Эксперты

«Мы идём сразу эволюционным и революционным путем»

13 апреля 2016
7 мин. чтения
«Мы идём сразу эволюционным и революционным путем»

Одноклассники меняются, кажется, это заметили уже многие. Невооруженному взгляду пока видны только нововведения в продуктовой части, мы регулярно сообщаем о них в новостях. Но это далеко не все, что мы хотим изменить. Следующий блок, над которым уже ведет кропотливую работу большое подразделение — это дизайн. Поставлены амбициозные цели, команда Одноклассников пополнилась новыми супер-сотрудниками, один из них — руководитель команды дизайна Леонид Ивахов, с которым мы поговорили о переменах, что ждут нас впереди.

Леонид, расскажи, как ты появился в Одноклассниках и за что будешь отвечать?

В Одноклассники я пришел совсем недавно, а до этого 5 лет работал в «Билайне», руководил командой дизайнеров и исследователей. Мы запускали новый сайт, личный кабинет, мобильное приложение, делали множество спецпроектов и приводили в порядок все цифровые каналы коммуникации с клиентом. Часть проектов реализовали в партнерстве с такими топовыми командами, как Студия Артемия Лебедева, Promo Interactive, Actis Wunderman и Redmadrobot. Потом мне внезапно позвонили и предложили возглавить команду дизайнеров ОК.

В зону моей ответственности в Одноклассниках входит дизайн всего портала и сервисов ОК на всех платформах, организация команды, выстраивание новых взаимодействий.

Какая твоя первоочередная задача — навести порядок?

В общем, да. Очевидно, что у соцсети огромное историческое наследие, и к созданию сервиса приложило руку большое количество дизайнеров, менеджеров, разработчиков. Каждый делал, как ему казалось правильным, не всегда поглядывая на соседей. Такое явление — не редкость в больших проектах, но этого можно избежать.

Порядок нужно навести не только в интерфейсе, но в самой команде. Сейчас дизайнеры «разбросаны» по трём городам: Москва, Питер, Рига. В первую очередь, мы перегруппируемся и сядем за одним столом. Ещё мы ищем новых дизайнеров, у нас не хватает рук, поэтому иногда сотрудничаем с партнёрами.

На самом деле у нас всё очень круто организовано — у нас потрясающая система аналитики, которая позволяет измерять вообще всё. Дизайнеры сидят локоть к локтю с датамайнерами, которые творят волшебство по запросу. Уверен, нам позавидовали бы многие интернет-гиганты.

Мы регулярно проводим исследования аудитории, юзабилити-тесты в UX-лаборатории, устраиваем внутренние хакатоны и дизайн-лаборатории. Это всегда держит в тонусе и освежает понимание. Кроме того, активно используем новые технологии, общаемся с разработчиками дизайнерского программного обеспечения и бурно обсуждаем нововведения, ищем им применение.

Что еще? Мы выступаем на конференциях и обмениваемся опытом с лидерами рынка, пробуем новые методологии, устраиваем внутренние лекции.

Недавно мы запустили проект «Стандартизация», который позволяет дизайнеру в Sketch работать с актуальным дизайном, который есть на продуктивной среде. Больше не нужно хранить собственную библиотеку графических элементов и ворошить дизайн-архивы. Это решение позволяет убрать «разношерстность” в дизайне, экономить время на спорах, быстрее запускать изменения и общаться с разработчиком на одном языке — языке компонентов. Этот большой и важный шаг.

«Мы идём сразу эволюционным и революционным путем»

Как определяется, что дизайн работает лучше?

Методом эксперимента. Мы берем несколько вариантов дизайна, запускаем их на разные части аудитории и смотрим как изменились ключевые метрики, которые мы выбираем вместе с менеджерами: это и классы, и возвраты, и походы в гости, и комментарии, и перепосты, и продажи подарков и т.д.

Иногда побеждают варианты, на которые мы вообще не делали ставки, но «голос пользователя» важнее. Мы видим вовлечённость, более интенсивное взаимодействие, анализируем его причины и уже тогда принимаем решение о варианте-победителе.

Каких изменений в Одноклассниках можно ожидать в ближайшее время?

Мы идём двумя путями сразу — эволюционным и революционным. Первое, что мы делаем — постепенно и в то же время интенсивно повышаем уровень удобства по всему порталу на веб- и мобильной версиях, приложениях. Мы погружаемся в каждый сервис и делаем его немного лучше с каждым разом.

Кроме этого, мы, конечно же, думаем над концепциями: какими Одноклассники могут быть через год, два, пять. При этом ориентируемся не только на бизнесы, которые находятся рядом с нами (видеоплатформы, мессенджеры, музыкальные сервисы, фотопроекты и т.д.), а смотрим чуть шире: какие еще рынки могут оказывать влияние, чтобы придумывать что-то новое для наших пользователей. Поглядываем не только на западных аскетичных соседей, но и на Поднебесную, у них очень много всего интересного происходит.

