Антон Федчин: Минск — хороший вариант для тех, кто занимается стартапами

283

Вокруг соцсети Одноклассники сложился стереотип о том, что там ставят «классы» лишь наши родители, а тусоваться с ними совсем не модно. Руководитель проекта рассказал корреспонденту Onliner.by, как с помощью стриминга и киберспорта соцсеть молодится, как отучить себя от сетевого пиратства и кому стоит переезжать в минский Парк высоких технологий.

Одноклассники как команда разработчиков разбросаны по четырем офисам (Москва, Рига, Санкт-Петербург и Нижний Новгород), в которых трудятся порядка 500 человек. Антон Федчин возглавил компанию в 2014 году. До этого он с 2011-го руководил разработкой проекта в роли технического директора. За плечами Антона годы работы в геймдеве.

— Оценивать размер проекта по размеру команды не стоит. В определенный момент мы стали увеличивать техническую команду, выросли втрое, но со временем поняли, что дальнейшее увеличение не имеет смысла: растут расходы на организацию и менеджмент самого процесса. Если и дальше будем расти, то придется нанимать менеджеров для менеджеров, появится иерархическая структура, а мы сторонники более плоского подхода.

При такой структуре каждый участник понимает свое влияние на процесс, думают все головы. При иерархической структуре часть голов вовсе отключается или думает одна голова, которая может надумать чего неправильного.

В какие соцсети ходит глава Одноклассников

— Пользуюсь всеми основными соцсетями. Мы очень внимательно мониторим все, что происходит вокруг. По роду своей деятельности я едва ли не принудительно заводил аккаунты во всех соцсетях, по несколько аккаунтов в разных.

У меня два телефона — на iOS и Android, на которых стоят разные приложения, чтобы я заставлял себя пользоваться разными аппаратами. Наверное, на меня, как на обычного пользователя, в этом плане не стоит равняться.

О хайпе ради хайпа

— Мы занимаем сдержанную позицию в плане просто использования технологий и продуктовых фич. Мы не технологическая компания, чтобы делать фичи ради фич, мы продуктовая компания. Мы постоянно смотрим на рынок, четко понимаем, что работает, что не работает, и интегрируем только те вещи, которые будут работать для нашей аудитории.

Когда какие-то вещи внедряются, надо четко понимать, как это впишется в твой сценарий поведения аудитории, как у тебя организована твоя платформа, экосистема.

Те же Stories хорошо пошли в Instagram. Потому как там ведут в основном свои личные страницы блогеры. В Одноклассниках же блоги ведутся от групп. И «сториз» от групп выглядят немного непонятно...

Во многих проектах, которые сейчас их запустили, можно наблюдать пустые плашки на месте, где должны быть истории. Это на самом деле больше демотивирует, чем производит вау-эффект.

Мы общались с ребятами из WhatsApp, интересовались, почему они так странно воткнули «сториз» в уголок своего приложения. Говорят, к ним пришли и сказали, что надо сделать, потому что у всех есть. Вот они и запихнули фичу от скромности подальше.

Это пример того, когда фича интегрируется не потому, что она нужна, а чтобы было как у всех.

Чем отличаются белорусы

— В целом тренды поведения пользователей Одноклассников в Беларуси особо не выделяются. Заметно, что растет потребление «тяжелого» контента — в частности, видео. Мы связываем это с домашним интернетом, который становится и дешевле, и доступнее в стране. В плане затрат средний чек белорусов на сервисы в соцсети практически совпадает с другими регионами.

Главное отличие — это большое проникновение товаров внутри групп, которые торгуют одеждой, обувью, бытовыми товарами, хендмейдом. Треть белорусской аудитории Одноклассников в это вовлечено, что является очень хорошим уровнем проникновения. В этом плане белорусы даже опережают другие регионы, в которых аудитория подобных сервисов только растет.

Возможно, это следствие того, что в Беларуси высокий уровень IT. У вас много стартапов на душу населения, хороший уровень специалистов. Население лучше понимает возможности современных технологий.

Война мессенджеров и соцсетей

— Соцсети — это история про потребление контента, про платформу, на которой появляются дополнительные сервисы, и про широкое распространение информации. Когда я хочу огласить факты всем, я иду в соцсеть. Когда я хочу историю, связанную с локальным распространением информации, использую мессенджеры.

Мы смотрели на рынок СНГ и пытались понять, почему люди пользуются мессенджерами, ведь общаться можно и в соцсети. Но люди используют мессенджеры потому, что они максимально оптимизированы для обмена сообщениями. Любая соцсеть — это как минимум плюс один клик. Соцсеть — большая платформа с сервисами. А люди экстремально чувствительны к скорости работы приложений.

