крепкую, хорошую армию даже не поклонников, а единомышленников. Если мы делаем анонс вакансии, то получаем много-много откликов. Скорее, проблема в том, что люди быстро вырастают, дальше им хочется больше денег и сложно их потребности удовлетворять.

А расскажите немножко про вашу команду и структуру. Как устроена работа внутри «ПостНауки»?

Есть два больших отдела — редакция и агентство, плюс, head-офис и руководство. В агентстве есть продакт-менеджер, отвечающий за коммуникацию с разработкой и дизайн, и продюсеры, которые одновременно занимаются аккаунтингом и продюсированием проектов. Редакция, по большому счету, состоит из двух больших частей: те, кто делают контент — редакторы — и те, кто делает видео — продюсеры видео и люди, которые помогают это делать: операторы, motion дизайнеры и так далее.

Агентство ранее было отдельным подразделением, но мы поняли, что в отрыве от редакции оно работает хуже, поэтому его интегрировали.

У вас есть комьюнити научных деятелей?

Конечно. Комьюнити складывается естественным образом, потому что идеология проекта направлена на то, что эксперт — это ученый, соответственно, все авторы — ученые. Медиа с таким строгим принципом больше нет, и мы хотим это ноу-хау привести, в том числе в англоязычный мир через Serious Science. Мы стараемся делать так, чтобы по теме высказывался эксперт, у которого есть научные публикации по этой теме, стараемся не допускать околонаучных разговоров. Ученые нам в этом хорошо помогают: подсказывают, если замечают пересечения или потерю зоны компетентности, и советуют пригласить альтернативную сторону.

Мы сейчас много инвестируем в разработку штуки с кодовым названием «Церебро», которая структурирует всю нашу информацию и поможет удобнее искать в ней. Сейчас это базы данных на тысячи позиций о перемещении ученых, например. По идее, данные должны быть собраны в одном месте, потому что иногда «ПостНауке» нужен автор Serious Science. Дальше усложнение связано с тем, что система должна агрегировать информацию, которой у нас сейчас нет: обновление баз данных, изменений индексов цитирования. В идеале это должен быть инструмент, в котором редактор может сказать: «Мне нужен социолог моложе 30-ти лет, говорящий по-французски по такой-то теме». И по набору тегов система просто выдает эту информацию, либо сообщает, что ее нет.

Кому помимо вас это может пригодиться? Есть тенденция в медиа продавать свое решение другим медиа.

Я не верю в такой кейс. Честно говоря, удачных примеров не знаю, потому что либо ты делаешь технологический бизнес, либо — медиа, и решение ты делаешь все равно для себя. И примеры, которые есть на рынке, показывают, что оно так работает, а обратно работает не очень. И каждый раз его подстраивать под конкретного заказчика сложно. В будущем делать медиа и не быть при этом технологической компанией станет невозможным, поэтому, если ты хочешь какого-то будущего, надо вкладываться в технологии. Но это решение нужно «ПостНауке», и оно делает ее и Serious Science мощной платформой по работе с экспертами и с экспертизой.

Это могло бы быть полезно студентам, собирающим материал для работы.

Отдать бесплатно студентам, думаю, будет тяжело, потому что любой пользовательский запрос, требует довольно много работы. Представьте, сколько десятков тысяч студентов каждый год будут что-то запрашивать, и сомневаюсь, что это возможно, профит от этого не очень большой. С другой стороны, мы движемся в сторону образовательной платформы. Сначала делали просто просветительское медиа — лекции для всех подряд, а сейчас хотим собрать пользователей на сайте и дать им инструмент для ежедневной, еженедельной, регулярной работы с контентом. И в идеале пользователь будет проводить там 15–20–30 минут в день.

Пользователи регистрируются, предлагается какая-то модель образования, далее они выбирают треки: «Хочу лучше понять физику, биологию или хочу лучше понять, почему что-то происходит». И дальше он каждый день проходит что-то — два раза в день или пять — изучил материал, проверил какой-то вопрос, поиграл в какую-то игру. И вот в такой модели он работает с контентом сайта. В перспективе хотелось бы, чтобы эта система позволяла работать не только онлайн и в приложении с контентом сайта, но и с пользовательскими интересами оффлайновыми, когда курс состоит из десяти лекций и пяти текстов, пяти рекомендуемых книжек, восьми фильмов, которые рекомендуется посмотреть, и сериалов весь результат этого пользовательского взаимодействия тоже внутри фиксируется. Такой своеобразный «Кинопоиск», но об образовании.

Мы хотим создавать вот такой пользовательский опыт, тестируем личный кабинет и стремимся к тому, чтобы пользователи собирались внутри платформы, потому что главная ценность для медиа в будущем – это пользователи, не клики и трафик, за которыми все гонятся. Одна из проблем «ПостНауки» сейчас в том, что контента много, а как с ним работать и с какого угла к нему подойти, непонятно — вот эту задачу мы хотим решить. И главное — хотим простимулировать life on education.

Если сто лет назад писатель-фантаст думал: «Там будет хорошо», то мы знаем, что может быть нехорошо совсем. И массовая культура, которая является проявлением нашего коллективного бессознательного, говорит нам, что там будет п****ц, потому что мы будем биться за ресурсы, будет зомби-апокалипсис.

Научные истории — это про материи, объяснения, вещи, сложные для обычного читателя, который с утра зашел интернет. В целом культура потребления сейчас такова, что все становится простым, в том числе медиа. Как вы в таком мире, который стремится к простому, умудряетесь рассказывать про сложную науку?

С одной стороны, простое и сложное всегда относительно. Когда мы говорим о новостях, то осознаем, что чаще это сообщение, понятное без дополнительного контекста, потому что человек в этом контексте уже присутствует. Кто такой Дональд Трамп, понимает сегодня большая часть людей, живущих на планете Земля, поэтому им не нужно объяснять, что Трамп сказал. А когда мы берем тему из образовательного курса или просветительского медиа, то каждая вытащенная наугад фамилия требует контекста и понимания, что она означает. Простое и сложное определяется тем, насколько хорошо читатель понимает контекст, насколько подробно нужно восстанавливать контекст, чтобы он понимал смысл. Научные новости — пересказ пресс-релиза какой-то статьи, в хорошем случае это пересказ самой научной статьи. Научная статья и ее содержание публике general+ медиа совершенно непонятны, ей нужно реконструировать и объяснять. И вот с этой задачей пытаются справиться научные журналисты, пересказывая содержание научных статей в научных новостях. И если речь не о новом гаджете, а все-таки открытии ученого, нужно восстанавливать контекст. Это сложная, кропотливая работа, не многие ее делают хорошо: часто людям, которые пишут научные новости, не хватает образования, чтобы понять, в чем там дело. И пытаясь приблизить ее к читателю, они сглаживают углы, убирают, как им кажется, лишнее, чтобы сделать ее понятнее. На самом деле они чаще идут против содержания, искажают содержание научной новости. Поэтому когда вы берете открытие, идею, закон, теорию из мира науки, то простота и сложность, определяется тем, насколько дотошно, подробно, внимательно и грамотно вы восстанавливаете контекст. Чем точнее контекст, тем проще кажется содержание. Мы понимаем изначально, что не всякая лекция, идея, тема будет ясна и не стараемся ее насильно превратить в понятное.

Не думаете ли вы в материалах упрощать ответы настолько, чтобы обычный человек мог другому человеку легко объяснить, как работает его мозг, либо почему небо голубое?

Не знаю ответа на этот вопрос, условно, спрашиваю это в поисковой системе, и на выбор выпадают, собственно, три ссылки. Простого ответа на этот вопрос нет.

Вы не боитесь оказаться в числе этих трех ссылок?