В ближайшее время мы будем экспериментировать с совсем новыми дизайнами, смело, но аккуратно. Аудитория Одноклассников привыкла к тому, что есть сейчас, и если любое обновление резко отличается от текущего варианта, люди воспринимают его не всегда положительно. Однако мы намерены формировать новые привычки пользователей, несмотря на то, что это довольно тяжело и опасно, мы рискуем потерять нашего пользователя.

Что для тебя значит дизайн: зачем он нужен, какие задачи выполняет?

Я всё время задаю себе этот вопрос. Для меня дизайн — это гипотеза. Когда меня просят посмотреть на дизайн и спрашивают, хороший он или плохой, я всегда честно отвечаю: «Не знаю». Дизайн всегда решает какую-то задачу. Если отбросить все заумные догмы, то «радовать глаз» — тоже задача, которая может существовать. Почему бы и нет?

Для меня очень важное значение имеет впечатление, которое возникает у человека. Люди редко могут точно объяснить, почему им нравится или не нравится дизайн, они сами этого не знают, но очень хорошо ощущают. Важно научиться с этим работать.

Мы намерены формировать новые привычки пользователей, несмотря на то, что это довольно тяжело и опасно

С первого взгляда ОК — унифицированный продукт, одинаковый для всех. Каким образом можно настроить соцсеть под себя?

Уже сейчас такая возможность существует, просто тема персонализации касается не только того, как пользователь может оформить свое личное пространство визуально. Это затрагивает его интересы, поведение, людей, с которыми он общается и т.д. Когда человек заходит в ОК, он видит контент, который он же для себя сформировал, выбирая группы или друзей, игры, видео. Одноклассники ему рекомендуют какие-то вещи, основываясь на его предпочтениях и поведении.

Конечно, залезть в голову к пользователю, точно выявить, чего он хочет и сделать ему такой интерфейс, который 100% будет соответствовать его ожиданиям, — сложная задача, но мы к этому стремимся. Пусть мы не телепаты, но стараемся сделать сервис понятным абсолютно для каждого пользователя, чтобы его пребывание было органичным, интересным, чтобы хотелось с этим взаимодействовать.

«Мы идём сразу эволюционным и революционным путем»

Учитываются ли пожелания пользователей при разработке нового дизайна?

Конечно, мы анализируем всю обратную связь, которую мы получаем от пользователей, и очень часто это является секретным оружием в спорах, которые существуют между разработчиками, дизайнерами, менеджерами. Если мы не можем принять решение, что же лучше для пользователя, то анализируем, что нам пишут: довольны или не довольны, или хотят поделиться какими-то идеями. Очень часто получается, что мы выполняем желание пользователей — они довольны, и мы довольны.

Люди редко могут точно объяснить, почему им нравится или не нравится дизайн, они сами этого не знают, но очень хорошо ощущают. Важно научиться с этим работать

Как пользователи относятся к оранжевому цвету?

Если посмотреть на оранжевый в целом, то он яркий, живой, интересный, добрый, он про развлечения. Многие жалуются, что в других соцсетях скучно, серенько, потому что дизайнеры решили сделать визуализацию не заметной — в первую очередь должен быть виден контент. Мы тоже придерживаемся этой стратегии, но понимаем, что одновременно визуальное окружение создает определенное настроение, и это настроение нашей аудитории нравится, Одноклассники — добрая соцсеть.

Контент, который становится очень популярным в обсуждении, очень добрый, люди поддерживают, сочувствуют, мотивируют друг друга делиться чем-то хорошим, позитивным и т.д. Это всегда находит очень хороший отклик, а поскольку ОК не только про общение и взаимодействие, но и про развлечение, мы хотим, чтобы человек оставался с позитивным настроем не только от контента, но и от среды, в которой он все это видит.

Многие, привыкшие к другим соцсетям, нас «троллят» по поводу дизайна, но мы смеёмся и не обращаем внимания, просто делаем свою работу. Те, кто понимают, насколько ОК сложный продукт, относятся к нам с уважением и следят за нашими успехами, это приятно.

На самом деле показатели нашей работы не заметны с первого раза, но они есть и очень значимые. Одноклассники воспринимают всё лучше и лучше, ломаются прежние стереотипы, люди приятно удивляются. Мы видим это по результатам исследований удовлетворённости и лояльности. Но работы ещё много — мы знаем куда идём и чего хотим добиться.

Мы хотим, чтобы человек оставался с позитивным настроем не только от контента, но и от среды, в которой он все это видит

0
0
0
0
0

Материалы по теме

9 советов по типографике в баннерах для соцсетей или вечерний разговор с котом (и маркетологами)

Евгений Непомнящий арт-директор студии UDGF: «Этот блог читают обычно маркетологи и медиаменеджеры. Чтобы рассказать им про типографику просто и понятно,…

Планерка: тренды дизайна и переход в метавселенную

Планерка — рубрика, в которой мы делимся глобальными историями из digital-мира, которые случились на прошлой неделе. Заходите в блог в…

15 065
4 мин.
Планерка: покупки в соцсетях и гонорары инфлюенсеров

Планерка — рубрика, в которой мы делимся глобальными историями из digital-мира, которые случились на прошлой неделе. Заходите в блог в…

3 798
4 мин.