Позиционирование бренда означает его место в сознании покупателей. Первые ассоциации, которые возникают при виде торговой марки.
О позиционировании заговорили в конце 1960-х — и оно по-прежнему остаётся одним из главных инструментов маркетинга. Но сегодня к каналам его реализации добавился ещё один — социальные сети.
Как правильно позиционировать бренд в ОК, рассказываем в этой статье.
Для начала разберёмся, из каких элементов состоит позиционирование бренда.
Портрет клиента. Прежде всего, нужно определить, на какую аудиторию ориентируется бизнес. Для этого составляют портрет клиента — список характеристик будущего покупателя. Сюда входят пол, возраст, местоположение, образование, род занятий, уровень дохода, даже привычки и предпочтения.
Портрет клиента детского развивающего центра может выглядеть так: женщина 25-30 лет в декрете с ребёнком 1-3 лет, живущая неподалёку и интересующаяся педагогикой и ранним развитием; уровень дохода — средний или ниже среднего.
Стратегия брендинга. Брендинг включает разработку логотипа, фирменного стиля, слогана и основных ценностей компании. Важно, чтобы всё гармонично сочеталось между собой.
Так, бренд экологичных чистящих средств транслирует семейные ценности и заботу о природе и окружающих. Об этом говорят спокойные бежево-зелёные тона в оформлении упаковки и сердечки в шрифте.
Поведение бренда. В узком смысле под поведением понимают голос бренда — правила и стиль общения с клиентами. Он может быть оптимистичным, спокойным, мотивирующим, формальным, дерзким и т.п.
В широком смысле к нему добавляются другие способы взаимодействия с аудиторией: от реакции на негатив до участия в благотворительных акциях и популярных трендах.
Уникальное предложение. Наконец, объективно отделить себя от конкурентов позволяет уникальное торговое предложение (УТП). УТП — это ценность предложения для клиента, которую он не может получить у других брендов.
Например, УТП известного mp3-плеера: «1000 песен в твоём кармане». Обратите внимание: акцент на уникальности — количестве песен. Качество звука и функциональное управление есть у других брендов, но если хотите взять в дорогу всю свою фонотеку — вам нужен именно этот.
Вместе рассмотренные элементы определяют положение бренда на рынке и в сознании потребителя. Таким образом, суть позиционирования — это разработка и применение каждого из них.
Теперь перейдём к стратегиям, с помощью которых можно на практике позиционировать бренд.
Чаще всего, бизнесы выбирают один из следующих подходов:
Самый логичный вариант для бренда с сильным УТП. Эти компании часто называют себя лучшими или единственными в своей нише. Скажем, «Лучший клиентский сервис среди маркетинговых агентств» или «Единственные в мире аксессуары для диабетиков».
Часть брендов делает ставку на сообщество клиентов. Становясь обладателем продукта, потребитель получает пропуск в эксклюзивный клуб единомышленников. Пример такого бренда — производитель садовых и бытовых инструментов, создавший международное объединение скрапбукеров. Это объединение значит для его участников намного больше, чем ножницы и дыроколы, которые выпускает компания.
Клиент выбирает не столько товар, сколько вклад бренда в социальное благополучие. Так, крупный бренд одежды целенаправленно сокращает потребление воды, затрачиваемое на производство джинсов. Его забота об экологии — важная часть рекламных материалов и контента на корпоративном сайте.
Ценовую стратегию позиционирования выбирают два типа брендов. Во-первых, бюджетные аналоги дорогих товаров: так недорогая косметика повторяет линейки люксовых производителей. Во-вторых, компании из премиум-сегмента, которые подчёркивают престижность предложения высокой ценой. Достаточно вспомнить любую известную марку модной одежды.
Бренд можно позиционировать через чётко очерченную целевую аудиторию. Яркий пример — барбершопы. В отличие от салонов красоты с широким спектром услуг, они рассчитаны на вполне конкретных посетителей. Как правило, это молодые мужчины, работающие в офисе по IT- и близким специальностям, семейные и ведущие активный образ жизни.
Позиционировать себя в качестве противоположности главному конкуренту — ещё один известный подход. Его часто используют бренды, занимающие вторые места на своих рынках. Не имея преимущества в размере и популярности, такие компании не могут позволить себе посредственный клиентский сервис.
Именно этот факт и становится основой их маркетинговых кампаний. Потребители, которым важно качество обслуживания, а не известность марки, выбирают именно их.
Итак, мы узнали, как и с помощью каких инструментов можно позиционировать бренд. Переходим к главному — как делать это в ОК.
Разработать голос бренда. В социальных сетях главный элемент позиционирования — голос бренда. Определите, в каком стиле будете общаться с пользователями от имени компании. Затем постоянно придерживайтесь его — а также зафиксируйте в шаблоне ТЗ для внешних подрядчиков.
Вскоре клиенты смогут узнавать вас по голосу бренда, как давнего знакомого. Узнаваемый стиль общения хорошо привлекает целевых пользователей и отделяет неподходящую аудиторию.
Оформить группу бизнеса. Брендинг в ОК начинается с оформления группы. Загрузите аватар и обложку в цветах бренда, добавьте товары, настройте меню, не забудьте заполнить описание. Старайтесь поддерживать единый стиль при оформлении иллюстраций для постов и обложек видеороликов.
Составить контент-план. Запланируйте публикации на 1-2 месяца вперёд, чтобы поддерживать образ бренда постоянным присутствием в новостной ленте. В контент-план можно вписывать только темы, а тексты постов готовить позже. Однако стоит иметь запас готовых публикаций хотя бы на неделю, чтобы не нарушать график.
Взаимодействовать с аудиторией. Ценности компании проявляются во взаимодействии с пользователями. Отвечайте на комментарии, используя фирменный голос, находите упоминания бренда — и реагируйте на них в соответствии со стратегией позиционирования. И вне зависимости от стратегии — отвечайте всем и решайте проблемы клиентов. Это покажет, что на вас стоит подписаться в ОК.
Выбирать правильные тренды. Новые тренды и флешмобы появляются в интернете каждый месяц. Важно не идти на поводу у моды, а участвовать только в тех, которые отражают ваше позиционирование.
Бренд, главная ценность которого — комфорт, не станет обливать сотрудников ледяной водой, даже во имя благотворительности. Зато сможет присоединиться к тренду в честь Дня заботы о себе, если такой будет проходить в соцсетях.
Сотрудничать с подходящими блогерами. То же касается и лидеров мнений, с которыми вы объединяетесь для продвижения. Прежде чем заказывать публикацию в блоге, убедитесь, что взгляды автора совпадают с ценностями бренда.
Не стоит жертвовать аутентичностью ради широкого охвата. Если делаете акцент на позиционировании, в долгосрочном периоде важнее сообщество лояльных клиентов. Найти подходящий блог в ОК можно здесь.
Оставаться верными себе. Даже когда дела идут неважно. Так, бренд из премиум-сегмента не должен проводить акций с большими скидками, чтобы поднять продажи. Эффективнее запустить дочерний бренд для другого ценового сегмента.
Занимаясь позиционированием, важно быть последовательными во всём. Не публикуйте заявлений, расходящихся с ценностями компании, и не участвуйте в противоречащих им трендах (какими бы массовыми они ни были).