Не боюсь. Я не смотрю на «ПостНауку» как на бизнес. Меня волнует, смогли ли мы решить фундаментальную просветительскую задачу, дать человеку представление о том, что мир един в некотором смысле, цельное представление об устройстве мира? Смогли ли мы объяснить, что вещи в мире взаимосвязаны и управляются вполне ясными законами и дать представление о том, что есть инструменты, которые называем наукой по добыванию этого знания? Ученые подразумеваются добыванием этого знания, и они делают это по строгим, отслеживаемым принципам, и важно уметь понимать и перепроверять эти знания. Если мы это сделали, дальше, когда у человека возникнет вопрос, Земля круглая или плоская, он сможет на него ответить. Земля плоская — это простой, но показательный пример. Тайное представление, изотерическое знание: от нас скрывают, что все на самом деле не так, как оно есть. Это форма такая: жили рептилоиды, сюжеты телеканала Рен-ТВ, начитаться бульварных, мусорных книжек и, конечно, представление о плоской Земле. Она возможна, когда у человека отсутствует критическое мышление. Он не понимает, как появляются научные знания, функционирует наука и статус ученого, ему кажется, что ученые могут просто сговориться и обмануть его. Например, сказать, что смена климата и глобальное потепление существуют, а на самом деле это не так.

Это ложится в контексте всей его жизни…

Контекст не вопроса собственной жизни, это отсутствие критического мышления и цельного представления об устройстве мира, взаимосвязанности и понимания того, как функционирует наука. Миссия «ПостНауки» — чтобы эти вещи стали для людей естественными, и они понимали, как появляются научные знания, какое место занимают ученые и что мнение одного ученого не означает консенсус, апеллирование к авторитету — не научная модель. У ученого есть компетенции и границы компетенции. Если он доктор медицинский наук, это не значит, что знает о медицине все, а доктор физических наук больше всех понимает физику. Одного этого авторитета недостаточно, нужен некоторый консенсус, набор статей в научных журналах, сформированная позиция, мнение академического сообщества. Все равно должно быть аналитическое мышление, способность проверять собственные установки или выводы. Это должно, в конечном итоге, складываться в непротиворечивую картину мира, в которой не может существовать плоской Земли, потому что тогда не существует всего остального. Эти вещи взаимосвязаны.

Эту миссию легко проверить: контент на вашем сайте дает ответы на все эти вопросы.

Отдельно контент не дает ответа на эти вопросы, но каждый контент содержит в себе некоторую прививку от идиотизма — плоскоземельности и всего остального. Люблю иногда смотреть, что пишут о «ПостНауке». Есть пласт людей, которые восхищаются или «ужасаются» комментаторами на «ПостНауке». Под комментариями на «ПостНауке» они имеют в виду, скорее всего, либо комментарии в Youtube, либо Вконтакте. Иногда бывают очень интересные люди, непонятно, что они делают в подписчиках, но пишут там чудовищные вещи. В Одноклассниках меньше мониторю, но вот мультик о теории большого взрыва собрал 1,6 миллиона просмотра в ОК — больше, чем выпуски Дудя в Одноклассниках же.

Есть ли у вас понимание того, что вы свою миссию выполняете в той мере, в которой вы хотите и можете выполнять?

Нет, потому что в этом мире нужно зарабатывать деньги. Ну, все равно приходится баланс поддерживать. Если бы можно было просто получить много-много денег и делать только это, то, наверное, все давно загнулось бы просто потому, что это развращает. Вспоминаю некоторые проекты, которые не то, чтобы залиты баблом, но у них нет задачи зарабатывать. Она держит в тонусе, но пока найти идеальное соотношение не получается. Думаю, что это общая проблема медиа: ты должен зарабатывать и какой-то странный баланс выдерживать. Но надеюсь, что эта ситуация изменится.

А чего вы ждете, собственно, от «ПостНауки» в 2018 году и Serious Science в 2018 году?

Мне бы хотелось, чтобы «ПостНаука» выстроилась в устойчивую структуру. Она часто меняется потому, что у меня все время перемены в идеях и строениях. И вот с приходом нового главного редактора, новых людей, улучшений, выстраиваний процессов внутри, которые идут последние полгода, я надеюсь, что «ПостНаука» выйдет на такую устойчивую систему, чтобы думать не про год, а про 5 лет, чтобы я внутри этого процесса занимался только стратегическим планированием, а внутри процессы были ясны — откуда приходят деньги, и как они тратятся. Мои мысли больше сосредоточены на Serious Science и пусть небольшом, но офисе в Лондоне, Бостоне, Нью-Йорке или Сан-Франциско, чтобы делать двуязычный проект с учеными. Это все равно будет расширение «ПостНауки», но мне кажется, что там проще сделать проект в чистом виде нон-профит, а не то, как проект в России вынужден совмещать рекламное агентство с чистым профилем.

