Исследования

Исследование: 69% пользователей считают, что общаться в интернете проще, чем в реальной жизни

21 апреля 2022
3 мин. чтения
Исследование: 69% пользователей считают, что общаться в интернете проще, чем в реальной жизни

Одноклассники, Добро Mail.ru и исследовательский центр ResearchMe провели опрос на тему безопасного общения в сети. Исследование проведено в рамках социальной стратегии VK. В опросе приняли участие 1 356 респондентов в возрасте от 18 лет из 75 регионов России, выборка репрезентативна аудитории рунета.

ОК представили специальный портал на тему правил общения в сети с данными, полученными в результате опроса, а также комментариями экспертов: авторами подкастов «Супер бесит» и «Мужчина, вы куда», а также психологом проекта «Ты не одна». Он посвящен тому, как обозначить личные границы в социальных сетях и поддерживать экологичное общение с другими пользователями соцсетей.

Исследование: 69% пользователей считают, что общаться в интернете проще, чем в реальной жизни

В ходе опроса пользователи рассказали, что знакомиться в интернете значительно проще, чем в реальной жизни — так считают 69% респондентов. Особенно часто это отмечают мужчины (74% против 65% женщин). Кроме того, 42% опрошенных считают общение в соцсетях и мессенджерах безопаснее, чем в офлайн-мире. Ощущению безопасности способствует возможность прекратить диалог в любой момент (64%), заблокировать неприятных собеседников (57%), а также изучить страницу любого человека и понять его лучше (24%).

При этом больше всего при знакомстве или общении в мессенджерах и социальных сетях пользователи опасаются риска быть обманутыми мошенниками (53%), получить нежелательные сообщения (30%), столкнуться с преследованием в реальной жизни (14%), считают, что знакомится онлайн неприлично (11%) и опасаются травли (7%).

В категории самых неприятных сообщений от знакомых или незнакомых людей в топ-5 вошли: спам-рассылка с просьбой отправить денежные средства, фотографии интимного характера, реклама товаров и услуг, приглашения вступить в группы или подписаться, предложения познакомиться поближе.

Ранее, в феврале 2022, ОК запустили обновленные способы защиты от нежелательного контента в личных переписках и Центр безопасности сообщений, в котором собраны правила безопасного и корректного общения в соцсети. Теперь все фото с контентом 18+ от незнакомцев в личных сообщениях автоматически определяются с помощью технологии нейросети и «размываются» в переписке. Получатели могут самостоятельно решить, открывать подобный контент или нет. Благодаря этому пользователи защищены от просмотра подобных изображений.

Половина опрошенных (51%) считает, что непристойные фото/видео отправляют психически нездоровые люди. Особенно части к этому мнению склоняются женщины (61%) и люди в возрасте 45-55 лет (59 и 57%). Но при этом 28% всех опрошенных считают, что такие сообщения — это развлечение, которые отправляют от скуки, и лишь 17% респондентов связывают эротические фото с желанием познакомиться.

68% женщин и 46% мужчин уверены, что нужно привлекать к ответственности пользователей, которые рассылают фотографии с интимными изображениями. 29% респондентов затруднились с ответом, и лишь 13% респондентов выступили против. В качестве наказания почти половина опрошенных (48%) предлагают наложить постоянную блокировку на пользователя, а 31% — временную.

В ответ на подобные сообщения лишь 14% продолжают диалог. 77% пользователей отвечают молчанием, и 9% действуют по-разному в зависимости от ситуации, поэтому затрудняются с ответом. Причем мужчины активнее вступают в переписку по сравнению с женщинами (21% против 7%). Среди тех, кто продолжает диалог, 32% пытаются донести до собеседника, что это неприемлемо, и 19% выражают гнев и негодование — особенно часто это делают женщины (45% против 28% мужчин). Превратить неловкость в шутку пытаются 28%, а перейти на вежливый диалог — 29%. Интересно, что именно мужчины больше пытаются переводить разговор в шуточное русло или просто вежливый диалог (32% мужчин против 28% женщин).

