Эксперты

«Контент — король, а где зритель его посмотрел — неважно»

28 февраля 2018
16 мин. чтения
«Контент — король, а где зритель его посмотрел — неважно»

Сегодня погружаемся в digital вместе с Ольгой Хабаровой, руководителем digital-направления СТС: нужен ли телеканалу сайт, когда на пике популярности соцсети, какие требования к продвижению выдвигают производители популярных шоу, что лучше — телевидение или digital и какие технологии изменят рынок в 2018 году.

Ольга, расскажите, как организована работа команды digital в СТС?

В редакции сайта работает два человека — шеф-редактор и линейный редактор. Они отвечают за наполнение сайта Сtc.ru — не только постинг новостей, пресс-релизов, спецпроектов, но и контроль и публикацию всего видеоконтента, который там размещается. В SMM подразделении три человека: его руководитель Антон Федин и два линейных SMM-менеджера, которые отвечают за размещение контента и креатив. За отношения с партнерами и креатив во всех наших спецпроектах с социальными сетями, в большей степени несет ответственность Антон. А моя функция состоит в том, чтобы просчитать эффективность проекта и согласовать его внутри, потому что помимо нашего желания и желания партнера в компании есть еще внешние службы, с которыми нужно эти действия согласовать: коммерческий отдел, руководство канала, продюсеры.

Еще в digital-команде есть менеджер, который занимается всеми внешними рекламными компаниями, в том числе и кросс-промо. Также сейчас в подразделении работают три стажера. Но стажеры у нас, что приятно, не на рабском положении, когда ничего не платят и функции сводятся к «подай-принеси» — они получают небольшую зарплату. И поскольку у нас их трое, мы понимаем, что надо расширяться, потому что проектов с каждым годом все больше и больше, ставка на digital и внимание к digital со стороны канала все больше и больше. Мы понимаем, что своими силами не всегда эффективно можем закрывать объем задач. Поэтому стажеров мы сразу подготавливаем под определенные задачи: одного готовим в редакцию, объясняем принцип работы SMM, как взаимодействовать с системами статистики, аналитики, как заводить рекламные компании, медиаплан и так далее. Второй стажер готовится в большей степени на digital-маркетинг, рекламные компании, рекламные системы. И третий человек — это SMM, но не как контент-менеджер, а больше creator.

Также с нами работают трое дизайнеров, которые рисуют для нас все креативы и для социальных сетей, и внешних рекламных компаний в digital, и всю графику для сайта. Недавно открылась позиция креативного продюсера, человека, который занимается производством и продюсированием дополнительного видеоконтента специально для интернета. У телеканала есть значимый объем контента, который по телевизору показывают. Но мы понимаем, что пользователям это недостаточно, и поэтому сейчас развиваем производство дополнительного видеоконтента: backstage со съемок, что-то нам передают компании-производители, но это не всегда отвечает нашим задачам, поэтому нам проще самим съездить на съемки там со своей съемочной группой и что-то снять. Мы понимаем, что из этого получится хороший материал, который будет виральным, и, возможно, он найдет больший отклик, чем серия этого проекта. Особенно для новых проектов мы стараемся снимать такие виральные видео, чтобы представить их аудитории.

Вы упомянули, что сами выращиваете специалистов под свои задачи. Означает ли это то, что на рынке digital-специалистов кризис и нет готовых кадров?

Например, в digital-командах и редакциях других телеканалов холдинга СТС-медиа и телеканалов-конкурентов работают те же люди, с которыми мы так или иначе пересекались и сотрудничали. Действительно специалистов, которые понимают и специфику digital, и специфику работы digital-телеканала, их не так много на рынке. Это правда. Про digital, грубо говоря, понимают многие, но как поженить интернет и телевизор — это отдельная история, к которой надо приноравливаться. Когда я сама пришла на ТВ «из интернета», некоторые вещи для меня были не очевидны, при этом они имеют колоссальное влияние для телеканала. Собственно, пример. Мы знаем, что начались съемки какого-то сериала. Естественно, с точки зрения там SEO-оптимизации правильно быстрее создать страницу проекта на сайте. Но с точки зрения телепроизводства канал еще не понимает, в какой момент поставит в эфир эту передачу и пойдет ли она в эфир вообще. Такое тоже бывает. Не хотят заранее все карты раскрывать: не пишется пресс-релиз на этот счет, нигде на рынке это не анонсируется. Поэтому мы находимся в немного патовой ситуации, так или иначе информация просачивается, и пираты на своих площадках создают страницы этого сериала. И в момент начинала маркетинговой кампания, они оказываются в выдаче выше по причине того, что страницы старше, лучше оптимизированы, а нашей страницы просто нет. И для меня было всегда загадкой, как с этим работать. Но тем не менее, вот в тот момент, когда я пришла в компанию никто не думал глубоко о том, что страницы должны быть и замечены поисковиками, и правильно оптимизированы. Зачастую страницы проектов создавались за месяц до эфира, естественно, с точки зрения поискового трафика был большой провал.

