ROI (Return On Investment, англ. «возврат инвестиций») – коэффициент, который показывает окупаемость инвестиций. Благодаря ему можно узнать, насколько выгодным является продукт и насколько большой оказалась прибыль после его создания, продвижения и продаж. Другими словами, ROI – это отношение чистой прибыли от бизнес-проекта к затратам на его создание.
ROI – важный показатель для маркетинга и для бизнеса в целом, потому что он помогает понять, правильно ли выстроена стратегия продвижения и насколько эффективно тратятся рекламные средства. Расчёт коэффициента окупаемости инвестиций даёт возможность бизнесу решить несколько маркетинговых задач:
Когда бизнес знает актуальный ROI, он легко меняет свою стратегию и подстраиваться под изменяющиеся условия рынка. Это помогает сфокусироваться на более прибыльных инициативах и вовремя изменять подход к работе с продуктами, услугами и каналами, которые перестают быть выгодными.
В некоторых случаях маркетологи могут не рассчитывать ROI, когда коэффициент нельзя рассчитать корректно:
ROI – не единственный коэффициент, который помогает бизнесу понять, окупаются ли его затраты или нет. В маркетинге есть несколько показателей, которые помогают оценить эффективность в первую очередь рекламных и маркетинговых расходов:
ROI можно использовать для оценки эффективности затрат на отдельные проекты компании и на ведение всего бизнеса в целом. В первую очередь он будет полезен в тех сферах, где доходы напрямую зависят от текущих расходов:
Обратите внимание: вы не сможете корректно подсчитать ROI, если не знаете, откуда приходят клиенты и какая реклама приносит больше продаж. Поэтому перед запуском рекламных кампаний настройте систему аналитики, из которой будете получать данные для расчёта окупаемости затрат на продвижение.
Для расчёта ROI используется формула:
ROI = (доход от проекта – затраты на проект) / затраты на проект * 100%
Вы можете сохранять данные для расчёта ROI в любом удобном формате – с помощью ручного расчёта в Excel или Google таблицах, через онлайн-калькуляторы ROI или в сервисах сквозной аналитики, собирающих данные о нескольких рекламных кампаниях бизнеса. Выбор того или иного способа зависит от количества обрабатываемой информации и от целей анализа – для сложных расчётов нужны более автоматизированные сервисы.
Чтобы правильно подсчитать расходы на продвижение и понять, откуда приходят клиенты, настройте вашу систему аналитики перед началом рекламных кампаний. Так вы сможете получить корректную информацию для расчёта окупаемости.
Клиент иногда долго принимает решение о покупке дорогого или очень значимого для него продукта. Поэтому между первым объявлением и оплатой товара может пройти много времени. ROI, рассчитанный для рекламной кампании в промежуток между этими событиями, не учтёт будущий доход. Коэффициент покажет, что продвижение продукта для бизнеса было менее выгодным, чем на самом деле.
Например, если вы закладываете доставку в стоимость товара, учитывайте её в затратах при подсчёте ROI. Все расходы бизнеса влияют на окупаемость инвестиций в него – не забывайте полностью подсчитывать траты.
Иногда непросто рассчитать доход от размещения каждого рекламного объявления. Пользователь может увидеть объявление на разных платформах и не один раз. В таком случае маркетологу будет сложно рассчитывать ROI для каждого канала рекламы отдельно.
Универсального «оптимального» значения ROI для всех продуктов нет. Считается, что хороший показатель окупаемости инвестиций – больше 100%. В таком случае инвестиции полностью окупились и принесли прибыль.
Однако нужно помнить, что этот коэффициент является относительным. Высокий ROI не всегда может означать успех бизнеса. Например, он может вырасти из-за сокращения затрат на производство рекламы или других причин.
Для многих бизнесов социальные сети стали основным каналом продаж и коммуникации с пользователями. Чтобы подсчитать ROI для рекламы в соцсетях, используется одна из разновидностей формулы коэффициента:
ROI = (прибыль от кампании или канала – затраты на рекламу в соцсетях) / затраты на рекламу в соцсетях * 100%
Чтобы определить ROI для рекламы, выберите целевое действие, по которому вы оцениваете эффективность рекламы – например, клики по баннеру, переходы на сайт или просмотры объявления. Узнайте, сколько всего кликов, переходов или показов было совершено, а также посмотрите в рекламном кабинете стоимость целевого действия – клика (CPC) или тысячи просмотров (CPM). С помощью аналитических инструментов узнайте прибыль, полученную в результате рекламы в соцсетях. Эти данные используйте для расчёта ROI.