Автор: Антон Городецкий
Мы в «Канобу» — внезапно — очень любим видеоигры. И хотя они плотно закрепились в мировой поп-культуре, все еще часто можно встретить людей, считающих, что игры — это что-то детское и из них нужно «вырастать». Чтобы лишний раз доказать, что это не так, мы побеседовали с несколькими успешными, состоявшимися и все еще играющими людьми — об их работе, увлечении видеоиграми и отношении окружающих к этому хобби.
Я — руководитель социальной сети «Одноклассники». Чем занимается руководитель более-менее высокого звена? Если совсем упрощать, он может сделать три вещи: определить цели, дать ресурсы, а дальше не мешать.
Самое большое мое достижение — то, что в ОК удалось собрать такую команду, которой можно спокойно не мешать. На это у меня ушло примерно два года. Из глобальных вещей: мы сменили модель монетизации (вместо подарков сделали акцент на рекламе), в разы повысили объем и активность коммуникаций пользователей и смогли запустить и развить культуру мобильного социального гейминга. В бизнесе вообще самое сложное — это научить людей что-либо делать, а нам удалось привлечь на мобильную платформу большую аудиторию, причем некоторые люди сменили web на мобильные — и стали играть там. И это привлекает к нам новых создателей игр, которые делают платформу ОК разнообразнее.
У меня взаимодействие с играми волнообразное. Играть я начал в институте, где-то на первом курсе у меня появился нормальный компьютер. Это был 1997-й или 1998-й. Тогда все гоняли в первую Quake. До сих пор помню: у меня стоял диск Violator Depeche Mode, я под них играл в первую «Кваку» — и сейчас, когда слышу эти песни, у меня прямо флешбеки всплывают. Потом было немного не до игр, а вернулся я в это дело, когда сам пошел работать в игровую индустрию.
Я был техническим директором в команде, которая делала Destiny Sphere — это было как раз в тот момент, когда браузерные игры стали вымещать казуалки из-за более простой модели дистрибуции. Мы были первыми, кто сделал полностью флешовый клиент для космической RTS. Кто знает, сделать на php стратегию — это нечто, конечно.
Чтобы сделать хорошую игру, нужно в нее играть самому. Мы играли и в Destiny Sphere, и в другие браузерки, а еще в офисе все играли в Counter-Strike. Мы даже людей, которые на собеседования приходили, спрашивали, играют ли в CS — и если да, прямо после собеса шли играть с ними, потому что игра — это своеобразная экстремальная ситуация, в которой человек сразу раскрывается лучше, чем на любом собеседовании. Есть понятие «социально ожидаемые ответы и вопросы»: например, спросите любого, хотите ли вы развиваться? Конечно, хотят (впрочем, есть и исключения). И на собеседованиях можно легко манипулировать этими ответами. А во время игры так сделать гораздо сложнее, в этот момент работают больше подсознание и рефлексы.
Потом я подсел на мультиплеер Call of Duty: Modern Warfare 4 — вот там уже почти началась игровая зависимость, когда, если не поиграть, начиналась ломка. Потом я перешел в Mail.ru, в игровое подразделение; мы делали большие RPG — и все играли в World of Warcraft. Пол «Мэйла» менеджмента тогда играли в «Варик».
И, конечно, нельзя упускать тот факт, что всю жизнь я играю в Diablo, начиная с первой части и заканчивая консольной версией третьей, в которую я играю с детьми — у меня близнецы, и для меня это отличный способ пообщаться с ними.
Понятно, что когда ты начинаешь уходить в это с головой, это плохо. У каждого из нас есть ограниченный бюджет времени, который мы распределяем между близкими, работой, хобби. Если что-то из этого начинает неконтролируемо расти, ты неизбежно почувствуешь негатив от других участников процесса. Это простая математика. Я его почувствовал — и прекратил.
На самом деле, круто, что с ростом мобильных платформ средняя сессия в играх стала короче — сегодня есть масса игр, в которых можно потратить на партию несколько минут, в перерывах на работе или между встречами, например.
Клавиатура портит все. Консоль в плане игр намного круче, но лично мне не хватает клавиатуры и мыши, а те компромиссные решения, которые есть, не устраивают. Но плюс консоли в том, что она позволяет быстро начать играть: я стал ленивым, мне некогда разбираться в настройках — я пришел, нажал на кнопку, сел — и все хорошо. Игры дороже? Ну я не покупаю 10 игр в месяц — купил одну-две игры и нормально.
Коллеги подарили мне на день рождения PlayStation VR — я теперь играю плотно в SUPERHOT VR. Это офигенная игрушка, крутое использование технологии. Еще классная Firewall: Zero Hour — механики стрельбы очень близки к жизни, я занимаюсь стрельбой и знаю, о чем говорю. Единственный минус — укачивает немного.
Это как с едой и музыкой — я просто не буду тратить время на неинтересные продукты. Чему меня научили игры — это тому, что они про эмоции, про удовольствие. Даже если игра лагает где-то, но саппорт отработал так, что игроки остались довольны, — мы все равно получили удовольствие. Среди продуктов разных жанров всегда есть что-то интересное — поэтому у меня нет такой игры, в которую я играл три дня, а потом такой «Ну и отстой, зачем я в это играл!»
Ну я все-таки разумный человек и отдаю себе отчет, на что и сколько трачу времени, так что до совсем чего-то экстремального не доходило. Мы работники интеллектуального труда, наша задача — что-то придумать. Видеоигры — это как раз один из источников идей и контента. Такой же, как книги, путешествия и фильмы. Чтобы что-то придумать, нужно постоянно потреблять что-то новое. Blizzard, к примеру, никогда не делали ничего революционного, 80-90% того, что они делают — это проверенные механики + 10% легких экспериментов.
3900 рублей с чем-то, полный комплект Diablo купил на PlayStation.
Уже сейчас понятны две ветви: мобильный гейминг и VR.
С мобильным геймингом такая штука. Инновации — это сложно и дорого, не все их могут себе позволить. В мобильных играх в AppStore и Google Play конкуренция очень высокая, и чтобы заработать много денег, тебе нужно потратить много денег. Если ты мелкий, тебе очень тяжело. Чтобы получить аудиторию, нужно зарабатывать, а чтобы заработать, нужна аудитория. Тем не менее мобайл растет и располагает к экспериментам. «Одноклассники» это понимают и поэтому дают бесплатный трафик мобильным играм, чтобы они могли внедрять инновации, экспериментировать и зарабатывать.
В VR главная проблема — переступить технический порог, после которого игра перестанет вырывать тебя из эмоций. Пока что мы еще не там — поэтому VR не стал супермассовой историей на бытовом уровне.
Вообще надо сказать, что именно развлечения — главный двигатель прогресса в мире. Взять хоть казино: они были одними из первых, кто стал использовать ту же систему распознавания лиц.
Спорт. Причем неважно какой: я КМС по пауэрлифтингу, у меня 1-й разряд по дзюдо, я мастер спорта по практической стрельбе. Главное в спорте — это попасть к правильному тренеру, который сможет тебя увлечь за первые несколько занятий. В этом он похож на видеоигры — там тоже нужно суметь захватить внимание человека с первых минут и часов.