В плену стереотипов. Интервью с «Дождем»

2,027

 

Брать интервью у журналистов страшно. Страшно интересно. Особенно, когда всем кажется, что между Одноклассниками и СМИ – огромная пропасть. Интерес сменяется воодушевлением, когда в течение разговора понимаешь, что у вас много общего, гораздо больше, чем видят многие. От этого чувства желание поделиться такими открытиями с миром растет с каждой минутой. О том, что такое настоящая журналистика, почему важно быть честным с пользователями и что связывает телеканал «Дождь» и Одноклассники, мы поговорили с шеф-редактором сайта «Дождя» Ильей Клишиным и руководителем службы новостей Дмитрием Трещаниным.

Как пришла мысль завести группу в ОК? Почему?

Илья: Должен честно сказать, что группу завел не я. Я пришел на канал два с половиной года назад, в марте 2013-го. Сообщества в соцсетях были кладбищем видео, туда накидывали много видео из эфира, только начали писать новости на сайте. В то время вели только Facebook, Twitter и Вконтакте, контента было в разы меньше, чем сейчас. Сообщество в ОК создала Полина Козловская, которая сейчас работает заместителем генерального директора Синдеевой. Пять лет назад, когда «Дождь» только появился, она занималась сайтом и соцсетями. Когда я пришел, мы стали набирать новостников, редакторов соцсетей и тогда реанимировали наше сообщество, которое с переменным успехом ведем уже два года. Все подписчики, которые там есть – это органический рост без какого-то платного привлечения.

Почему мы решили это сделать? Уже который месяц какой-нибудь модный колумнист делает открытие: «О, боже мой, на Одноклассниках классно вести аккакунт, давайте все модные медиаменеджеры сюда». На самом деле, смешно, потому что мы это поняли еще два года назад, и этот неоправданный снобизм медийной и рекламной тусовки непонятно чем подкрепляется, кроме каких-то личных представлений.

Уже который месяц какой-нибудь модный колумнист делает открытие: «О, боже мой, на Одноклассниках классно вести аккакунт, давайте все модные медиаменеджеры сюда». На самом деле, смешно, потому что мы это поняли еще два года назад, и этот неоправданный снобизм медийной и рекламной тусовки непонятно чем подкрепляется, кроме каких-то личных представлений

Дмитрий: У меня был такой снобизм, когда я работал в «Русской планете» до переформатирования. Когда появилась идея открыть сообщество в ОК, первое время у меня был действительно снобизм: «А вы уверены, что там вообще есть наша аудитория?» Но жизнь все расставляет по местам, и выяснилось что аудитория есть, она качественно ничем не хуже Facebook или Вконтакте, у нее есть определенные вкусовые отличия, безусловно, что читают больше, что-то меньше. Я помню какой-то репортаж, который был действительно сложным для аудитории, но мы получили огромное количество «Классов!» и просто сногсшибательное количество переходов – сто или двести тысяч. После этого я полностью переменил свое отношение к Одноклассникам, и здесь на «Дожде» я главный лоббист ОК, так получилось. Я до сих пор не понимаю всех вещей, так сложилось, я в основном пользуюсь Twitter, остальные сети не очень люблю. При этом, я смотрю на нашу аудиторию в Facebook, Вконтакте и Одноклассниках и понимаю, что комментируют примерно одинаково, не хуже, не лучше, не глупее, не умнее. В ОК – такие же абсолютно люди, и почему мы должны отказываться от них только потому, что они просто пользуются другой соцсетью? Если бы я рекомендовал новому СМИ, какие соцсети задействовать, Одноклассники безусловно входили бы в этот список.

Илья: Twitter сейчас, правда, практически не дает трафика, есть такая проблема, это больше коллективный чат среди журналистов, если утрировать. Есть такое мнение в медиа-аналитике: Facebook – это пузырь, который создает иллюзию и формирует ленту из тех, кто тебе близок. Складывается ощущение, что если сто твоих друзей так думают, значит, все так думают. И получается замкнутый мир. В принципе, это решение здравого смысла, где есть очевидные плюсы и нет очевидных минусов. Это уже вопрос к медиаменеджеру, если он здравомыслящий, то хотя бы проверит: у тебя есть три точки входа трафика, почему бы не добавить четвертую или пятую, шестую. Если ты не хочешь ее добавлять, потому что по твоим внутренним взглядам это не правильно или не модно, значит, ты дурак просто.

При этом, я смотрю на нашу аудиторию в Facebook, Вконтакте и Одноклассниках и понимаю, что комментируют примерно одинаково, не хуже, не лучше, не глупее, не умнее. Если бы я рекомендовал новому СМИ, какие соцсети задействовать, Одноклассники безусловно входили бы в этот список

Дмитрий: Есть проблема администрирования, для этого нужны ресурсы, которые у некоторых изданий ограничены, тогда действительно возникает выбор, что нужно и что не нужно. Было время, я говорил одному человеку: «Давай добавим кнопочки «Поделиться» социальных сетей в статьях». Он ответил: «Зачем? Это же маленькие банеры, они же нам не платят за эти маленькие банеры».

Какие мифы об Одноклассниках разбились о реальность?

Илья: Мы недавно добавили кнопочку ОК под нашими статьями, и у нас Одноклассники на втором месте после Facebook по репостам. Люди прочитали новость и нажимают поделиться не в Twitter, Вконтаке, а в ОК. Оказывается, у пользователей, которые приходят на наш сайт, была мотивация «расшаривать» контент в Одноклассниках, но не было такого инструмента. Мы недавно его добавили, и сходу второе место. Я, честно, не ожидал этого. Оказалось, что все правильно сделали.

Мы недавно добавили кнопочку ОК под нашими статьями, и у нас Одноклассники на втором месте после Facebook по репостам

Дмитрий: В тот момент, когда добавляли кнопку, я посмотрел, кто из СМИ присутствует в Одноклассниках, и выяснил, что сообщество «Дождя» находится в ТОПе, несмотря на то, что мы не сильно в это вкладываемся. В ОК мы просто официально подвали информацию, не адаптировали и, тем не менее, популярны у аудитории.

У людей есть несколько базовых потребностей. Первая – это любопытство, то, на что мы все новостники работаем. Вторая – желание узнавать новости и не отставать от современности, и эти люди пользуются соцсетями. Если человек завел аккаунт в соцмедиа, это уже активный человек и, естественно, ему интересны новости. Я больше удивлен, почему наши конкуренты так мало внимания уделяют ОК.

Илья: У меня есть ощущение, что за последние пару лет у Одноклассников появилось второе дыхание. Если ставили задачу рассказать, что вы обновились и стали другими, даже до меня по касательной это сообщение доходит. Общий тренд – восходящий, и это очень круто.

Если человек завел аккаунт в соцмедиа, это уже активный человек и, естественно, ему интересны новости. Я больше удивлен, почему наши конкуренты так мало внимания уделяют ОК