Авторам контента непросто придумывать видео или публикации, которые были бы актуальны всем пользователям соцсети. Чтобы упростить эту задачу, мы рекомендуем ориентироваться на создание постов и видео для людей с похожими интересами, паттернами поведения и другими характеристиками.
Подписчики, которым больше всего интересен контент автора – это целевая аудитория его блога. В этой статье мы разберём, как определить целевую аудиторию и какие данные о ней нужно собирать.
Целевая аудитория (ЦА) – группа людей, которой интересен ваш контент. К ней относятся как те, кто уже читает вас, так и пользователи, которые могут подписаться на блог. Целевая аудитория обычно определяется по полу, возрасту, уровню дохода и месту проживания. Дополнительно можно указать семейное положение, уровень образования, место работы, интересы и т. д.
Правильно проведённый анализ целевой аудитории помогает автору блога или администратору страницы бренда решить несколько задач:
Портрет целевой аудитории составляют, когда хотят представить информацию о пользователях в удобном и простом формате. В портрете нет сложных абстрактных описаний – он состоит из черт конкретного представителя группы пользователей, интересующихся определённым контентом.
Представим, что вы ведёте блог о рукоделии. Примерный портрет вашей целевой аудитории будет выглядеть так:
«Анна, 44 года, замужем, двое детей, домохозяйка. Любит шить и готовить в свободное время. Старается жить экономно, поэтому создаёт одежду для семьи сама. Ей нравится общаться с людьми с похожими интересами и обмениваться опытом с ними».
Такой портрет может быть слишком узким для настройки таргетированной рекламы. Но ориентируясь на него, вы можете придумать стратегию коммуникации с пользователями и подобрать подходящего героя для рекламного креатива.
Обычно используют пять основных групп параметров целевой аудитории, чтобы создать портрет подписчика блога или группы бизнеса. Разберём каждую из них.
Информация о поле, возрасте, национальности, семейном положении, религии и профессии – база для любого исследования аудитории. С помощью этих данных формируются гипотезы об их предпочтениях разных пользователей.
Для локальных групп и блогов информация о том, где проживает клиент, особенно ценна. Например, если вы пишете в блоге о достопримечательностях Екатеринбурга, стоит предлагать через рекламу подписаться на группу тем, кто планирует посетить город. Так вы не только соберёте по-настоящему заинтересованных новых подписчиков.
Информация об особенностях характера, ценностях, страхах и проблемах пользователя нужна для того, чтобы понять потребности аудитории. Например, если вы узнаете, какой стиль общения предпочитают ваши подписчики, вы сможете сделать общий язык постов в блоге более комфортным для них.
Как пользователи принимают решение о том, как подписаться на ту или иную группу? Что влияет на их мнение – красивый рекламный пост, хороший дизайн или подписка друга на тот же блог? Анализ поведения пользователя помогает узнать, как привлечь пользователя контентом группы и убедить его подписаться.
Если вы собираетесь публиковать информацию о своих товарах или услугах, узнайте средний уровень дохода вашей целевой аудитории, её готовность платить, а также посмотрите, приобретали ли ранее эти пользователи ваш продукт или его аналоги. Данные о доходе ЦА также будут полезны при построении контент-стратегии и выборе тем для публикаций в блоге.
Целевая аудитория – это не всегда большая однородная группа людей. Например, часть подписчиков блога о рыбалке может любить зимнюю ловлю, а другая часть – летнюю. В таком случае автору нужно придумать, какой контент будет актуален разным частям аудитории.
Лучший способ понять, что интересно вашей аудитории – начать больше взаимодействовать с ней на всех платформах. Например, предложите пользователям ответить на ваши вопросы в Моментах, поучаствовать в опросе в своём посте или ответить на комментарий. Так вы узнаете полезную информацию, с помощью которой можно составить портрет целевой аудитории.
Анализ целевой аудитории – это процесс постоянного поиска информации. Поэтому не бойтесь выдвигать гипотезы о предпочтениях пользователей и проверять их через эксперименты с контентом и таргетированной рекламой группы.
SMM-специалисты часто используют собственный профессиональный опыт, чтобы составлять примерный портрет целевой аудитории. Для тех, кто хочет более системно подойти к анализу, существуют несколько популярных методов сегментации аудитории:
Обычно аудитория группы очень неоднородна, потому что разным подписчикам интереснее и актуальнее разные типы контента. Сегментация аудитории – это важный процесс, который помогает понять интересы каждой группы пользователей и найти к ней подход.
Существует несколько подходов к тому, как проводить сегментацию целевой аудитории:
По личной информации пользователей. Систематизируйте основные характеристики вашей целевой аудитории – демографические, географические, психографические и поведенческие данные о ней. Создайте контент-стратегию под каждый сегмент аудитории.
По этапу жизненного цикла пользователя. Разделите вашу аудиторию на несколько групп:
Для каждого этапа знакомства с группой подходят определённые форматы контента. Например, пользователям, которые только слышали о блоге, будет интересно познакомиться с его форматом, а тем, кто давно следит за группой – подписаться на платный контент от автора.
Вы можете использовать одновременно несколько способов сегментации аудитории и вводить собственную методологию, подходящую для вашего блога.
Когда вы знаете, кто читает группу и что важно для этих пользователей, вы можете использовать всю собранную информацию об аудитории для развития блога с помощью платных и бесплатных инструментов: