Эксперты

Михаил Гейшерик: «Мне заплатили 100 долларов, но ролик снимать не стали»

9 сентября 2014
5 мин. чтения
Михаил Гейшерик: «Мне заплатили 100 долларов, но ролик снимать не стали»

Поговорили с Михаилом Гейшериком о его карьере, digital рынке и его месте в нем, почему уходят из SMM и возвращаются ли туда?

Досье

  • Михаил Гейшерик
  • Business Development Director GRAPE
  • 29 лет
  • 11 лет в рекламе
  • 8 лет в Digital
  • 5 лет в Grape

Обычно мы начинаем интервью с вопроса о том, как люди попали в рекламу, о предпосылках и первых шагах в этом бизнесе. С тобой – немного иначе: как получилось, что ты ушел из SMM?

В какой-то момент понимаешь, что нужно двигаться дальше – так было и в случае с SMM.

Итак, твоя последняя SMM-команда была в GRAPE. Какими самыми знаковыми моментами тебе запомнилась эта работа?

Мы сформировали SMM-отдел в Grape в 2009 году, то есть мы чуть ли не первыми начали серьезно оказывать именно SMM-услуги – до этого на рынке было полно разных терминов – от «вирусного маркетинга» до «влияния на поведение потребителей в социальных сетях». Мы же этот набор услуг упорядочили и начали позиционировать как social media marketing.

Вообще, было много моментов, когда что-то делали «первыми»:

– первая настолько масштабная кампания в социальных сетях, что у площадки не было достаточно трафика, чтобы за 2 месяца открутить весь объем рекламы (запуск сообщества Clearasil в 2009 году)

– первые международные награды за SM-проекты (Beesawards, 2010)

– первое российское агентство, про которое написали на Mashable (2010)

– первый масштабный проект с миллионами активно вовлеченных пользователей, которых мы смогли за счет интересной идеи поднять из-за компьютеров и вывести на улицу (МТС Redquest, 2010-2011)

Таких штук можно вспомнить на много страниц – они в основном и запоминаются.

Ты можешь однозначно сказать, что за время работы в SMM повлиял на дальнейшую судьбу отечественных социальных сетей и на развитие соцмедиа в России в общем?

Однозначно на судьбу социальных сетей в России повлияли Попков, Дуров и Цукерберг. А про мою роль точно нужно не у меня спрашивать, а у коллег и экспертов – им виднее.

Твое самое лучшее SMM-детище, твой «франкенштейновский монстр» – это…

Все проекты, которые мы делали в SMM, мне искренне нравятся. Приятнее всего, когда мы можем проследить прямое влияние social media на продажи – впервые у нас это получилось сделать с Clearasil при запуске их сообщества – нам с командой бренда тогда удалось повысить продажи на 30% по сравнению с предыдущим годом.

Все же нельзя не спросить об истоках, с чего ты начинал свою карьеру в рекламном бизнесе?

На первом или втором курсе университета я начал работать в небольшом рекламном агентстве – сначала в формате стажировки, потом на постоянной основе. Мы с другом участвовали в креативных штурмах и пытались придумывать идеи, писали сценарии и тексты. Но в основном, конечно, занимались чем-нибудь скучным, типа наполнения баз данных. Один раз сценарий ролика для зубной пасты, который я придумал, помог агентству выиграть тендер. Мне заплатили 100 долларов, но ролик в итоге не стали снимать – так я понял, как работает рекламный бизнес.

Почему ты поменял Head of SMM именно на Business Development Director?

Это вполне логичный шаг. На позиции Business Development Director я отвечаю за развитие новых направлений и услуг агентства: в свое время, мы нашли и запустили тренд social media marketing, сейчас делаем это с другими трендами и продуктами.

Как ты оцениваешь нынешнее состояние рынка digital-маркетинга?

Рынок за последние годы стал более плотным и сложным, можно назвать это взрослением. Digital-маркетинг перестал быть модным направлением и превратился в нормальный рабочий инструмент. Видно, что повысился барьер входа – если раньше каждый месяц появлялись новые агентства, то сейчас идет обратный процесс. Большинству крупных рекламодателей комфортно работать с полносервисными digital-агентствами с мощной экспертизой и сильной командой – это становится основным критерием выбора партнера.

Когда ты перешел на позицию Business Development Director в GRAPE, какие цели ты поставил себе, и что из этого списка уже можно вычеркнуть?

Одной из наиболее значимых целей было выстраивание mobile-экспертизы в агентстве. Если посмотреть на несколько запущенных в последнее время проектов – мобильная игра для бренда Max, которая собрала несколько сотен тысяч установок и поднималась до 5 места в топе по скачиваниям аркадных игр, приложение-тудушник Do:More от Rexona с очень крутой функциональностью, полноценный стартап – можно считать эту задачу успешно выполненной.

