Исследования

Исследование: 69% пользователей считают, что общаться в интернете проще, чем в реальной жизни

21 апреля 2022
3 мин. чтения
Исследование: 69% пользователей считают, что общаться в интернете проще, чем в реальной жизни

Одноклассники, Добро Mail.ru и исследовательский центр ResearchMe провели опрос на тему безопасного общения в сети. Исследование проведено в рамках социальной стратегии VK. В опросе приняли участие 1 356 респондентов в возрасте от 18 лет из 75 регионов России, выборка репрезентативна аудитории рунета.

ОК представили специальный портал на тему правил общения в сети с данными, полученными в результате опроса, а также комментариями экспертов: авторами подкастов «Супер бесит» и «Мужчина, вы куда», а также психологом проекта «Ты не одна». Он посвящен тому, как обозначить личные границы в социальных сетях и поддерживать экологичное общение с другими пользователями соцсетей.

Исследование: 69% пользователей считают, что общаться в интернете проще, чем в реальной жизни

В ходе опроса пользователи рассказали, что знакомиться в интернете значительно проще, чем в реальной жизни — так считают 69% респондентов. Особенно часто это отмечают мужчины (74% против 65% женщин). Кроме того, 42% опрошенных считают общение в соцсетях и мессенджерах безопаснее, чем в офлайн-мире. Ощущению безопасности способствует возможность прекратить диалог в любой момент (64%), заблокировать неприятных собеседников (57%), а также изучить страницу любого человека и понять его лучше (24%).

При этом больше всего при знакомстве или общении в мессенджерах и социальных сетях пользователи опасаются риска быть обманутыми мошенниками (53%), получить нежелательные сообщения (30%), столкнуться с преследованием в реальной жизни (14%), считают, что знакомится онлайн неприлично (11%) и опасаются травли (7%).

В категории самых неприятных сообщений от знакомых или незнакомых людей в топ-5 вошли: спам-рассылка с просьбой отправить денежные средства, фотографии интимного характера, реклама товаров и услуг, приглашения вступить в группы или подписаться, предложения познакомиться поближе.

Ранее, в феврале 2022, ОК запустили обновленные способы защиты от нежелательного контента в личных переписках и Центр безопасности сообщений, в котором собраны правила безопасного и корректного общения в соцсети. Теперь все фото с контентом 18+ от незнакомцев в личных сообщениях автоматически определяются с помощью технологии нейросети и «размываются» в переписке. Получатели могут самостоятельно решить, открывать подобный контент или нет. Благодаря этому пользователи защищены от просмотра подобных изображений.

Половина опрошенных (51%) считает, что непристойные фото/видео отправляют психически нездоровые люди. Особенно части к этому мнению склоняются женщины (61%) и люди в возрасте 45-55 лет (59 и 57%). Но при этом 28% всех опрошенных считают, что такие сообщения — это развлечение, которые отправляют от скуки, и лишь 17% респондентов связывают эротические фото с желанием познакомиться.

68% женщин и 46% мужчин уверены, что нужно привлекать к ответственности пользователей, которые рассылают фотографии с интимными изображениями. 29% респондентов затруднились с ответом, и лишь 13% респондентов выступили против. В качестве наказания почти половина опрошенных (48%) предлагают наложить постоянную блокировку на пользователя, а 31% — временную.

В ответ на подобные сообщения лишь 14% продолжают диалог. 77% пользователей отвечают молчанием, и 9% действуют по-разному в зависимости от ситуации, поэтому затрудняются с ответом. Причем мужчины активнее вступают в переписку по сравнению с женщинами (21% против 7%). Среди тех, кто продолжает диалог, 32% пытаются донести до собеседника, что это неприемлемо, и 19% выражают гнев и негодование — особенно часто это делают женщины (45% против 28% мужчин). Превратить неловкость в шутку пытаются 28%, а перейти на вежливый диалог — 29%. Интересно, что именно мужчины больше пытаются переводить разговор в шуточное русло или просто вежливый диалог (32% мужчин против 28% женщин).

Более половины пользователей соцсетей (55%) указывают в настройках приватности, кто им может писать в личных сообщениях. 31% не делают этого, и 14% затрудняются с ответом.

ОК уделяют особое внимание безопасному общению и постоянно улучшают алгоритмы противодействия мошенникам и нежелательным знакомствам. Ранее ОК запустили технологию на базе нейросетей для борьбы с агрессивными высказываниями и разжиганием розни в публичных комментариях. Нейросеть оценивает тексты и изображения в комментариях на наличие токсичного содержания, после чего выдает оценку модераторам для проверки.

2
2
2
2
3

Материалы по теме

Одноклассники впервые разрешат пользователям полностью отказаться от получения подарков

Одноклассники позволят пользователям полностью отказаться от получения виртуальных подарков или ограничить круг дарящих даже среди друзей. Обновление призвано уменьшить количество запросов на нежелательное для ряда пользователей общение и улучшить взаимодействие между людьми в ОК.

Новая настройка позволяет выбирать, от кого человек  хочет получать подарки в соцсети. Можно поставить полный запрет на получение подарков от всех пользователей, только незнакомых или своих друзей, а также сделать точечные запреты, ограничив в этой активности определенных людей. В этом случае при попытке отправить виртуальный подарок будет появляться сообщение «Этому пользователю нельзя отправить подарок». Также в ОК есть возможность автоматически скрывать в ленте полученные и отправленные подарки.  