Мессенджер же меньше потребляет трафика, энергии, менее требователен к ресурсам телефона. Потому мы в свое время решили сделать отдельное приложение «ОК Сообщения», которое позволило бы людям более эффективно общаться со своим кругом в Одноклассниках. Люди стали им довольно активно пользоваться и писать в четыре раза больше сообщений, чем внутри самой соцсети.

Мы решили не ограничивать мессенджер графом Одноклассников и со временем выделили его в новый продукт TamTam. В результате в нем собралась своя собственная аудитория, которой нет в Одноклассниках. Это помогает выйти за пределы постсоветского пространства. Например, у TamTam уже есть своя аудитория в Индии. Распространение программного продукта в условиях современной цифровой инфраструктуры происходит довольно быстро, и сложно предугадать, где он выстрелит.

Ни один мессенджер не приносит пока прибыли. В первую очередь это аудиторный продукт, а вопросы по бизнесу в нем можно решить, когда он станет массовым и популярным.

Пиратство и онлайн-кинотеатр

— Мы не отказались от идеи создать собственный онлайн-кинотеатр. Мы решали вопросы с партнерами, с правообладателями, с платными подписками. Когда мы имеем дело с лицензионным контентом, то это вопрос в том числе и отчислений правообладателям. Эти моменты мы все уже решили и собираемся раскручивать данную тему в следующем году.

Как заставить пользователей отказаться от пиратства в пользу лицензионного контента? Я считаю, что заставлять никого не надо. История про платные сервисы — это про культуру, менталитет, социальные процессы, а не про продукт и насилие над кем-то.

В свое время в рунете была полная свобода. Никто не понимал, почему и как надо платить за контент. Это последствия очень быстрой интернетизации, очень быстрого внедрения современных технологий, за которыми люди не всегда поспевают.

Раньше ведь была понятная парадигма: иду в магазин, плачу за книгу, получаю осязаемый физический объект. Я понял, за что заплатил. А когда получаешь файл в электронном виде, не совсем понятно, за что ты отдал деньги. Я же просто послушал, жалко, что ли?

Когда я еще не работал в геймдеве, тоже так думал: зачем платить, просто скачаю да посмотрю. Позже понял, что пиратские игры — это не хорошо. За игры просят не столь большие деньги. И если мы не будем платить разработчикам, то их некому будет делать и нам не во что будет играть.

Постепенно, усилиями авторов, менталитет людей начинает исправляться. Люди догадываются, что лучше поделиться копеечкой, чтобы автор получил поддержку и творил еще. Потому что новую книгу можно не увидеть, а новую песню — не услышать.

И тут скорее речь идет не о том, как сделать продукт и заставить кого-то им пользоваться, а о глобальной смене менталитета. Интернет, который сделал возможным быстрый обмен информацией, влияет на многие вещи, связанные с менталитетом. У людей увеличился темп жизни, от анонимности у многих срывает крышу, само общество подстраивается под новые условия окружающей среды. В истории было много таких моментов. Индустриализация, урбанизация и прочие процессы, в результате которых общество перестраивалось. В последние годы это перестроение ускоряется.

Одноклассники тоже стримят

— Мы всегда делаем упор на то, чтобы вовлечь пользователей. 75% нашей дневной аудитории заходит в соцсеть почти каждый день. Это наш главный показатель. А потому мы делаем упор на вещи, связанные с контентом. Мы хотим, чтобы у нас был максимум разного, но интересного контента.

В качестве общего тренда можно выделить упор на видео в целом и на стриминг в частности. Раньше ролики представляли из себя контент от профессионалов и хорошо подготовленных любителей. Но самым массовым становится контент, который генерируют сами пользователи. С ним сложно, потому как сделать качественное видео на фоне блогеров и профессионалов обычному человеку тяжело. Стриминг же изменил эту ситуацию и позволил создавать востребованные трансляции.

Стриминг — это живой репортаж с места событий. И ожидания по поводу качества подобных роликов не такие суровые. Ценность для зрителей именно в этом репортажном моменте с места событий, в личности автора. Ведь тот же стрим через две-три недели вряд ли будут активно просматривать, он живет сутки-двое. Но тем не менее количество трансляций выросло, как и вовлеченность аудитории. Это кардинально изменило ситуацию в видеосегменте. За последний год количество просмотров трансляций на нашем сервисе увеличилось в 10 раз.

Что стримят в Одноклассниках

— Стриминг как жанр сейчас только складывается. Это может быть просто общение в онлайне, появляются фактически маленькие радиостанции, где играет музыка. Кто-то делает подборки видео, представляя собой маленький телеканал. Кто-то устраивает караоке. Жанр развивается, предоставляя новые неожиданные форматы.