Конечно, было бы идеально, если бы наши партнеры не покупали услуги, а жертвовали нам деньги на, условно говоря, развитие одного из направлений. Например, приходит китайское посольство: «Сделайте раздел о Китае, об Азии». Это фантазия, но если бы «ПостНаука» и ее бюджет складывался из Х партнеров, которые поддерживали какое-то направление, то это была бы совсем другая история. В идеале, на мой взгляд, должен поддерживать читатель, если бы это был фонд, средства которого собирались из частных пожертвований разного размера (имеется в виду, читателей). Но пока перехода к этому не видно в горизонте одного-двух лет.

Вы же понимаете, что это будет другой уровень ответственности?

Это не другой уровень ответственности, а другая форма взаимодействия с читателем. Она кажется более органичной. По сути, это и есть подписка и зависимость от читателей — ты вступаешь с ними в отношения, когда они покупают контент. Но для этого общество должно почувствовать, что это ценность.

Местные газеты загибаются, потому что вряд ли кто за них платит, им трудно конкурировать за бюджет в рекламе, а при этом спрос у читателей гораздо выше на местные новости, чем на глобальные. Неинтересно тысячу раз слушать о Путине с Навальным и Ангеле Меркель — то, что предлагает зомбоящик, чудовищно, потому что людям навязывается несуществующая повестка. Их интересует, что происходит за седьмой улицей, а этого нет, и не понятно, как это создать и монетизировать. А если говорить о просветительских медиа, то там такой же запрос — общество должно понять, что ему это интересно, и оно готово это финансировать. И цифры-то небольшие. Грубо говоря, 2 тысячи человек, которые дают по 300 рублей в месяц — получается 600 тысяч. Это большая сумма для большинства редакций.

Это большой самообман медиа: меряем аудиторию униками и уже так привыкли к этому, что часто главный редактор и издатели заигрываются и теряют контроль. Они говорят: «Нас читает 5 миллионов человек». Это чушь: 5 миллионов уников — это 5 миллионов устройств. Это значит, что эту цифру надо разделить на 2,5 или на 4. А какой процент людей из этих 5 миллионов в месяц приходит к вам на сайт один раз? Если вы не делаете десятки обновлений, не засыпаете пользователя ссылками, «пушами», то у вас 60% визитов — это 1 визит.  Дальше: сколько визитов было за 2-3 дня, к примеру?

Выпала из медиа статистика про ядро — у всех своя методология подсчета. — «Как вы считаете ядро?» Тот говорит: «Три визита в неделю». Три визита в неделю — это устройство 3 раза зашло. Это постоянный читатель? А как эта цифра отличается от, условно говоря, 8 визитов в месяц? Они пересекаются или нет? Возможно, та же цифра в месяц будет отличаться не в 4 раза, а в 2 или 1,5. Это одна и та же аудитория. Постоянные читатели ходят циклично. Если добраться до человека, который приходит к вам каждую неделю, или 2 раза в неделю, то счет будет иногда и на проценты. Ну, возможно, 10%. Что значит 10%? Это значит, что у вас не 5 миллионов уников реальная аудитория, а намного меньше. Если вы закроетесь за paywall, вас продолжат читать, но счет будет, скорее всего, на десятки тысяч. И таких медиа много. Мне кажется, важно работать с таким отношением и к себе, и к читателям. Это формирует совсем другую ответственность.