Параллельно со мной пришла команда, которая занималась развитием социальных сетей. На ходу придумывались правила, как должны выглядеть страницы телеканала, как правильно их вести — по сути, такая некая библия, свод правил. Это же все было абсолютно в новинку. Все начиналось лет 5-6 назад и естественно, никто этому никого не обучал, и люди сами решали методом проб и ошибок.

Возвращаясь к специалистам, да, таких специалистов на рынке мало. Хорошие специалисты всем известны, «сидят» они все хорошо и кого бы то ни было «схантить» большая проблема. Если посмотреть на трансферы с одних каналов на другие каналы, в общем, люди всем известные переходят с одного места на другое зачастую с повышением позиций, может быть, расширений компетенций. Поэтому мы решили попробовать у себя взрастить новое поколение, потому что у человека, который занимался SMM или учился в Высшей школе экономики на направлении digital-маркетинг, свое особое представление о том, как это должно работать, и оно не всегда совпадает с реальностью.

В последнее время все говорят о конкуренции digital и традиционных каналов. Как вы считаете, digital помогает брендам получить более качественную аудиторию или нет в сравнении с традиционными каналами?

Это разные каналы коммуникации, и все зависит от тех задач, которые ставит перед собой бренд. Если у бренда стоит задача получить максимальный охват в короткое время, допустим, огромная транснациональная компания выводит на рынок новый шампунь, конечно, шампуню надо идти в телевизор. А если условный Uber продвигает новый сервис, то было бы странно видеть его в телевизоре, прежде чем в digital.

Почему?

Потому что разные задачи. Если бренд хочет, чтобы люди просто узнали об этом продукте, пришли и купили, для этого лучше подходит телевизор. Если задача — совершить какие-то действия — скачивание приложения или мгновенная онлайн-покупка — то для этого удобнее интернет. Я считаю, что и телевизор, и интернет — важные и мощные каналы для продвижения. И бренды очень правильно делают, что берут медиа-миксы, грамотно сочетают и телерекламу, и интернет рекламу, и каналы.

«Контент — король, а где зритель его посмотрел — неважно»

Вы публикуете в Одноклассниках сериалы, которые показываете по телевизору. Как вы считаете, есть ли конкуренция между телевидением и digital каналами с точки зрения смотрения контента?

Да, есть такое, но не только в Одноклассниках. Мы показываем сериалы через сервис Videomore.ru, который запустили еще в 2011 году. У него есть собственный плеер, который мы публикуем на всех наших площадках и отдаем по API нашим партнерам, в том числе Одноклассникам. Чем мне нравится интернет в этом плане? Тем, что он достаточно хорошо измеряем. Мы разместили контент в digital-среде и сразу понимаем: «Ага, вот столько людей его посмотрело в такой-то временной отрезок». А в телевизоре измерение очень условное, потому что это Mediascope и небольшой процент зрителей в городах с население от 100 тысяч, которые участвуют в этом исследовании. И эти данные уже экстраполируются на все города, всю территорию России. Поэтому с точки зрения измерения интернет более четкий и интересный мне. Продюсеры всегда интересуются, как в digital’е заходит контент, им важно знать, есть ли интерес к контенту у интернет-пользователей.

Контент — король, а где зритель его посмотрел — неважно. Когда рекламодатели интегрируются в этот контент или размещают рекламу, то оплачивают как просмотры в digital, так и просмотры в телеэфире. У нас пока это разделено: digital отдельно, эфир отдельно, но, думаю, что со временем все будет объединяться.

Вы замечали, что количество просмотров на телевидении падает, но это падение возмещается ростом просмотров в интернет?

