17 февраля ОК запустили грантовую программу для некоммерческих организаций и благотворительных фондов внутри социальной сети. В результате первого раунда поддержки от ОК 15 фондов получили по 15 000 рублей на продвижение сборов и других инициатив. Одним из них был благотворительный интернет-фонд «Помоги.Орг», созданный Антоном Носиком. «Помоги.Орг» сейчас развивает чат-бота для одиноких людей преклонного возраста и одиноких родителей детей с особенностями здоровья.
Фонд «Помоги.Орг» 17 лет делает все возможное для улучшения качества жизни взрослых и детей с особенностями здоровья, работает со старшим поколением и малолетними подопечными. В 2005 году Антон Носик и Сарра Нежельская создали фонд и заложили основной принцип его работы: помогать должно быть удобно, а сама помощь должна быть доступной. С тех пор фонд делает все для того, чтобы помощь была доступна каждому человеку независимо от возраста, гражданства или диагноза, а передача помощи от благотворителя к нуждающемуся — полностью прозрачной и удобной.
«Помоги.Орг» был задуман как благотворительный интернет-фонд. Важной его задачей было внедрение удобных и эффективных инструментов онлайн-сбора средств: переводы через СМС, банковские перечисления, электронные деньги и др. В 2005 году такая плотная связка с интернетом была очень редкой не только для благотворительных организаций, но и для больших брендов и компаний.
Сейчас основная деятельность «Помоги.Орг» реализуется благодаря пожертвованиям — это адресные сборы; системные проекты и административные расходы фонда тоже покрываются за счет адресных пожертвований. При этом сотрудники фонда всегда на связи в мессенджерах и соцсетях, чтобы оперативно отвечать на вопросы, как принять участие в программах помощи или стать подопечным.
Поддержать фонд можно как адресно (взнос на лечение кого-либо из подопечных), так и сделать пожертвование на уставные цели (доверив руководству решение, кому из детей или взрослых будут направлены средства). Помощь pro bono также приветствуется — у фонда огромный спектр задач и не очень много сотрудников, поэтому нужна любая профессиональная поддержка.
В 2020 году благотворительный фонд «Помоги.Орг» разработал чат-бота для мессенджеров Telegram, WhatsApp и Viber, который стал основой программы под названием «Не одни». Задача бота — поддерживать связь с людьми преклонного возраста и одинокими родителями детей, имеющих особенности здоровья, чтобы в тревожной ситуации вызвать помощь. Отправляя контрольные сообщения, Кузя помогает фонду понять, что с его подопечными все в порядке.
Бот появился в ответ на трагедию, когда внезапная смерть взрослого привела к гибели подростка-инвалида, не способного позаботиться о себе. 6 декабря 2019 года в удмуртском городе Можга при вскрытии квартиры специалисты обнаружили тела 51-летней женщины и ее тринадцатилетнего сына. После смерти матери подросток неделю находился один в квартире и умер от истощения.
Бота-помощника зовут Кузя. Каждый день он отправляет своим подопечным сообщения, чтобы проверить, все ли у них хорошо. Когда никто не отвечает, сотрудник фонда сам звонит абонентам. Если оператор не может дозвониться, он звонит доверенному лицу подопечного — это может быть неравнодушный сосед, родственник или просто знакомый, живущий рядом. Контакты доверенного лица оставляет сам подопечный при подключении к системе. В кризисной ситуации оператор свяжется с экстренными службами — полицией, МЧС, вызовет скорую, передаст информацию центру социальной защиты населения, в котором обслуживаются подопечные.
Кузя всегда на связи. И сейчас он может не только позвать на помощь, но и связать своего подопечного с психологом, пригласить к ребенку няню, чтобы родитель отдохнул, оказать консультативную медицинскую помощь.
«Конечно, все это делает не Кузя, а сотрудники фонда, но именно разработка программного обеспечения позволила оказывать всю эту помощь. В период буйства COVID-19 мы держали связь с заболевшими мамами, которым было страшно за свою жизнь и жизнь ребенка, организовывали онлайн-консультации с московскими врачами, и те помогали скорректировать терапию».
В бота-помощника фонд вложил много сил и времени. Он получился действительно полезным и функциональным. По рассказам Светланы, первый приток заявок на подключение чат-бота произошел за счет текущих подопечных фонда, а дальше процесс остановился. Чтобы наращивать базы абонентов, были подключены почтовые рассылки, «посевы» в группах соцсетей, письма в другие фонды и СМИ. Фонд даже запустил рекламу в «Яндекс.Директ», но до заполнения заявки доходило мало людей.
«Однажды мы сделали предположение, что в ОК найдем свою аудиторию. И что будет эффективнее прямо в рекламном посте сделать форму для заполнения данных на подключение к программе «Не одни». Поэтому, когда появилась информация о возможности получить грант, мы сразу решили принять в нем участие и направить средства на продвижение Кузи».
17 февраля фонд «Помоги.Орг» подал заявку на грантовую поддержку от ОК и стал одним из победителей. Все полученные средства он направил именно на продвижение чат-бота Кузи. Желающие могли подключиться, оставив только имя и телефон.
С момента подачи заявки на получение гранта от ОК к проекту «Не одни» подключились 80 семей. Напрямую из соцсети поступило 20 заявок, и после разговора с оператором фонд подключал их к чат-боту. И еще 24 абонента назвали сеть ОК как источник информации о Кузе уже в разговоре с оператором, хотя заявку заполнили на сайте.
Среди задач, которые поставили перед собой сотрудники фонда, было не только подключение к проекту «Не одни», но и распространение информации о возможностях Кузи и получения помощи жителями России. Насколько успешно это получилось, можно судить, например, по соотношению кликов и вступлению в официальную группу фонда. Так, с 18 марта по 18 апреля было получено 1000 кликов, на группу подписались около 150 человек. Стоит отметить, что до запуска рекламы количество подписчиков держалось на уровне 800 человек несколько месяцев подряд, поэтому приток новой аудитории был очень заметен.
«Для нас эти цифры показательные. Подобный всплеск подключений к Кузе был только после первой рассылки по своим подопечным и после появления информации в закрытой группе одиноких мам детей с ДЦП. Мы параллельно с запуском рекламы в ОК продолжали кампанию в контекстной рекламе, и в этой связи особенно ярко видны эффективность Одноклассников и отзывчивость аудитории. Если сравнивать конверсию, то у ОК за месяц она была выше, а стоимость действия — ниже».