В 2015 году мы провели такой эксперимент: начали распространять книги по подписке, сделали страницу и стали собирать деньги, и этим пользователям будем давать новые опции, сейчас часть из них тестируется. Посмотрим, сколько людей готовы нас поддерживать регулярно деньгами. Второе — академия: давайте позовем людей на мероприятия, посмотрим на них, лучше их поймем. И выбрали сразу дорогой сегмент: курсы в красивом помещении на Арбате, дорого, чтобы сохранять маленькую группу, и посмотреть на эту в некотором смысле премиальную аудиторию, поговорить с ними. Оказалось, что разные люди приходят, и как раз с ними интересно общаться и разговаривать. И третье — это проверить гипотезу с книгами. Мы хотели понять, можно ли их распространять по подписке. Ведь тиражи научно-популярных книг не такие большие в действительности: редкая книга (не переводная), новый автор, собирает 10 тысяч экземпляров. Счет обычно на тысячи. Если начать думать об этой аудитории, об этих тысячах людей, может оказаться, что работа с ними для медиа перспективнее, чем заваливать трафиком, кликами, новыми тизерами новостей, фильмов и т.д. Да, это другая ответственность, но, мне кажется, более ценная история.

0
0
0
0
0

Материалы по теме

ОК запускают курс по SMM на платформе

Одноклассники подготовили бесплатную обучающую программу «SMM в ОК: курс для партнёров». Спикер курса — Юлия Лебедева, ведущий менеджер по работе с бизнес-сообществом. Обучающая программа ориентирована на начинающих SMM-специалистов, контент-менеджеров и тех, кто хотел бы узнать, как работать с подписчиками в ОК. По итогам курса вы получите важные знания о том, как разрабатывать эффективную стратегию продвижению и создавать качественные публикации, а также глубже разберётесь в инструментах и механиках ОК.

В программу курса вошли уроки по девяти темам:

К видеоурокам команда ОК подготовила бонусные материалы — например, список мини-приложений для групп, техники для работы над креативным проектом и планер праздничных активностей. Документы можно скачать и использовать при создании контента.

Первый видеоурок уже опубликован в группе курса в ОК. Чтобы начать обучение, зарегистрируйтесь на курс:

130
5 мин.
Как опубликовать пост в «Увлечениях» ОК: форматы и подробная инструкция

«Увлечения» — это обширный сервис в ОК, посвящённый популярным хобби. Здесь авторы публикуют контент на тему кулинарии, красоты и здоровья, рукоделия, садоводства, домашних животных, туризма, автомобилей и рыбалки. Доступ к «Увлечениям» открыт даже для тех, кто не зарегистрирован в ОК. По каждой тематике эксперты ежедневно выпускают видеоролики, статьи и фотоподборки, а также делятся собственными обучающими и развлекательными публикациями.

В этой статье разберём особенности публикаций в «Увлечениях», а также покажем, как разместить и отредактировать пост в сервисе.

Сервис «Увлечения» в ОК создан для того, чтобы пользователи могли делиться своим творчеством и интересами с единомышленниками. Вот какие типы публикаций вы можете сделать:

Статьи или заметки — пишите инструкции, советы или истории, связанные с вашим увлечением. Это может быть описание создания поделок, советы по уходу за растениями или животными.

Видеоролики — загружайте видеоинструкции, связанные с вашими хобби: например, рецепты, уроки по рукоделию или советы по садоводству.

Фотоподборки — делайте подборки карточек или делитесь фотографиями своих достижений: например, готовых блюд, поделок, садовых работ или домашних животных.

Вопросы и ответы — задавайте вопросы по вашему хобби и получайте ответы от других участников. Это отличный способ для авторов привлечь внимание к своему блогу и ответить на вопросы пользователей по теме группы.

База знаний — здесь собраны статьи и инструкции от экспертов по разным хобби. Здесь авторы дают полезные и практически применимые советы — например, как отремонтировать забор, ухаживать за растениями или улучшить свои спортивные навыки.

Мастер-классы — здесь блогеры-эксперты публикуют видеоролики и статьи по обучению полезным навыкам. Авторы раздела делятся опытом, дают необходимую теорию и практические советы, а также подсказывают, на что обратить внимание во время работы и какие материалы стоит изучить по итогам занятий.

Чтобы вашу публикацию одобрили, следуйте правилам платформы. Текст должен быть написан обычным шрифтом, без разрядки и сплошных заглавных букв. Фотографии и видео должны быть качественными, без агрессивных цветов и с ясным, чётким превью. Избегайте навязчивых надписей на ярких фонах, не создавайте изображения, имитирующие интерфейс, и не размещайте скрытые ссылки. Водяные знаки допускаются только в случае, если вы — автор контента.