Благодаря обновлению пользователи ОК смогут настроить свой комфортный режим использования этого сервиса, а число жалоб на нежелательное общение и отклонений отправленных подарков снизится. Новые возможности в течение нескольких месяцев тестировались на разных группах пользователей ОК. Суммарно число отклонений подарков и количество жалоб пользователей на навязчивость уменьшилось на 20% за сравнимые периоды времени. Это способствует росту активности в других сервисах соцсети из-за исчезновения раздражающих факторов.

Сервис виртуальных подарков – один из самых массовых в ОК. Ежедневно миллионы пользователей отправляют подарки к праздникам или просто без повода. Если подарок принят, он отображается на фотографии пользователя, а также в его ленте. Подарками в ОК можно обмениваться бесплатно или же приобретать их за внутреннюю валюту соцсети. ОК активно работают над тем, чтобы сервис не только оставался популярным и увеличивал свою аудиторию, но и был комфортным для всех пользователей – в том числе тех, кто хотел бы ограничить нежелательную активность на своей странице в соцсети.

148
6 мин.
Россияне стали чаще планировать ремонт в новостройках

Сервис «Ремонт со СберУслугами» и социальная сеть Одноклассники провели исследование и выяснили, сколько россиян планируют ремонт, почему, и какие эмоции этот процесс у них вызывает. В опросе приняли участие более 3 500 пользователей старше 18 лет из всех регионов России.

52% россиян планируют сделать ремонт в ближайшие три года. Значительно вырос интерес к ремонту с нуля, то есть в новостройках – в этом году 65% респондентов планируют ремонт в новых квартирах, тогда как в прошлом году – 45%. На втором месте – переделка жилья после прежних хозяев при переезде (21%), и только на третьем месте (14%) – обновление своего же ремонта, который был сделан ранее.

По данным Одноклассников, контентом про ремонт в последние полгода интересуются на 28% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом, с таким контентом стали чаще взаимодействовать пользователи в возрасте до 35 лет (+14%). Больше всего пользователей интересуют следующие темы: тренды в дизайне; строительные материалы (советы по выбору); решения для сохранения пространства; мебель; лайфхаки для экономии средств.

Опрос показал, что 65% россиян относятся к ремонту скорее негативно и с опасением. 70% респондентов испытывают негативные эмоции к ремонту из-за того, что такие работы отнимают много времени. На втором месте по популярности (58%) — много пыли и грязи, а на третьем (49%) — превышение запланированного бюджета.

35%, напротив, с нетерпением ждут ремонта. 85% россиян положительно относятся к ремонту из-за смены обстановки и улучшения жилища, 60% из-за удовлетворения от собственных достижений и 43% нравится процесс творчества и самовыражения.

Россияне рассказали, с кем проводят летний отпуск

Одноклассники и ЮMoney провели опрос* среди российских пользователей и узнали, как те проводят или планируют провести летний отпуск. Аналитики также выяснили, как изменился интерес аудитории к теме путешествий за последние несколько месяцев и какие туристические направления пользуются наибольшим спросом.

Согласно опросу, большинство российских пользователей (43%) собираются в летний отпуск со своими родственниками, 13% – с друзьями, столько же – с романтическим партнёром. По 11% респондентов предпочитают отдыхать в одиночку и с семьями своих друзей, остальные любят проводить время в путешествиях с новыми людьми и ездить в отпуск со своими питомцами.

Половина респондентов (50%) предпочитают спокойный и оздоровительный отдых: загорать на пляже, проводить время в санатории или доме отдыха, ездить в ретриты. На втором месте по популярности – познавательный отпуск с посещением музеев, экскурсиями по городам и гастрономическим местам (23%). На третьей позиции – активный и экстремальный отдых, например походы и сёрфинг (20%).

Половина опрошенных (50%) в ближайшие месяцы будут отдыхать в России. Из них 22% поедут в Краснодарский край, 7% – в Москву, 6% – в Санкт-Петербург, 4% – на Кавказ, 3% – на Алтай, по 2% – в Карелию и на Дальний Восток. В Турцию отправятся 16% респондентов, 4% поедут в Беларусь, по 3% – в Абхазию, ОАЭ, в Европу и на Кубу.

По данным аналитиков ОК**, в топ-10 туристических направлений среди российских пользователей входят Москва, Турция, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Казахстан, Алтай, Египет, Беларусь, Таиланд и Куба. В сервисе «Увлечения» самыми популярными категориями в разделе «Отдых и туризм» стали «Спокойный отдых», «Путешествия по России», «Путешествия по СНГ», «Культура и искусство», «Загородный отдых и лес».

Опрос ОК и ЮMoney показал, что почти треть респондентов (32%) в последний раз были в отпуске больше двух лет назад, чуть меньше (31%) – в прошлом году. Что касается продолжительности отдыха, 30% опрошенных планируют провести в отпуске две недели, 25% – неделю, 18% – целый месяц, 12% – не более пяти дней, 9% – всё лето. На вопрос о бюджете 24% ответили, что хотят уложиться в 50 тыс. рублей, 15% готовы потратить в отпуске до 100 тыс., 14% – до 150 тыс., 11% согласны отдать полмиллиона, а 10% – до 70 тыс. рублей. Наиболее популярные статьи расходов во время летнего отпуска: развлечения, жильё, питание, билеты и тур.

* Опрос проводился на сайте ЮMoney в июне 2024 года, в нём приняли участие более тысячи пользователей на территории РФ.

** Аналитики ОК изучили количество публикаций пользователей, групп и блогеров в соцсети с марта по 15 июня 2024 года.