Школьники, например, стримят с уроков для своих одноклассников, которые прогуливают. У нас был рекорд с огромным количеством просмотров, когда человек просто стримил со своего балкона, как внизу во дворе парни играют в футбол. Резонанс был больше, чем когда мы транслировали настоящие футбольные матчи. Я и сам посмотрел. Там пацаны действительно неплохо играли, дядька очень колоритно комментировал со своим бытовым юмором, в чате общались люди. Смотрелось классно.

Киберспорт — это отдельное направление, которое мы для себя открыли. Мы полностью транслировали Kiev Major, и в финальный день наше отдельное шоу собрало 10 млн просмотров. Конечно, в большинстве это удел молодежи: 65% людей, которые смотрят киберспортивные ивенты в Одноклассниках, младше 25 лет.

Источники для роста

— Существует глобальный Facebook и российский рынок, на котором есть свои хорошо локализованные и сильные игроки. Тем не менее у нас имеются большие диаспоры в Европе, США, Израиле, Италии.

Мы стабильно прирастаем год от года за счет мобильных направлений, но в большей мере мы обращаем внимание на глубину и частоту использования сервисов. Для нас это главный показатель, в котором мы очень сильно прогрессируем.

Люди сейчас в принципе стали больше времени тратить на информационные технологии. Мы запустили и будем развивать витрину сервисов, потому что сейчас мало просто дать возможность коммуникации с другими пользователями, возможность потребления контента. Люди хотят за счет любимых платформ удовлетворять и свои офлайновые потребности. Один из основных трендов в сети — это сервисы, которые позволяют убрать лишних посредников, ускорить сервис и удешевить его. Это видно на примерах такси, службах доставки еды и прочем.

Как уживаются дети и родители

— Особенность нашей аудитории в том, что она структурно повторяет аудиторию рунета: Одноклассниками равномерно пользуются люди разных возрастов. При этом у нас присутствует и хорошо себя чувствует аудитория старше 35 лет. Что такого глобального сделали Одноклассники в рунете? Они объяснили людям, зачем нужна соцсеть. Когда я работал в питерском университете и мне в первый раз показывали ВКонтакте, то объясняли, что это сайт, с которого можно восстановить контакты, если ты потеряешь свой телефон.

На заре появления соцсетей люди не очень понимали, что это и зачем. Одноклассники же дали понятный посыл: найди своего одноклассника, сослуживца, узнай, как у него дела. Естественно, одноклассников и сослуживцев искали не школьники, а люди постарше, которые со временем растеряли эти связи. Отсюда и пришла эта взрослая аудитория.

— Как сосуществовать двум разным возрастным аудиториям?

— Большинство проектов в интернете горизонтальные в плане взаимодействия в рамках одного возраста. У нас же присутствуют довольно активные вертикальные связи. Когда мы анализируем, как люди общаются, эти связи четко прослеживаются.

При использовании простых технологий сосуществование людей разных возрастов оказывается довольно сложным. Потому что тебе может не подойти то, что покажет лента новостей. В обычной неалгоритмической ленте ты видишь и то, что тебе интересно, и то, что не нравится. Современные технологии рекомендаций и компьютерного зрения позволяют нам показывать в ленте контент с учетом возрастных и прочих критериев — так, чтобы более четко попадать в интересы пользователей. С каждым месяцем эта проблема отходит все дальше, ведь алгоритмы «умной» ленты работают все лучше.

Про аккаунты умерших людей

— У нас есть стандартная процедура. В случае смерти человека его родственники могут обратиться в техподдержку, выслать скан соответствующего документа и принять решение о том, что они будут делать с аккаунтом. Его можно заблокировать: он останется в соцсети, но никто не сможет под ним залогиниться или украсть его. Кто-то принимает решение удалить аккаунт. Момент тонкий, потому что аккаунт в соцсети — это очень личное, он содержит много воспоминаний о человеке.

О переезде в ПВТ

— Это тот случай, когда говорить о количестве людей в компании оправданно. Есть два фактора, которые влияют на такие решения: размер компании и экономическая эффективность проекта. Когда у вас небольшая фирма и ее эффективность еще невысока, разумным решением будет поиск той локации, где будут более льготные условия.

Переезд в Беларусь небольшой российской компании — это не такой уж большой стресс. Минск рядом, у вас многие говорят по-русски, все внутри приятно, мило, чисто, аккуратно. Это хороший вариант для тех, кто занимается стартапами.

Для крупного проекта, разбросанного по четырем городам, делать такие серьезные телодвижения — не очень хорошая история. Любая релокация для такой массы людей — это всегда потери. Кто-то не поедет, кто-то расстроится. Это серьезные встряски. Потеря даже одного разработчика при релокации может свести выгоду от всех льготных условий на нет.