Точные цифры не вспомню, но да, есть такая тенденция. Я говорю не о нашем канале, а в целом телевизор люди смотрят чуть меньше. И при этом с абсолютно бешеной скоростью с точки зрения именно рекламного рынка растут, например, продажи Smart TV. То есть у людей есть телевизор, но они смотрят не линейный, а отложенный эфир — в различных сервисах смотрят тот же телеконтент с тем же телевизором, но только в удобное время.

В Одноклассниках вы делали самые разные проекты: активности с фанатами сериалов, видеочат со звездами, кастинги. Какой из проектов, на ваш взгляд, получился наиболее органичным именно в Одноклассниках?

Из последнего нам очень нравится наше взаимодействие по проекту «Просто кухня». Может быть, с точки зрения креатива и нестандартного взаимодействия с аудиторией он проигрывает каким-то другим нашим активностям, но с точки зрения эффективности для нас как для телеканала, нам очень нравится. Проект заключается в том, что в рамках нашего кулинарного шоу с питерским шеф-поваром Александром Бельковичем, бессменным ведущим уже трех сезонов, есть рубрика «Классные рецепты», куда интегрированы Одноклассники. Ну, понятно, почему «классные». Некоторые элементы оформления этой рубрики совпадают с брендбуком Одноклассников: «классы», ваши прикольные пиктограммочки, оранжевый цвет. Ведущий готовит одно блюдо в рамках этой рубрики каждую передачу и потом говорит, что «хотите больше моих рецептов, заходите в группу СТС в Одноклассниках, канал «Классные рецепты» и там все найдете». ОК со своей стороны тоже поддерживают этот проект своими ресурсами. Этот проект начался со второго сезона шоу, и сразу же заработал в полную силу. Мы видим моменты, когда идет активное анонсирование в Одноклассниках, мы видим приток женской аудитории, именно той, в которой заинтересованы. Много отзывов, много комментариев, да и аудитория, может быть, про этот проект никогда не узнала бы, потому что суббота — выходной день. Это не тот проект, который будет там активно где-то продвигаться в эфире, там где-то на билбордах висеть, или будет иметь, будет у нас бюджет на большую рекламную кампанию. Поэтому мне проект нравится. Он и Одноклассникам интересен, потому что это профессиональный видеоконтент и интеграция бренда, который дарит своим пользователям нечто полезное. Но таким образом мы вполне эффективно с точки зрения цифр и рейтингов рассказали об этом проекте нашей аудитории.

Еще у нас был прикольный кейс с кастингом в шоу «Один день с М-Band», когда Одноклассники проводили дополнительный кастинг, и один, и одна из победительниц приняла участие в схемках. Благодаря кастингу с «M-Band», мы в Одноклассниках собрали молодую аудиторию — девчонок-фанаток группы «M-Band». Этот проект позволил прокачать нашу группу канала СТС Love в Одноклассниках и привлечь туда ту молодую аудиторию, на которую ориентируется телеканал.

«Контент — король, а где зритель его посмотрел — неважно»

Недавно на СТС прошло шоу «Успех» по франшизе израильской компании. Предъявляют ли владельцы франшизы требования по продвижению в социальных сетях: что можно делать, а что нельзя?

«Успех» — это новый формат, и СТС был первым, кто этот формат купил и запускал. Поэтому да, мы встречались с самим Ави Армозой, основателем компании «Армоза», и он у нас спрашивал нас, какие мы планируем активности в интернет, что будет в социальных сетях. Мы рассказывали об Одноклассниках в частности, потому что для него это незнакомая социальная сеть, объясняли, почему там не стоит ограничиваться только Фейсбуком в России. Потому что у нас аудитория сидит по большей части все-таки в Одноклассниках, во Вконтакте. Каких-то жестких требований о том, что «это сделайте только в Фейсбуке, или видео размещайте только в YouTube», с компанией «Армоза» такого не было. Хотя иногда «форматчики» предъявляют такие требования. Необычность и уникальность кейса «Успеха» в том, что мы были первыми, никто ничего до нас не делал. Обычно после того, как шоу реализуется, пишется «библия» проекта: как формируется состав жюри, оформляется студия, идет маркетинговая кампания, какие ролики в эфире, пресс-релизы и информационные волны, в том числе какие размещения в digital — что сработало, что не сработало. На примере первых реализовавшихся составляется эта библия проекта, которая потом передается другим каналам, телекомпаниям, которые покупают этот формат.