У тебя уже есть видение будущего себя в рекламном бизнесе?

Реклама хороша тем, что постоянно трансформируется, подстраивается под изменяющиеся привычки и потребности аудитории. Уверен, что впереди нас ждет еще много новых областей и инструментов, которые войдут в рекламную отрасль – именно этими вещами я и буду заниматься. Пока не хочу раскрывать всех карт.

Как и в какую сторону изменился SMM-отдел в GRAPE за те два года, что ты его покинул?

Андрей Волков и его команда – большие молодцы, очень сильные профессионалы. Я вижу в работе ребят большой упор на аналитику, цифры, технологии, пожалуй, это основное изменение: больше структурности и технологичности вместе с тем же ярким креативом и сильными проектами.

Ты продолжаешь следить за актуальными трендами и тенденциями в SMM?

Да, конечно, я слежу за тем, как меняется рынок, поведением людей в онлайне – особенно за развитием растущих сервисов на стыке social и mobile: Coub, Instagram, WhatsApp, Telegram, Snapchat, Secret и другие. Думаю, что тут нас ждет много сюрпризов в отношении рекламной модели и коммуникации с пользователями.

Ты ушел из SMM окончательно и бесповоротно? Или в голову иногда приходят мысли, после которых хочется вернуться?

Never say never!

Михаил Гейшерик: «Мне заплатили 100 долларов, но ролик снимать не стали»
0
0
0
0
1

Материалы по теме

Одноклассники проспонсируют блогерам создание профессиональных  шоу

В прошлом году ОК помогли блогерам снять три полноценных шоу – запущенные проекты про кино и кулинарию уже собрали более 20 млн просмотров в соцсети. В этом году Одноклассники увеличат число победителей как минимум в два раза и планируют снять от 6 до 9 проектов в зависимости от решения жюри.

Одноклассники запускают второй сезон конкурса креативных концепций шоу для блогеров – «БлогШоу» – и открывают прием заявок. Идеи должны соответствовать интересам аудитории соцсети и помогать пользователям развиваться в своем хобби. На воплощение проектов победители получат денежный грант, размер которого будет определяться индивидуально. Подать заявку для участия можно на сайте до 26 мая. Премьера шоу победителей состоится эксклюзивно в ОК.

В первую очередь будут рассматриваться идеи по тематикам кулинария, ремонт и дизайн, рукоделие и садоводство – эти направления контента особенно популярны среди пользователей ОК и имеют большую потенциальную аудиторию как внутри соцсети, так и в рунете в целом. Помимо перечисленных тем можно предложить концепции видеопроектов об авто, моде, путешествиях, питомцах, рыбалке, кино и сериалах, юморе, семье и отношениях.

Участвовать в конкурсе смогут все блогеры, у которых на момент подачи заявки есть группа в ОК. Для подачи своего проекта автору нужно будет описать свою идею с обоснованием, почему она может быть интересна аудитории соцсети, а также отразить примерный бюджет. Профессиональное жюри из представителей команды ОК и компаний, специализирующихся на создании профессионального контента, будут рассматривать все заявки в несколько этапов. Отобранные финалисты будут защищать свою идею перед экспертами. Победители будут названы до конца третьего квартала этого года.

Победители присоединятся к профессиональной команде, которая будет работать над воплощением идеи и сопровождать их от этапа проработки сценария до финального продюсирования и продвижения на платформе ОК. Команда соцсети даст блогерам рекомендации по созданию контента в том числе с учетом алгоритмов ОК и интересов пользователей. Автор будет полностью вовлечен в процесс съемок, постановку и воплощение идеи.

В первом сезоне ОК получили более 80 заявок от крупных и начинающих блогеров, которые описали идеи для шоу. В финале свои концепции защищали 20 участников с видеопроектами по тематикам «путешествия», «кулинария», «строительство и ремонт», «кино» и «рукоделие». Победителями стали три блогера ОК – Павел Сизов, автор кулинарной группы «Рецепты от шефа», Григорий Кукушкин, автор группы о кино «Грин Кинопомощник» и Татьяна Рыбакова, блогер-нутрициолог, автор группы «Таня Рыбакова – Психология стройности». Благодаря проекту блогеры запустили полноценные шоу о кулинарии и кино, которые суммарно уже собрали более 20 млн просмотров – «Секретный рецепт»«Властелин фильмец» и «Таня пробует» (выход запланирован на май 2024 года).

Как работают рекомендательные системы соцсетей

Алгоритмы обрабатывают информацию об интересах пользователей, чтобы дать им возможность смотреть релевантный контент. Андрей Кузнецов, директор по ML Одноклассников, рассказал о том, что влияет на работу рекомендаций в социальных сетях.