Не публикуйте в «Увлечениях» материалы, которые не имеют смысловой нагрузки или не соответствуют теме. А также помните, что контент не должен нарушать интеллектуальные права или пропагандировать незаконные действия. Нельзя размещать рекламу, нарушать авторские права на изображения или видео, использовать нецензурные слова, призывать к насилию или публиковать фейковые новости.

Опубликовать посты в «Увлечениях» можно как от имени группы, так и через личный профиль — но сама механика публикации будет отличаться. Чтобы пост появился в сервисе, нужно внимательно проверить настройки группы или профиля, подготовить контент и выбрать правильную категорию. 

Посты в «Увлечениях» проходят модерацию. Если публикацию одобрят, она появится в ленте сервиса, а пост если нужно доработать — публикации присвоят соответствующий статус. Если пост не пройдёт модерацию, то появится только в ленте профиля или группы. 

Ниже разберём эти пункты подробнее.

Проверьте настройки профиля или группы. Убедитесь, что ваш профиль открыт для всех. Для этого перейдите в настройки, выберите «Публичность» и установите параметр «Вообще все» в таблице «Кто может видеть». Если вы публикуете контент в группе, убедитесь, что она открыта, и вы являетесь администратором, редактором или модератором.

Подготовьте пост. Создайте пост — добавьте текст, фотографии, видео, ссылки, хештеги и другие элементы. Если вы добавляете фотографии или видео — убедитесь, что они доступны всем пользователям ОК, а не только друзьям. 

При создании поста выберите категорию, которая соответствует теме вашего контента. Например, в разделе «Кулинария» есть категории «Завтраки», «Десерты», «Супы» и другие. Категории помогут другим пользователям легче находить ваш пост.

Чтобы добавить пост в «Увлечения» из группы:

Чтобы добавить пост в «Увлечения» из личного профиля:

Публикация в разделе «Мастер-классы» требует серьёзных экспертных знаний, поэтому требования к оформлению и подаче этого формата контента обычно строже. О том, как подготовить и опубликовать мастер-класс в «Увлечениях», мы собрали отдельную статью с подробной инструкцией.

Следите за статусом публикации. Все публикуемые посты в «Увлечениях» проходят модерацию. Ход проверки можно отслеживать по статусам, которые отображаются рядом с постом: 

Важно: Если отклонили вашу публикацию формата «Вопросы и ответы», она также будет отмечена как «Отклонено», но другие пользователи её не увидят — такой формат доступен только для «Увлечений», и эти посты нельзя разместить в ленте группы или личного профиля.

«Увлечения» — это обширный сервис в ОК, посвящённый популярным хобби. Здесь вы найдёте контент на темы кулинарии, красоты и здоровья, рукоделия, садоводства, домашних животных, туризма, автомобилей и рыбалки.

Как создать и оформить группу в ОК: видеокурс для блогеров

Одноклассники запустили видеокурс для авторов контента в ОК. С его помощью блогеры смогут узнать, с чего начать свой путь в соцсети, как эффективно вести блог и зарабатывать на своем контенте.

Курс состоит из девяти коротких видеоуроков — с их помощью блогеры могут быстро разобраться в нюансах ведения блога, как правильно оформить группу и наполнить ее разнообразным контентом. Гайд будет полезен как новичкам, так и опытным авторам.

В этой статье расскажем, из каких уроков состоит курс и какую пользу от него могут получить начинающие и действующие авторы ОК.

При создании блога автору предстоит определиться с названием и выбрать тип группы: группа по интересам, бизнес-страница или страница мероприятия. Для авторов мы рекомендуем выбирать группу — такой формат блога позволит создать эффективную площадку для взаимодействия с подписчиками. Например, группа подойдет авторам, которые уже публикуют полезные и интересные посты в личном профиле — если вы начнете вести блог в группе, у вас появятся инструменты монетизации и больше инструментов для работы с контентом.

Более подробно о том, как создать группу и выбрать название сообщества — смотрите в видеоуроке.

Оформление группы — это важный этап в процессе запуска блога. После создания группы блогеру важно добавить запоминающийся аватар, цепляющую обложку и придумать короткое, но ёмкое описание: 

О том, как настроить описание, аватар и обложку группы — рассказываем в этом видеоуроке.