Наш продюсер Ксения Бугримова, которая занималась производством шоу «Успех», представила наш проект на конференции в Каннах в прошлом году — в тот момент мы уже были на низком старте, все наши планы, в том числе продвижение в социальных сетях, были переданы ей. Она рассказала всей мировой телеиндустрии, что мы будем делать, а теперь мы уже пишем «библию» о том, как и что сделали, формируем свои рекомендации.

А какие бывают запреты в других франшизах? Может быть, запомнилось что-то яркое?

Например, иногда бывает запрет на публикацию видео в YouTube, потому что это такой глобальный канал, и сами форматодержатели там публикуют. Или, наоборот, они просят, чтобы на YouTube ролики выкладывались сразу, а мы хотим все-таки и наш видеосервис развивать, и с точки зрения монетизации выгоднее сначала публиковать у себя полную версию, а через несколько дней выложить ее на YouTube. Мы вынуждены в соответствии с требованиями форматодержателя публиковать это на YouTube.

Бывает ограничение с точки зрения цифровых прав, например, только на две недели после эфира открыты права на публикацию контента на нашей площадке. Не всегда можно вольно обращаться с визуальной составляющей — есть определенный брендбук. И все креативы, которые по этому проекту должны подчиняться определенным правилам. Мы не можем взять и придумать свой логотип этого проекта, он должен быть как тот, который передал нам «форматчик». Или логотип мы можем разработать сами, как в случае с «Успехом», но он должен сочетать цвета, которые форматчик для него придумал. Ты хочешь сделать условно логотип зеленый, а должен — желтый, потому что так прописано в формате. Именно по продвижению, маркетингу я не помню ограничений от форматодержателя.

Если говорить не о формате, а вообще о развитии digital на зарубежных телеканалах, вы следите за ними? Принимаете ли какие-то кейсы к российским реалиям?

Если говорить не о соцсетях, а сайтах, площадках, то на западе есть две полярные точки: или это очень скучный, банальный сайт, как у шоу The Voice, он выглядит очень странно и старомодно, такой прошлый век немножко. Или, наоборот, это совершенно невероятный, сложный технически, замороченный спецпроект, видно, что над ним работали полгода и кучу средств потратили и затратили на его раскрутку. Вспоминаются последние «Голодные игры»: под этот проект была создана отдельная социальная сеть — кем бы ты мог быть во вселенной «Голодных игр».

А в соцсетях все стараются работать с видеоформатами. Например, story telling, когда перед запуском нового сезона условно за три минуты рассказывается, что было в прошлом сезоне. Фанаты такое любят и с удовольствием освежают это в памяти.

Когда Фейсбук запустил видеотрансляции и можно было в реальном времени голосовать, я помню, что «Игры престолов» под запуск сезона с помощью лайков топили огромный кусок льда. По-моему, довольно круто. Еще очень нравится, как кастинги проводят. Мне кажется, что в проведении кастингов и backstage нам еще есть куда расти до западных коллег.

Мне нравятся некоторые западные сериалы, я подписана как зритель на НВО подписана. У них есть такой формат как мемы, некий пользовательский интерактив, но у нас это тоже применяется. В общем, в этом плане мы на одной странице находимся.

Насколько тесно связаны соцсети телеканала с его сайтом? Есть ли у вас какие-то KPI по трафику из соцсетей?

Конечно, хотелось бы получать больше трафика на сайт из социальных сетей, но опять же надо понять, какую задачу мы решаем. Наши социальные сети в первую очередь продвигают эфир телеканала. То есть мы стараемся привлечь наших подписчиков в эфир, заинтересовать. Сайт —это еще один канал коммуникации со зрителем, и здесь можно увидеть, то чего не покажут по телевизору. Если какие-то нестандартные активности проводятся только на сайте, их нет в эфире, тогда пытаемся и на сайт тоже привлекать. У нас есть опция «кэч-форвард», когда можно посмотреть серии до премьеры на ТВ за небольшую плату. Для таких акций мы используем социальные сети как один из каналов анонсирования и, как правило, отрабатываем несколько сценариев: приглашение к просмотру в эфире ТВ и предложение посмотреть контент прямо сейчас — на сайте или в соцсети через плеер Videomore.ru — зритель сам выбирает, где ему удобнее смотреть. Поэтому когда мы придумываем спецпроекты, стараемся советоваться с коллегами из соцсетей, как правильнее сделать, чтобы все остались в выигрыше.