Соцсети отличаются от других сервисов, в которых аудитория потребляет контент, тем, что между пользователями социальных платформ есть связи. Общение происходит благодаря перепискам, добавлению друзей и реакциям на контент.

Основа всех современных рекомендательных систем — технологии машинного обучения, которые используются для улучшения пользовательского опыта. Их применяют в нескольких случаях:

  • Когда нужно показать обновления профилей и групп, на которые подписан пользователь. Предположим, пользователь в среднем тратит около часа в сутки в соцсети. Не стоит показывать ему весь контент, который добавляли его друзья, в хронологическом порядке. С помощью алгоритмов машинного обучения можно выбрать публикации, которые наиболее интересны для данного пользователя, и добавить эти посты в его ленту.
  • Когда надо узнать, какого контента и социального взаимодействия не хватает пользователю на платформе. С помощью рекомендательных систем соцсети могут предложить пользователю авторов контента или группы, которые могут быть ему интересны.
  • Когда пользователь ищет контент или других пользователей на платформе. Алгоритмы машинного обучения позволяют персонализировать результаты поиска и расположить их в нужном формате. При этом они учитывают, что, например, для пользователей разного пола и возраста одни и те же слова имеют своё значение — как, например, понятие «‎современная музыка»‎ для разных поколений.

Технологии машинного обучения получили своё название из-за того, что используют не только теорию, но и предыдущий опыт — накопленные знания о пользователе. 

Алгоритмы учитывают, какую личную информацию пользователь указал в своём профиле. Эти данные формируют публичный образ, который человек хочет использовать при общении. 

Важно также анализировать, как пользователь взаимодействовал с контентом на площадке: на какие посты он реагировал лайками или «‎классами»‎, какие ролики смотрел и т.д. Эти данные о реальных действиях человека в виртуальном пространстве показывают, какому контенту он готов уделять своё время. Интересно, что не всегда эти предпочтения совпадают с тем, что пользователь рассказывает о себе в профиле. При помощи технологий можно выяснить такие различия и учесть их при создании персональной ленты.

Рекомендательные системы анализируют не только интересы пользователя, но и предпочтения аудитории, похожей на него по какому-либо признаку. Обычно на людей влияет их окружение, и каждый человек хочет общаться с теми, кто близок ему по мировоззрению. Алгоритмы относят пользователя к широкому кластеру людей с одинаковыми предпочтениями. Одна из важных задач машинного обучения — это поиск тех, кто «‎похож»‎ на пользователя по полу, возрасту, городу проживания и т. д.

Можно выделить два направления машинного обучения в рекомендательных системах:

  • Контенто-ориентированное. Этот подход связан с предыдущим опытом пользователя на площадке. Рекомендательные системы будут показывать человеку контент, похожий на тот, на который он реагировал ранее.
  • Коллаборативное. Алгоритмы учитывают неявные предпочтения пользователя. Например, они будут считать похожими две разные публикации, на которые положительно отреагировала одна и та же аудитория.

Универсальных решений для всех задач, с которыми сталкиваются специалисты по машинному обучению, нет. Обычно разработчики используют гибридный подход.

Основа рекомендательных систем — это машинное обучение. Чтобы предложить пользователю актуальный контент и возможных друзей, нужна математика.

Самая простая технология, которая используется для этого — матричные разложения. Можно представить матрицу как квадратную таблицу, в которой в каждом столбце хранятся данные об одном пользователе, а в каждой строке — какие-то сущности, items (например, темы или единицы контента). В клетках, где пересекаются профиль пользователя и объект, который его заинтересовал, стоит единица, а где нет – ноль.

Алгоритмы машинного обучения помогают разложить одну матрицу на две другие с данными о пользователе или item и характеристиками. С помощью математической функции можно сопоставить, у каких пользователей наиболее схожи интересы. 

Рекомендательные системы решают, как правильно строить и обрабатывать такие таблицы. Алгоритмы машинного обучения непрерывно обрабатывают информацию — как в реальном времени, так по прошествии некоторого времени. Поведение пользователя может со временем меняться, поэтому рекомендации нужно постоянно подстраивать.

Алгоритмы анализируют историю и подстраиваются под изменения в поведении и интересах прользователей. Например, пользователь указал в профиле, что любит кошек, но со временем стал заходить в группы о собаках (причём определённой породы — корги) и ставить «‎классы»‎ под публикациями о них. Со временем алгоритмы перестроятся и начнут предлагать ему больше постов и видео о корги.

Современные социальные платформы открыто используют рекомендательные системы. Они заинтересованы в том, чтобы пользователю нравился предложенный контент и он как можно больше времени проводил за его просмотром.