Более половины пользователей соцсетей (55%) указывают в настройках приватности, кто им может писать в личных сообщениях. 31% не делают этого, и 14% затрудняются с ответом.

ОК уделяют особое внимание безопасному общению и постоянно улучшают алгоритмы противодействия мошенникам и нежелательным знакомствам. Ранее ОК запустили технологию на базе нейросетей для борьбы с агрессивными высказываниями и разжиганием розни в публичных комментариях. Нейросеть оценивает тексты и изображения в комментариях на наличие токсичного содержания, после чего выдает оценку модераторам для проверки.

2
2
2
2
3

Материалы по теме

Большинство россиян продумывают дизайн интерьера самостоятельно – спрос на контент по этой теме вырос в 2,5 раза

Сервис «Ремонт со СберУслугами» и Одноклассники провели исследование и выяснили, что россияне самостоятельно разрабатывают дизайн своего жилья, а интерес к информации о том, как продумать интерьер, постоянно растёт. Помимо этого, выяснили, чего боятся россияне во время ремонта, и что думают о дизайнерах. В исследовании приняли участие более 3 600 россиян старше 18 лет из всех регионов страны.

Опрос показал, что 72% россиян хоть раз сталкивались с ремонтом, еще 14% планируют начать его в ближайшее время. При этом, 82% из тех, кто делал или собирается делать ремонт, продумывают дизайн интерьера и все детали самостоятельно, и только 18% пользуются услугами дизайнеров.

По данным Одноклассников, интерес к контенту про дизайн и интерьер (лайфхаки, дизайнерские решения, советы) постоянно растет – так, в марте 2024 года охват такого контента в ОК вырос в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В основном читают статьи и смотрят видео по этой тематике женщины в возрасте 30-35 лет, когда у людей уже есть возможность делать ремонт. Отвечая спросу растет и число такого контента на площадке – за год (март 2023 к марту 2024) число публикаций по теме выросло более чем в 1,5 раза.

При самостоятельном планировании интерьера 46% предпочитают читать статьи, где люди делятся опытом и ошибками. Видеоуроки и мастер-классы смотрят 44% опрошенных, а лайфхаки по ремонту 41%. 32% россиян нравятся практические инструкции по составлению плана ремонта и выбора подрядчиков. Статьи и обзоры о трендах в дизайне выделили 18% россиян. Вдохновляющие истории успеха полезны для 12%.

Среди опрошенных, которые проводили ремонт, 57% говорят, что главная сложность в ремонте заключается в накоплении средств. 44% россиян планируя ремонт, боятся, что, стоимость может быть значительно выше запланированной, а 28% опасаются недоделок. 27% россиян считают, что трудно найти настоящих профессионалов. О серьезной трате энергии и времени рассказали 26% респондентов, а 22% отметили, что придется самостоятельно исправлять ошибки, допущенные в ремонте. Трудно понять, с чего начать ремонт, 18% опрошенным. Столько же (18%) отметили сложности с выбором и заказом строительных материалов. 15% беспокоятся, что им не понравится результат ремонта, а 4% боятся выбрать стиль, который быстро устареет.

Четверть россиян не считают, сколько денег тратят на досуг

Одноклассники и финтех-компания ЮMoney провели исследование и узнали, сколько в среднем россияне тратят на досуг, как и с кем предпочитают проводить свободное время и каким видят свой идеальный выходной. В опросе на сайте ЮMoney приняли участие более 1 тысячи пользователей электронного кошелька. Опрос показал, что большинство россиян проводят досуг с семьёй или друзьями, а 22% предпочитают в свободное время сидеть в соцсетях.

Четверть респондентов (25%) не считают, сколько денег тратят на досуг. У 14% опрошенных на это уходит от 3 до 5 тысяч рублей в месяц, 11% платят от 1 до 2 тысяч, ещё 11% – от 5 до 10 тысяч. Лишь 7% опрошенных тратят на развлечения от 10 до 15 тысяч рублей ежемесячно.