Если у нас что-то крутое, интересное происходит на сайте, нам обязательно нужно туда привести аудиторию. Да, мы будем ее приводить из соцсетей. Но если у нас на сайте размещен тизерный проморолик сезона, то мы этот тизер, скорее всего, напрямую зальем в соцсеть, потому что видео нативном плеере распространяется лучше и аудитория посмотрит его в социальной сети — той среде, где им это удобно делать.

«Контент — король, а где зритель его посмотрел — неважно»

Если задача — не приводить трафик, а чтобы просто включили телевизор и посмотрели ваш контент, может быть, тогда имеет смысл сосредоточить всю активность в соцсетях?

Не совсем согласна. На сайте размещен наш видеоплеер, который монетизируется, и у зрителей есть доверие к бренду СТС и, собственно, к сайту СТС. Люди, которые не успели посмотреть контент по телевизору, смотрят его на сайте СТС в том числе. Плюс, на сайте мы тоже делаем коммерческие спецпроекты, у нас там есть много разных форматов, которые мы продаем рекламодателю. Помимо маркетинговой функции сайт еще выполняет и коммерческую функцию, мы его активно монетизируем. А социальные сети… Условно говоря, мы не можем продать спецпроект в своей группе Одноклассников какому-либо клиенту. Это странно.

Некоторые так делают. Например, в прошлом году мы общались с SMM футбольного клуба «Зенит», и они продают своим спонсорам рекламные возможности в социальных сетях.

Ну, рекламные посты. Но тем не менее, все-таки спонсору нужны какие-то более понятные медийные и не медийные опции. Зачем ему приходить тогда к нам? Пусть он придет непосредственно в коммерческую службу Одноклассников и все это у них купит, а у нас там возьмет пару постов. Нам с точки зрения монетизации выгоднее все-таки иметь свою отдельную площадку, на которой мы можем организовывать собственные спецпроекты. Плюс, бывает, что часть наших спецпроектов происходит в эфире.

Cossa год назад давала прогноз, что в 2017 рынок digital пройдет под связкой данные плюс аналитика. Как вы считаете, действительно ли это было так или у вас сложилось по-другому?

7-8 лет назад редакторы зачастую не умели пользоваться системами аналитики, и я обучала их простейшим операциям в «Гугл Аналитикс» или в «Яндекс Метрике». Сейчас, мне кажется, для любого редактора в digital умение пользоваться системами аналитики и статистики — обязательное условие работы. Это так же необходимо, как грамотная русская речь. Редактор может, ориентируясь на данные о том, как аудитория читает материал или ведет себя на сайте, делать выводы и что-то менять, или наоборот ничего не менять, потому что так хорошо.

С точки зрения digital-маркетинга тоже важно. Сейчас мы переходим на аудиторные закупки, то есть оставляем какие-то крупные площадки для имиджевых размещений вот, а покупаем аудиторию. Потом мы анализируем эти данные, и аудиторию тоже выбираем не просто так. Мы смотрим помимо нашей основной целевой аудитории на ту, на которую ориентируемся в телевизоре: пол и возраст. В digital используем много разных дополнительных настроек: кто где живет, неактивные и заядлые зрители. И в общем много других факторов. Плюс, look-alike компании тоже делаем: «Ага, мы будем рассказывать и показывать про этот сериал тем, кто у нас смотрел вот этот и вот этот сериал». Безусловно, данные и аналитика — стали общим местом для любого медиаменеджера.

За каким кейсом, на ваш взгляд, бренду или медиа нужно идти именно в Одноклассники? Что точно сработает?

Чем мне Одноклассники нравятся? Тем, что там много различных инструментов для брендов. Опция с подарочками — это, мне кажется, очень классная штука для бренда, возможность интегрировать бренд в то, что люди любят дарить и делиться друг с другом, это очень круто. Ну, то есть, мне кажется, это вообще единственная социальная сеть, которая позволяет такое делать.. Что еще? Размещение на анонимной странице, видео в Одноклассниках — много чего есть. Аудитория достаточно отзывчивая, кастинги в Одноклассниках неплохо проходят. OK Live — пока не до конца понятный мне инструмент, потому что там разношерстная аудитория собирается, но есть и обычный стриминг-контент, как и в других стриминговых сервисах.

0
0
0
0
0

Материалы по теме

Одноклассники проспонсируют блогерам создание профессиональных  шоу

В прошлом году ОК помогли блогерам снять три полноценных шоу – запущенные проекты про кино и кулинарию уже собрали более 20 млн просмотров в соцсети. В этом году Одноклассники увеличат число победителей как минимум в два раза и планируют снять от 6 до 9 проектов в зависимости от решения жюри.

Одноклассники запускают второй сезон конкурса креативных концепций шоу для блогеров – «БлогШоу» – и открывают прием заявок. Идеи должны соответствовать интересам аудитории соцсети и помогать пользователям развиваться в своем хобби. На воплощение проектов победители получат денежный грант, размер которого будет определяться индивидуально. Подать заявку для участия можно на сайте до 26 мая. Премьера шоу победителей состоится эксклюзивно в ОК.

В первую очередь будут рассматриваться идеи по тематикам кулинария, ремонт и дизайн, рукоделие и садоводство – эти направления контента особенно популярны среди пользователей ОК и имеют большую потенциальную аудиторию как внутри соцсети, так и в рунете в целом. Помимо перечисленных тем можно предложить концепции видеопроектов об авто, моде, путешествиях, питомцах, рыбалке, кино и сериалах, юморе, семье и отношениях.

Участвовать в конкурсе смогут все блогеры, у которых на момент подачи заявки есть группа в ОК. Для подачи своего проекта автору нужно будет описать свою идею с обоснованием, почему она может быть интересна аудитории соцсети, а также отразить примерный бюджет. Профессиональное жюри из представителей команды ОК и компаний, специализирующихся на создании профессионального контента, будут рассматривать все заявки в несколько этапов. Отобранные финалисты будут защищать свою идею перед экспертами. Победители будут названы до конца третьего квартала этого года.

Победители присоединятся к профессиональной команде, которая будет работать над воплощением идеи и сопровождать их от этапа проработки сценария до финального продюсирования и продвижения на платформе ОК. Команда соцсети даст блогерам рекомендации по созданию контента в том числе с учетом алгоритмов ОК и интересов пользователей. Автор будет полностью вовлечен в процесс съемок, постановку и воплощение идеи.

В первом сезоне ОК получили более 80 заявок от крупных и начинающих блогеров, которые описали идеи для шоу. В финале свои концепции защищали 20 участников с видеопроектами по тематикам «путешествия», «кулинария», «строительство и ремонт», «кино» и «рукоделие». Победителями стали три блогера ОК – Павел Сизов, автор кулинарной группы «Рецепты от шефа», Григорий Кукушкин, автор группы о кино «Грин Кинопомощник» и Татьяна Рыбакова, блогер-нутрициолог, автор группы «Таня Рыбакова – Психология стройности». Благодаря проекту блогеры запустили полноценные шоу о кулинарии и кино, которые суммарно уже собрали более 20 млн просмотров – «Секретный рецепт»«Властелин фильмец» и «Таня пробует» (выход запланирован на май 2024 года).

Как работают рекомендательные системы соцсетей

Алгоритмы обрабатывают информацию об интересах пользователей, чтобы дать им возможность смотреть релевантный контент. Андрей Кузнецов, директор по ML Одноклассников, рассказал о том, что влияет на работу рекомендаций в социальных сетях.

Соцсети отличаются от других сервисов, в которых аудитория потребляет контент, тем, что между пользователями социальных платформ есть связи. Общение происходит благодаря перепискам, добавлению друзей и реакциям на контент.

Основа всех современных рекомендательных систем — технологии машинного обучения, которые используются для улучшения пользовательского опыта. Их применяют в нескольких случаях:

  • Когда нужно показать обновления профилей и групп, на которые подписан пользователь. Предположим, пользователь в среднем тратит около часа в сутки в соцсети. Не стоит показывать ему весь контент, который добавляли его друзья, в хронологическом порядке. С помощью алгоритмов машинного обучения можно выбрать публикации, которые наиболее интересны для данного пользователя, и добавить эти посты в его ленту.
  • Когда надо узнать, какого контента и социального взаимодействия не хватает пользователю на платформе. С помощью рекомендательных систем соцсети могут предложить пользователю авторов контента или группы, которые могут быть ему интересны.
  • Когда пользователь ищет контент или других пользователей на платформе. Алгоритмы машинного обучения позволяют персонализировать результаты поиска и расположить их в нужном формате. При этом они учитывают, что, например, для пользователей разного пола и возраста одни и те же слова имеют своё значение — как, например, понятие «‎современная музыка»‎ для разных поколений.