Чтобы настроить алгоритмы под себя, нужно ярко выражать отношение к публикациям в ленте. Рекомендательные системы используют два вида обратной связи от пользователей: 

  • Явная обратная связь. Пользователь открыто показывает своё отношение контенту — ставит реакции, пишет комментарии или, наоборот, скрывает подобные посты из ленты.
  • Неявная обратная связь. Например, пользователь посмотрел большую часть длинного видео. Скорее всего, эта тема ему была интересна. Если же пользователь выключил ролик в первые пять минут, больше не строит предлагать ему такой контент. Неявная обратная связь обычно имеет меньшее значение при настройке алгоритмов, потому что мы пока не научились определять, какие эмоции у аудитории вызывает просмотр видео. Возможно, некоторые пользователи просто не выключили его вовремя. 

Иногда модель машинного обучения могут пытаться взломать. В информационной безопасности такое действие называется «‎злонамеренным манипулированием входными данными»‎. Это происходит, когда кто-то хочет заставить модель давать неправильные предсказания, чтобы, например, получить финансовую выгоду или нарушить работу системы. Интересно, что даже изображение можно «‎отправить»‎ так, что человек не увидит разницу с исходной картинкой, а для нейросети она изменит восприятие контента. В научном сообществе сейчас развивается целая область, которая изучает такие способы взлома и методы борьбы.

Главная задача, которую приходится решать разработчикам – это привлечение внимания пользователя. У каждого человека есть определённое количество времени, которое он готов посвятить просмотру контента в соцсетях и в интернете в целом. В будущем платформам придётся конкурировать за внимание пользователей и timespent (время, которое аудитория проводит на площадке).

IT-компании движутся к тому, чтобы научиться лучше понимать пользователей и персонифицировать их опыт. Цифровой след человека на площадке помогает при этом правильно настроить модели машинного обучения.

Через некоторое время рекомендательные системы будут использоваться в персональных голосовых ассистентах ​​(conversational recommendation systems). Они уже умеют решать многие повседневные задачи — от выбора музыки и вызова такси. Модели машинного обучения и рекомендации помогут добавить новые функции для ассистентов и дать возможность людям делегировать всё больше задач.

Возможно, в ближайшем будущем мы будем чаще слышать о развитии генеративного искусственного интеллекта. Пилотные проекты уже привлекают много внимания, но компании не всегда продумывают риски до того, как модель станет доступной для пользователей. Согласно прогнозу Gartner на 2024 год, развитие комплексной программы управления доверием, рисками и безопасностью искусственного интеллекта станет одной из ключевых IT-тенденций. Благодаря этому подходу можно заранее проверять надёжность систем и защиту конфиденциальных данных.

459
15 мин.
Новый медиакит ОК: что важно знать о платформе в 2024 году

ОК опубликовали обновлённый медиакит, который содержит информацию о новых продуктах и сервисах соцсети для блогеров и бизнеса. В документе собраны актуальные данные об аудитории платформы, новых контентных проектах ОК и инструментах для продвижения.

Одноклассники укрепляют позиционирование в качестве территорией увлечений — платформы, где собран контент даже о самых редких хобби. В обновлённом сервисе «Увлечения» пользователи могут обсуждать любимые занятия с единомышленниками, смотреть интересный контент, а также задавать вопросы экспертам и другим пользователям.

  • ОК запустили новых 13 собственных шоу — «ОКнутые люди», «Психология кино», «Игристое шоу» и т.д.
  • Благодаря алгоритму поддержки начинающих авторов «Молния» 1000 групп получили дополнительную поддержку от ОК. Общее количество новых групп с качественным контентом выросло на 35%.
  • Количество новых блогеров на платформе увеличилось в 3 раза, а рост охватов авторов контента и медиа достиг 61% по сравнению с 2022 годом.
  • Создатели контента активно участвуют в программах монетизации — в 2023 году количество групп, получающих доход от своего контента, выросло на 86%. 
  • 36 млн россиян используют ОК каждый месяц. 17% из них живут в Москве, 58% — в городах-миллионниках, а 25% — в других местах страны.
  • 80% пользователей предпочитают заходить в ОК только с мобильных устройств. 87% из них используют устройства на платформе Android.
  • В 2023 году пользователи ОК оставили 17 млрд реакций под постами, написали 1,8 млрд комментариев и установили 43 млн рамок на аватары профилей. Они отправили друг другу 35 млрд подарков.
  • Аудитория ОК часто использует обновлённый сервис «Увлечения»: пользователи опубликовали в нём 70000 единиц нового контента.
  • 19,7 млн пользователей запустили новую мобильную игру в 2023 году.
  • Среднее время, которое мобильная аудитория проводит в играх, увеличилось на 17,2%.

В новом медиаките собрана информация о популярных рекламных форматах и об инструментах для спецпроектов в ОК, а также об интересах пользователей платформы.