Меню группы в Одноклассниках дает блогерам набор полезных инструментов для удобной навигации по контенту. В меню собраны основные тематические разделы: Лента, Товары, Темы, Фото, Видео и Музыка. С помощью этих вкладок автор может отслеживать активность в публикациях, планировать выход постов и группировать контент схожего формата — например, разбивать видео на плейлисты. 

Подробнее о том, как эффективно работать с меню группы — рассказываем в этом видеоуроке.

Навык работы с настройками облегчает авторам ведение блога В меню группы в Одноклассниках можно настроить основные параметры группы, такие как название, описание, тематика, тип доступа, а также дополнительные функции, включая управление участниками, комментариями, фото и видео, настройку кнопок действий и меню ссылок.

Подробнее, на что стоит обратить внимание в настройках группы — рассказываем в этом видеоуроке.

Редактор постов в Одноклассниках — это многофункциональный инструмент для создания и оформления публикаций. С его помощью можно добавлять текст, изображения, видео, опросы и другие элементы. Редактор позволяет форматировать текст, выбирать цвета и шрифты, а также настраивать время публикации поста. С помощью редактора можно интересно и разнообразно оформлять публикации, которые будут выделяться и привлекать внимание подписчиков. 

Подробнее о том, как с помощью редактора можно разнообразить подачу и оформление постов — рассказываем в этом видеоуроке.

Видео  — это еще один популярный формат контента в Одноклассниках. С помощью роликов блогеры могут привлечь новую аудиторию и усилить вовлеченность действующих подписчиков. Для редактирования видео внутри соцсети есть полезный инструмент — Творческая студия: здесь блогеры могут смонтировать ролик и добавить к нему различные интерактивные элементы. 

Прямые эфиры в ОК позволяют авторам напрямую общаться со своими подписчиками, отвечать на их вопросы и получать обратную связь в реальном времени. Это помогает укреплять связь между автором и аудиторией.

Чтобы качественно работать с прямыми эфирами, полезно настроить интеграцию с программой для стриминга Open Broadcaster Software, или OBS Studio. Эта программа позволяет захватывать видео с веб-камеры, экрана компьютера или других источников, комбинировать их с текстом, изображениями и аудио, а также настраивать качество и параметры сжатия видео и аудио транслировать видео в реальном времени. 

В этом видеоуроке мы рассказали, как правильно оформлять и публиковать видео, запускать и настраивать прямые эфиры, а также как работать с инструментами Творческой студии ОК.

Моменты в Одноклассниках — это инструмент для публикации и просмотра коротких видео и фото, которые исчезают через 24 часа. Моменты помогают разнообразить контент группы и усилить контакт с аудиторией. Например, блогер может использовать в Моментах опросы и викторины, чтобы собрать идеи для будущих постов или привлечь внимание к важной теме. Для этого в сервисе можно комбинировать разные форматы контента: короткие ролики до 10 секунд, фотографии или подборку картинок, готовые шаблоны с возможностью добавления текста, стикеры или маски.

Как эффективно работать с редактором сервиса Моменты — подробно рассказываем в этом видеоуроке.

В Одноклассниках блогеры могут не только публиковать интересный контент для своей аудитории, но и зарабатывать. Авторы могут продавать товары, собирать донаты и монетизировать свой контент:

О том, как использовать возможности монетизации в ОК для авторов — рассказываем в этом видеоуроке.

Статистика в ОК — один из основных инструментов, который помогает авторам контента эффективнее работать с подписчиками. Статистика дает информацию о важных параметрах: сводных данных по аудитории, охватах публикаций, количестве «классов», приросту участников, жалобах и других негативных реакциях на контент. Отслеживать эти данные полезно, чтобы принимать обоснованные решения по ведению блога и стратегии продвижения.

О том, как работать со статистикой, яснее понимать свою аудиторию и использовать данные о вовлеченности и охватах для улучшения качества контента — рассказываем в этом видеоуроке. 

Чтобы успешно запустить группу с нуля, важно подготовить иллюстрации и текст для оформления профиля, а также контент для нескольких первых постов.