Технологии машинного обучения получили своё название из-за того, что используют не только теорию, но и предыдущий опыт — накопленные знания о пользователе. 

Алгоритмы учитывают, какую личную информацию пользователь указал в своём профиле. Эти данные формируют публичный образ, который человек хочет использовать при общении. 

Важно также анализировать, как пользователь взаимодействовал с контентом на площадке: на какие посты он реагировал лайками или «‎классами»‎, какие ролики смотрел и т.д. Эти данные о реальных действиях человека в виртуальном пространстве показывают, какому контенту он готов уделять своё время. Интересно, что не всегда эти предпочтения совпадают с тем, что пользователь рассказывает о себе в профиле. При помощи технологий можно выяснить такие различия и учесть их при создании персональной ленты.

Рекомендательные системы анализируют не только интересы пользователя, но и предпочтения аудитории, похожей на него по какому-либо признаку. Обычно на людей влияет их окружение, и каждый человек хочет общаться с теми, кто близок ему по мировоззрению. Алгоритмы относят пользователя к широкому кластеру людей с одинаковыми предпочтениями. Одна из важных задач машинного обучения — это поиск тех, кто «‎похож»‎ на пользователя по полу, возрасту, городу проживания и т. д.

Можно выделить два направления машинного обучения в рекомендательных системах:

  • Контенто-ориентированное. Этот подход связан с предыдущим опытом пользователя на площадке. Рекомендательные системы будут показывать человеку контент, похожий на тот, на который он реагировал ранее.
  • Коллаборативное. Алгоритмы учитывают неявные предпочтения пользователя. Например, они будут считать похожими две разные публикации, на которые положительно отреагировала одна и та же аудитория.

Универсальных решений для всех задач, с которыми сталкиваются специалисты по машинному обучению, нет. Обычно разработчики используют гибридный подход.

Основа рекомендательных систем — это машинное обучение. Чтобы предложить пользователю актуальный контент и возможных друзей, нужна математика.

Самая простая технология, которая используется для этого — матричные разложения. Можно представить матрицу как квадратную таблицу, в которой в каждом столбце хранятся данные об одном пользователе, а в каждой строке — какие-то сущности, items (например, темы или единицы контента). В клетках, где пересекаются профиль пользователя и объект, который его заинтересовал, стоит единица, а где нет – ноль.

Алгоритмы машинного обучения помогают разложить одну матрицу на две другие с данными о пользователе или item и характеристиками. С помощью математической функции можно сопоставить, у каких пользователей наиболее схожи интересы. 

Рекомендательные системы решают, как правильно строить и обрабатывать такие таблицы. Алгоритмы машинного обучения непрерывно обрабатывают информацию — как в реальном времени, так по прошествии некоторого времени. Поведение пользователя может со временем меняться, поэтому рекомендации нужно постоянно подстраивать.

Алгоритмы анализируют историю и подстраиваются под изменения в поведении и интересах прользователей. Например, пользователь указал в профиле, что любит кошек, но со временем стал заходить в группы о собаках (причём определённой породы — корги) и ставить «‎классы»‎ под публикациями о них. Со временем алгоритмы перестроятся и начнут предлагать ему больше постов и видео о корги.

Современные социальные платформы открыто используют рекомендательные системы. Они заинтересованы в том, чтобы пользователю нравился предложенный контент и он как можно больше времени проводил за его просмотром.

Чтобы настроить алгоритмы под себя, нужно ярко выражать отношение к публикациям в ленте. Рекомендательные системы используют два вида обратной связи от пользователей: 

  • Явная обратная связь. Пользователь открыто показывает своё отношение контенту — ставит реакции, пишет комментарии или, наоборот, скрывает подобные посты из ленты.
  • Неявная обратная связь. Например, пользователь посмотрел большую часть длинного видео. Скорее всего, эта тема ему была интересна. Если же пользователь выключил ролик в первые пять минут, больше не строит предлагать ему такой контент. Неявная обратная связь обычно имеет меньшее значение при настройке алгоритмов, потому что мы пока не научились определять, какие эмоции у аудитории вызывает просмотр видео. Возможно, некоторые пользователи просто не выключили его вовремя. 