Почти четверть респондентов (24%) выбирают досуг с семьёй, 20% – с друзьями. Наедине с собой любят находиться 21% респондентов, посвящать свободное время питомцу – 9%. Интересно, что 4% предпочли общение с искусственным интеллектом коммуникации с реальными людьми. Большинство опрошенных (31%) встречаются с друзьями несколько раз в неделю. По данным ОК*, в среднем пользователи соцсети ежедневно общаются с десятью друзьями, с 13 взаимодействуют каждую неделю, с 15 – минимум раз в месяц.

Согласно опросу, большинство россиян (31%) предпочитают проводить свободное время дома, 22% – в соцсетях. Ещё 14% выбирают прогулку по городу, 7% – по паркам, 6% ездят на дачу, 5% ходят в рестораны и бары.

По данным ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney), оборот учреждений отдыха (парки отдыха, кемпинги, загородные отели) в I квартале 2024 года вырос на 32% год к году, количество покупок увеличилось на 20%, средний чек вырос на 10% до 10 865 рублей. Оборот кафе и ресторанов при этом вырос вдвое, оплат стало на 93% больше, а средний чек увеличился на 11% и составил 2676 рублей.

По мнению примерно каждого третьего россиянина, идеальный выходной – это тот, который можно провести в кровати. При этом 11% предпочитают в такой день играть в компьютерные игры. Как показывают данные ЮKassa, в I квартале оборот игровых товаров и ресурсов в годовом выражении увеличился на 11%, количество оплат на 12%, средний чек практически не изменился и составил 526 рублей. Учиться чему-то новому в выходные любят 9% участников опроса, заниматься шопингом – 4%. Интересно, что только 2% опрошенных выбирают на время отдыха уйти в диджитал-детокс (не использовать гаджеты и не выходить в интернет).

* Аналитики ОК изучили открытые и общедоступные данные о том, как пользователи соцсети взаимодействуют друг с другом, например отправляют виртуальные подарки и оставляют комментарии к публикациям.

Больше половины россиян учатся готовить с помощью контента из соцсетей

Одноклассники и Lady Mail.ru (проект VK) провели исследование и узнали, как россияне развивают свои кулинарные навыки, где находят новые рецепты блюд, как часто готовят и что обычно едят на завтрак. В опросе приняли участие около 3 тысяч пользователей по всей стране.

Больше половины (60%) респондентов смотрят обучающие видео и читают пошаговые инструкции в соцсетях (тематические группы, блогеры, лента с публикациями друзей), чтобы развивать свои кулинарные навыки. Ещё 38% учатся готовить у своих родственников и друзей. Новые рецепты и вдохновение 54% опрошенных также ищут в соцсетях, 22% экспериментируют на кухне и придумывают блюда сами, 18% пользуются книгами рецептов, 6% не готовят ничего нового в принципе.

Почти половина (47%) опрошенных россиян готовят несколько раз в неделю (блюда сразу на несколько дней), 45% респондентов делают это, то есть едят свежеприготовленные блюда, каждый день или почти каждый день, 8% – крайне редко, пару раз в месяц.

ОК и Lady Mail.ru также выяснили, что именно российские пользователи едят на завтрак. Подавляющее большинство (57%) готовят элементарные блюда вроде хлопьев с молоком или яичницы-глазуньи, почти четверть (24%) предпочитают завтрак наподобие тоста с авокадо, 13% вообще не едят по утрам, 6% завтракают, как правило, вне дома, менее процента заказывают готовый завтрак на дом. Среди тех, кто готовит завтрак самостоятельно, 92% делают это утром, а 8% отметили, что занимаются этим заранее – с вечера.

Кулинария – одна из самых популярных тем в ОК и сервисе «Увлечения». Что касается завтраков, то пользователи ОК больше всего интересуются контентом о приготовлении блинов, оладьев и блюд из яиц.