Иногда модель машинного обучения могут пытаться взломать. В информационной безопасности такое действие называется «‎злонамеренным манипулированием входными данными»‎. Это происходит, когда кто-то хочет заставить модель давать неправильные предсказания, чтобы, например, получить финансовую выгоду или нарушить работу системы. Интересно, что даже изображение можно «‎отправить»‎ так, что человек не увидит разницу с исходной картинкой, а для нейросети она изменит восприятие контента. В научном сообществе сейчас развивается целая область, которая изучает такие способы взлома и методы борьбы.

Главная задача, которую приходится решать разработчикам – это привлечение внимания пользователя. У каждого человека есть определённое количество времени, которое он готов посвятить просмотру контента в соцсетях и в интернете в целом. В будущем платформам придётся конкурировать за внимание пользователей и timespent (время, которое аудитория проводит на площадке).

IT-компании движутся к тому, чтобы научиться лучше понимать пользователей и персонифицировать их опыт. Цифровой след человека на площадке помогает при этом правильно настроить модели машинного обучения.

Через некоторое время рекомендательные системы будут использоваться в персональных голосовых ассистентах ​​(conversational recommendation systems). Они уже умеют решать многие повседневные задачи — от выбора музыки и вызова такси. Модели машинного обучения и рекомендации помогут добавить новые функции для ассистентов и дать возможность людям делегировать всё больше задач.

Возможно, в ближайшем будущем мы будем чаще слышать о развитии генеративного искусственного интеллекта. Пилотные проекты уже привлекают много внимания, но компании не всегда продумывают риски до того, как модель станет доступной для пользователей. Согласно прогнозу Gartner на 2024 год, развитие комплексной программы управления доверием, рисками и безопасностью искусственного интеллекта станет одной из ключевых IT-тенденций. Благодаря этому подходу можно заранее проверять надёжность систем и защиту конфиденциальных данных.

639
15 мин.
Новый медиакит ОК: что важно знать о платформе в 2024 году

ОК опубликовали обновлённый медиакит, который содержит информацию о новых продуктах и сервисах соцсети для блогеров и бизнеса. В документе собраны актуальные данные об аудитории платформы, новых контентных проектах ОК и инструментах для продвижения.

Одноклассники укрепляют позиционирование в качестве территорией увлечений — платформы, где собран контент даже о самых редких хобби. В обновлённом сервисе «Увлечения» пользователи могут обсуждать любимые занятия с единомышленниками, смотреть интересный контент, а также задавать вопросы экспертам и другим пользователям.

  • ОК запустили новых 13 собственных шоу — «ОКнутые люди», «Психология кино», «Игристое шоу» и т.д.
  • Благодаря алгоритму поддержки начинающих авторов «Молния» 1000 групп получили дополнительную поддержку от ОК. Общее количество новых групп с качественным контентом выросло на 35%.
  • Количество новых блогеров на платформе увеличилось в 3 раза, а рост охватов авторов контента и медиа достиг 61% по сравнению с 2022 годом.
  • Создатели контента активно участвуют в программах монетизации — в 2023 году количество групп, получающих доход от своего контента, выросло на 86%. 
  • 36 млн россиян используют ОК каждый месяц. 17% из них живут в Москве, 58% — в городах-миллионниках, а 25% — в других местах страны.
  • 80% пользователей предпочитают заходить в ОК только с мобильных устройств. 87% из них используют устройства на платформе Android.
  • В 2023 году пользователи ОК оставили 17 млрд реакций под постами, написали 1,8 млрд комментариев и установили 43 млн рамок на аватары профилей. Они отправили друг другу 35 млрд подарков.
  • Аудитория ОК часто использует обновлённый сервис «Увлечения»: пользователи опубликовали в нём 70000 единиц нового контента.
  • 19,7 млн пользователей запустили новую мобильную игру в 2023 году.
  • Среднее время, которое мобильная аудитория проводит в играх, увеличилось на 17,2%.

В новом медиаките собрана информация о популярных рекламных форматах и об инструментах для спецпроектов в ОК, а также об интересах пользователей платформы.